единственное написанное Л. сочинение из восьми ―глав, которые Л. намеревался написать в форме писем к И. И. Шувалову. Написано к 1 ноября 1761 г. дню рождения Шувалова. Рукопись не сохранилась. По цензурным соображениям впервые напечатано полностью без сокращений лишь в 1871 г. в ―Беседах в обществе любителей российской словесности при Московском университете. Текст этого сочинения начинается обращением к адресату, в котором Л. указывал, что, руководствуясь усердием, которое не позволяет ему ―ничего полезного обществу оставлять под спудом, он хочет имеющиеся у него мысли изложить в виде следующих глав: 1.О размножении и сохранении российского народа. 2.О истреблении праздности. 3.О исправлении нравов и о большем народа просвещении. 4.О исправлении земледелия. 5.О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6.О лучших пользах купечества. 7.О лучшей государственной экономии. 8.О сохранении военного искусства во время долговременного мира. Полагая первую тему ―самым главным делом, Л. с нее и начинает, причем считает, что без издания законов ―некоторых обычаев и еще некоторых, под именем узаконений вкоренившихся, истребить невозможно.
В разделе, пронумерованном цифрой 1, Л. показывает как много ―вредных душегубств происходит из-за возрастного неравенства супругов. Поэтому ―вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно (невеста не должна быть старше жениха более, чем на 2 года, а жених не более, чем на 15 лет). Во 2-м разделе Л. требует ―накрепко подтвердить, чтобы ―венчающие священники под угрозой лишения чина не венчали насильно. Следующий раздел направлен Л. против церковного узаконения о запрещении четвертого брака. ―Много видел я вдовцов от третьей жены 30-ти лет своего возраста, а отец мой овдовел в третий раз хотя 50-ти лет, однако еще в полной своей бодрости и мог бы еще жениться на четвертой. Правда. нужно требовать свидетелей. что ―не было ли какого потаенного злодейства? В 4-м разделе Л. касается того же вопроса у духовенства. Он доказывает, что для увеличения деторождения необходимо со вдовых клириков ―снимать чин священства и разрешать им вступать во второй брак. Кроме того, считает Л., следует запретить пострижение в монашество женщинам до 45 лет, а мужчинам до 50. Далее Л. (раздел 5) предлагает ―учинить нарочные богадельные дома для невозбранного зазорных (незаконнорожденных. Э. К.) детей приему. Затем Л. в разделе 6 пишет о том, что очень велика детская смертность. Для ее уменьшения он предлагает: 1) издать ―хорошие книжки о повивальном искусстве, 2) для излечения детских болезней присоединить в ту книжку наставления ―великого медика Гофмана (по которым, пишет Л., он дважды свою дочь от смерти избавил), не позабыв при этом хорошего опыта ―наших бабок и лекарей, а поскольку 3) аптек у нас почти нет и об этом ―давно бы должно было иметь попечение, но о ―сем особливо доложено будет. Предложенную Л. книжку необходимо издать большим тиражом. чтобы священники и грамотные люди, ―читая могли сами знать и других наставлением пользовать.
В следующем, 7 разделе Л. указывает, что дети гибнут еще и от крещения ледяной водой. ―Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами. От болезней детей Л. затем переходит к рассмотрению здоровья человека во взрослом состоянии. Здесь Л. протестует против укоренившихся в России обыкновений невоздержанности и неосторожности, ― имеющими вид некоторой святости. Он имеет в виду невоздержание в еде и питье перед великим постом, ―разговенье тому же подобно. По окончании св. недели, отстояв ―обедню до свету, ―как с привязу спущенные собаки, ―недавние строгие постники объедаются, пьянствуют, блудят. ―Крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно. Можно. конечно, быть умеренным, но у нас на великий пост приходится время. когда у крестьян нет работы, бездорожье останавливает купцов и военных. Праздность причина невоздержанности. Далее Л. пишет, что если бы перенести масленицу на май, то великий пост был ―полною весною, а св. неделя около Петрова дня, то все были бы заняты работой и ―меньше было бы праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, а ―если бы кто и напился, однако, возвращаясь домой не замерз бы по дороге, как о масленице бывает, и не провалился бы под лед, как бывает на св. неделе. Л. считает, далее, что время постов и праздников было установлено ―в Греции и в земле обетованной. От имени ―великих учителей и расположителей постов и праздников Л. обращается к руководителям православной церкви с призывом: ―Расположите, как разумные люди, по вашему климату, употребите на пост другое способнейшее время или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. А сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами... Л. видит какие большие препятствия надо преодолеть. чтобы ввести предлагаемые им изменения, но они не больше тех, которые были преодолены, когда Петр Великий проводил свои реформы. Все они вошли в жизнь, войдут и предлагаемые им. ―Русский народ гибок! В 9-м разделе Л. настаивает на необходимости подготовить ―по всем городам достаточное число докторов, лекарей и аптек. Что же касается смерти от эпидемий и стихийных бедствий, то в 10-м разделе Л. предлагает Медицинскому факультету издать и распространить соответствующую книгу, а, чтобы избежать падежа скота и на людей поветрия после солнечных затмений, то нужно о них заранее оповещать, чтобы люди во время затмения, ―когда падают ядовитые росы, не выпускали скота из дому и не давали ему травы, сжатой в день затмения. Об уменьшении гибели от пожаров Л. собирался писать в главе ―о лучшей государственной экономии, а о гибели от весенних разливов рек предложил не селиться на низких. заливаемый водой местах. 11-й раздел Л. посвящает борьбе с разбойниками и ворами. Для этого он предлагает оградить все города стенами или валами, оставив малое число ворот с караулами при них, поставить города там, где на большой территории их нет, выдавать всем, кто приведет вора или разбойника по 10 рублей, а за главаря по 30, запретить ―под опасением наказания принимать в своем доме незнакомых людей. А чтобы предотвратить уход части населения, главным образом раскольников, за границу (раздел 12) Л. предлагает вернуть их силой, другие же способы Л. собирался представить в главе ―о исправлении нравов и о большем просвещении народа.
В последнем (13-ом) разделе Л. предлагает приглашать в Россию ―иностранных. Заканчивается это сочинение предположением Л., что если бы применить все предложенные им 13 способов (а ―есть еще и больше, добавляет он), то в каждый год население России будет увеличиваться на полмиллиона человек, а за 20 лет (―от ревизии до ревизии) до 10 миллионов. (ПСС. Т. 6. С. 381-403, 596-602.)