священнические, монашеские и архиерейские одежды. По назначению его принято делить на три вида: богослужебное облачение, внеслужебное облачение и облачение монашеское.
1. Облачение духовенства, используемое вне церковных служб. К этому виду относят предметы одежды, позволяющие отличить духовное лицо от мирян. Вне церкви дьякону и священнику положено носить рясу и подрясник. При этом священника от дьякона можно отличить по наличию у первого наперсного креста. Архиерей вне службы носит рясу, подрясник, клобук, мантию, наперсный крест и панагию.
2. Богослужебные облачения имеют более серьезные отличия, чем одежда, носимая священнослужителями вне церковных служб. Некоторые одежды, надеваемые клириками во время богослужений, являются символами Божьей благодати, не имея их, священнослужитель не имеет права совершать богослужение. Например, чтец во время службы по благословению священника надевает стихарь, дьякон – подрясник, стихарь, поручи и орарь, а священник – подрясник (или подризник), рясу, епитрахиль, поручи, фелонь, наперсный крест и пояс. Архиерей во время церковной службы надевает подрясник (или подризник), рясу, пояс, епитрахиль, саккос (или фелонь), палицу, панагию, крест, омофор и митру. Отдельные богослужения – такие, как, например, панихида или крещение, – архиерей или священник имеют право совершать без саккоса или фелони. Кроме того, во время службы священник надевает предметы одежды, которые были даны ему в качестве награды: набедренник, камилавку, богато украшенный наперсный крест, митру, палицу и пр. Помимо этого, на разных службах цвет одеяний клириков меняется в зависимости от уставных указаний.
3. Облачение монахов является символическим отображением качеств, которыми должен обладать каждый инок. Исключением являются одежды рясофорного монаха, так как подготовительная степень монашества не предполагает подобного осмысления собственной жизни. Они мало отличаются от облачения дьякона: ему положено носить рясу и камилавку. Облачение монаха малой схимы – это параман, хитон, мантия, ряса и клобук, а схимонаха (монаха великой схимы) – ряса, аналав, хитон, куколь и мантия.
Облачение
Облачение
Источник: Православная энциклопедия.
ОБЛАЧЕНИЕ
одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему назначению облачение делится на: а) внебогослужебное, б) богослужебное, в) монашеское. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя – стихарь; диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. Цвет облачения). Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом спасения» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. Схимонах) – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Облачение
одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. Православное воззрение не ограничивает это понятие только земным планом, но распространяет его на жизнь в Царстве Божием, где имеют место невещественные ризы, являющиеся неотъемлемой частью духовнотелесного существования личности в состоянии обожения и нетления. Вещественным же образом таких небесных одежд Господа, ангелов и святых служат церковные О. В согласии с общей церковной символикой эти О. понимаются как таинственно содержащие в себе благодатную силу своих первообразов – небесных одежд. Повидимому, уже в IV в., после прекращения гонений на христиан, возникло различие между богослужебными ризами и повседневными одеждами. Данное различие в основных чертах оформилось к VI в. и сохраняется до сих пор. В наши дни О. подразделяется на: 1) внебогослужебное духовенства; 2) богослужебное клира (в широком смысле слова); 3) монашеское.
Внебогослужебное О. духовенства, отличающее его от мирян, следующее: у диакона – подрясник и ряса; у священника – подрясник и ряса, поверх которой надевается наперсный крест; у архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.
Богослужебное О. клира – одежды, в которых церковнослужители и священнослужители совершают богослужение. Многие из этих О. – символы благодатных дарований, и без них нельзя совершать богослужение. Богослужебное О. церковнослужителя – стихарь; диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест. Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат часы, повечерия и требы. На литургию священник надевает полное О. Основой его является подризник, поверх которого сначала надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, фелонь. В качестве награды священникам дается право ношения некоторых дополнительных О., в частности камилавки, креста с украшениями, набедренника, палицы, митры. Богослужебное О. архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское О. и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое О. и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству.
Богослужебные одежды бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня – белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет О. царский – золотой или желтый всех оттенков. В праздники Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников – голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темнокрасный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых О. всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье. В посты цвет О. бывает темный (темносиний, фиолетовый, темнозеленый, темнокрасный, черный). В черных О. обычно служат во дни Великого поста. Погребения, как правило, совершаются в белых О., ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет принят и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собою Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых О. в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом.
Монашеское О., обычно черного цвета, призвано символически отобразить духовные качества иноков. Так, например, куколь (лат. капюшон) – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется шлемом спасения и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей.
Внебогослужебное О. духовенства, отличающее его от мирян, следующее: у диакона – подрясник и ряса; у священника – подрясник и ряса, поверх которой надевается наперсный крест; у архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.
Богослужебное О. клира – одежды, в которых церковнослужители и священнослужители совершают богослужение. Многие из этих О. – символы благодатных дарований, и без них нельзя совершать богослужение. Богослужебное О. церковнослужителя – стихарь; диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест. Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат часы, повечерия и требы. На литургию священник надевает полное О. Основой его является подризник, поверх которого сначала надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, фелонь. В качестве награды священникам дается право ношения некоторых дополнительных О., в частности камилавки, креста с украшениями, набедренника, палицы, митры. Богослужебное О. архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское О. и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое О. и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству.
Богослужебные одежды бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня – белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет О. царский – золотой или желтый всех оттенков. В праздники Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников – голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темнокрасный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых О. всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье. В посты цвет О. бывает темный (темносиний, фиолетовый, темнозеленый, темнокрасный, черный). В черных О. обычно служат во дни Великого поста. Погребения, как правило, совершаются в белых О., ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет принят и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собою Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых О. в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом.
Монашеское О., обычно черного цвета, призвано символически отобразить духовные качества иноков. Так, например, куколь (лат. капюшон) – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется шлемом спасения и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей.
Источник: Краткий православный словарь.