ОБМЕН
ОБМЕН
переход продуктов труда и услуг из собственности одних лиц в собственность других, сопровождаемый встречным движением материальных благ или их знаков. Вместе с собственно производством, распределением и потреблением обмен входит в понятие производства в широком смысле слова.
Источник: Общие понятия и термины этнологии
ОБМЕН
система установок и практик, сопровождающих оказание взаимных услуг и переход материальных символических ценностей от одних собственников к другим. Составляет основу разнообразных связей в первобытных культурах и сохраняет большое значение в любых обществах, в том числе и современных, выполняя как утилитарную, так и соционормативную функции.
Теория обмена применительно к традиционным обществам разработана в рамках социальной антропологии Дж. Фрэзером, Б. Малиновским, М. Моссом. Введенное М. Моссом понятие реципрокности (реципрокации) (от лат. reciproco - возвращаю) является одним из основополагающих концептов экономической антропологии, изучающей экономические отношения в традиционных (доиндустриальных) культурах. Обмен рассматривается как система совокупных тотальных поставок от рода к роду, в ходе которых индивиды и группы имели право и обязанность давать, получать и возмещать. Эта наиболее архаичная форма обмена (реципрокная экономико-правовая модель) была основана на морали дара. До появления рынка и денег (в той или иной форме) именно дар был универсальным средством обмена и фундаментальным основанием всего разнообразия социально-экономических связей и взаимодействий. Для реципрокации характерен обмен материальными благами и услугами между различными группами - семейными, родственными, соседскими. Эти группы равноправны и связаны между собой стабильными взаимными обязательствами. Реципрокный обмен имеет двойственную природу, включая экономическую составляющую (перемещение материальных ценностей и ресурсов) и социальную компоненту (установление и поддержка дружеских отношений), причем возобновление социальных связей может иметь большее значение, чем сама сделка и получение материальной выгоды.
Реципрокный обмен имеет симметричный характер, способствует социальной и экономической интеграции, включенных в него групп, порождает чувство солидарности. Не исключается обмен сакральными предметами, который сопровождается религиозны ми церемониями и магическими обрядами. С возникновением общественного разделения труда обмен становится регулярным, увеличивается в объеме, так как превращается в необходимое условие реализации растущих излишков и продуктов межобщинной специализации.
В иерархических обществах обмен стимулировал рост производства, способствовал его эффективности (поощряя разделение труда), ускорял процессы социальной и имущественной стратификации. По мере усложнения социокультурной организации реципрокный обмен вытесняется редистрибуцией, но определенные формы реципрокации сохраняются вплоть до современности.
Лит: Мердок Дж. 77. Социальная структура. М, 2003; Файнберг Л. А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество. М., 1975; Шрадер X. Экономическая антропология. СПб., 1999; Levi-Strauss С. The Elementary Structures of Kinship. London, 1949; Polanyi K. Semantics of General Economic History // Readings in Anthropology. V. 2. N. Y., 1959; Polanyi K. The Economy as Instituted Process Trade and Market in the Early Empires. Glencoe, 1957; Sahlins M. Stone Age Economics. Chicago, 1974. E. А. ВАСИЛЬЕВ
Теория обмена применительно к традиционным обществам разработана в рамках социальной антропологии Дж. Фрэзером, Б. Малиновским, М. Моссом. Введенное М. Моссом понятие реципрокности (реципрокации) (от лат. reciproco - возвращаю) является одним из основополагающих концептов экономической антропологии, изучающей экономические отношения в традиционных (доиндустриальных) культурах. Обмен рассматривается как система совокупных тотальных поставок от рода к роду, в ходе которых индивиды и группы имели право и обязанность давать, получать и возмещать. Эта наиболее архаичная форма обмена (реципрокная экономико-правовая модель) была основана на морали дара. До появления рынка и денег (в той или иной форме) именно дар был универсальным средством обмена и фундаментальным основанием всего разнообразия социально-экономических связей и взаимодействий. Для реципрокации характерен обмен материальными благами и услугами между различными группами - семейными, родственными, соседскими. Эти группы равноправны и связаны между собой стабильными взаимными обязательствами. Реципрокный обмен имеет двойственную природу, включая экономическую составляющую (перемещение материальных ценностей и ресурсов) и социальную компоненту (установление и поддержка дружеских отношений), причем возобновление социальных связей может иметь большее значение, чем сама сделка и получение материальной выгоды.
Реципрокный обмен имеет симметричный характер, способствует социальной и экономической интеграции, включенных в него групп, порождает чувство солидарности. Не исключается обмен сакральными предметами, который сопровождается религиозны ми церемониями и магическими обрядами. С возникновением общественного разделения труда обмен становится регулярным, увеличивается в объеме, так как превращается в необходимое условие реализации растущих излишков и продуктов межобщинной специализации.
В иерархических обществах обмен стимулировал рост производства, способствовал его эффективности (поощряя разделение труда), ускорял процессы социальной и имущественной стратификации. По мере усложнения социокультурной организации реципрокный обмен вытесняется редистрибуцией, но определенные формы реципрокации сохраняются вплоть до современности.
Лит: Мердок Дж. 77. Социальная структура. М, 2003; Файнберг Л. А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество. М., 1975; Шрадер X. Экономическая антропология. СПб., 1999; Levi-Strauss С. The Elementary Structures of Kinship. London, 1949; Polanyi K. Semantics of General Economic History // Readings in Anthropology. V. 2. N. Y., 1959; Polanyi K. The Economy as Instituted Process Trade and Market in the Early Empires. Glencoe, 1957; Sahlins M. Stone Age Economics. Chicago, 1974. E. А. ВАСИЛЬЕВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.