«О всей твари» – апокриф. Представляет собой учительное по тону произведение, направленное против ложных мнений об устройстве мира. Здесь осуждаются сами поиски знаний путем чтения книг: «Но что сего боле ищеши, блядословче неразумне, и лжеища и мудруяся пред человеки? Сам в ересь впадеши, а ины в нечаяние введеши, яко же древнии философи еретици быша, многи книги почитавъши, разуму добра не имеша: книгам бо учится друг у друга, а разум бог дает ему (же) хощет». Кроме того, здесь излагаются представления, которые кажутся автору истинными. Судя по изложенному здесь мнению, что земля утверждена «ни на чем», автор, вероятно, был знаком с подборкой статей на естественнонаучные темы, созданной в XI в. Евстратием Никейским и ставшей известной в славянском переводе, по крайней мере, с нач. XV в. (старейший список в рукописи Кирилла Белозерского). При этом он с верой излагает и наивные народные представления сказочного или фольклорного характера, например об ангелах, которые снимают с солнца и надевают на него венец, и о других ангелах, которые вращают громовое колесо («...снимают венець и въскладает 300 аггели, а громным колом воротят 300 аггел. Сице же и луна, и звезды, и ветри, – все то животно и бесплотно»), о том, что, возвращаясь под землю, солнце омывается в океане и тревожит гигантского петуха («Солнце же течет на въздух в день, а в нощи по окияну ниско летит, не омочась, но токмо 3-жды омывается в окияне. Глаголеть писание: есть кур, ему же глава до небеси, а море до колена. Еда же солнце омывается в кияне, тогда же акиян въсколеблется, и начнут волны кура бити по перью, (он) же, очютив волны, и речет: «Кокореку!», – протолкуется: «Светодавче, господи, дай же свет мирови!». Еда же то въспоет, и тогда вси кури воспоют во един год по всей вселенней»). Фантастическое же сообщение о земле за океаном, на которой помещаются рай и ад, заставляет тем не менее думать, что апокриф был написан после открытия и некоторого изучения Америки, ибо здесь говорится, что земля эта имеет форму половинки щита и широкой стороной обращена к океану: «За акияном же есть земля, на ней же рай и муки. Посреде же земля, на ней же тоя, – пропасть глубока, удо же течет река вогнена. Земля та образом, яко пол щита. Прележит же широтою страною к окияну. Таже рай во едином угле, а муки друзей земле тоя». Сверх того сообщается, что «в окияне стоит столп, зовеми Адамамантин, ему же глава до небеси. К тому же столп привязан анти(христ) сотона диявол». Таким образом, представляется, что апокриф возник не ранее кон. XV в. Опубликован по рукописи 1531 г. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 774; нач.: «Прьевое приведе бог от небытия в бытие...»).
Изд.: Тихонравов. Памятники. 1863. Т. 2. С. 347–350.
Г. М. Прохоров