Обновленчество
Обновленчество
движение в русском православии, оформившееся после революции 1917 г. Его последователи выступали за модернизацию церкви, усиление выборного начала во всех органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе, поддержку советской власти.
Обновленчество
движение в Русской православной церкви после октября 1917 г., сторонники которого выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала в органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе. В 1922 г. оформилось реформаторское направление («Живая церковь»), создавшее в 1923 г. Высшее церковное управление. Поместный собор обновленцев 1923 г. объявил о низложении патриарха Тихона. После смерти обновленческого митрополита А.И. Введенского обновленцы вернулись в лоно РПЦ (1946).
Источник: Краткий словарь по истории.
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
движение в русском православии, оформившееся после Октябрьской революции 1917. Его последователи выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала во всех органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе и т. п. В 1922 оформились реформаторские группы ("Живая церковь", "Союз церковного возрождения" и др.), создавшие в 1923 Высшее церковное управление. Под знаком идей О. прошел Поместный собор 1923, который высказался за поддержку советской власти и заявил о низложении патриарха Тихона. В конце 1923 создан синод обновленческой церкви во главе с митрополитом. После смерти обновленческого митрополита А. И. Введенского (1946) обновленцы вернулись в лоно Русской православной церкви.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Обновленчество
оппозиционное движение в Русской православной церкви, возникшее в 1922 г. Несколько реформаторских групп ("Живая церковь", "Союз церковного возрождения", "Союз общин древнеапостольской церкви" и др.) разработали программу церковных преобразований, рассчитанных на радикальное обновление Русской православной церкви. Поместный собор 1923 г., созванный обновленцами, высказался в поддержку советской власти, низложил патриарха Тихона, санкционировал проведение частичных преобразований церковной жизни. В 1925 г. обновленцы созвали следующий Поместный собор, на котором рассчитывали помириться со сторонниками Тихона. Собор официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни, что явилось практически отказом от обновленчества.
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
течение внутри православной церкви в России, ставившее целью приспособление церкви к изменившимся политич. условиям. Возникло в период революции 1905-07. Внося в программу идеи христианского социализма, О. фактически вело агитацию за отказ от революции и сохранение класса эксплуататоров. После разгрома интервенции и окончания гражд. войны 1918-20 О. получило довольно большое развитие. Осудив антисов. деятельность патриарха Тихона и заявив о своем лояльном отношении к Сов. власти, обновленцы пытались внести нек-рые изменения в церк. устройство и быт духовенства (женатый епископат, второбрачие духовенства, богослужение на рус. яз. и пр.), не затрагивавшие основ религ. идеологии. Нек-рые группировки (митрополит А. И. Введенский и др.) вели демагогич. агитацию за возвращение к т.н. демократич. порядкам раннего христианства, пытаясь дать ему "социальное" толкование в духе христ. социализма. О. послужило толчком для пересмотра отношения православной церкви к Сов. власти. Опасаясь изоляции от народа, православная церковь встала на путь лояльного отношения к Сов. власти, не восприняв, однако, программы О. С возвращением обновленч. духовенства в православную церковь О. как течение ликвидировалось. Лит.: Степанов И., О "живой церкви", М.. 1922; Луначарский А. В., Христианство или коммунизм. Диспут с митрополитом А. Введенским, Л., 1926; Платонов Н. Ф., Православная церковь в 1917-35 гг., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, т. 5, М.-Л., 1961. E. Ф. Грекулов. Москва.
Обновленчество
антиправославное реформационное движение в среде священнослужителей и мирян РПЦ, возникшее в 1922 как следствие кризисных явлений в русском православном сознании и церковной жизни, усугубленных смутой революции. Духовными предпосылками О. были отрыв части священства и близкой к Церкви интеллигенции от православной традиции, подмена подлинного церковного миросозерцания искусственными идеями «нового религиозного сознания» (восходящими к трудам известного религиозного философа В. С. Соловьева и его последователей), а также личные амбиции и лояльное отношение к советскому режиму, ставшее обычным в среде церковных реформаторов. Последнее обстоятельство обусловливало стремление «обновленцев» установить политический союз (конкордат) с большевистским государством и за счет этого прочно вписаться вместе с «новой Церковью» в новую социальнополитическую систему. С самого начала О. представляло собой собрание разнородных групп (среди которых самой крупной была группировка «Живая Церковь»), объединенных лишь отрицательным отношением к РПЦ. Наиболее видной и характерной фигурой среди лидеров О. являлся Александр Иванович Введенский (1889–1946) – священник с идеями радикального преобразования православия. В дореволюционные годы он был частым гостем салона «неохристиан» Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, после октябрьского переворота превратился в горячего сторонника создания «советской Церкви» и был возведен обновленцами в сан «митрополита». Согласно программе, принятой на собрании группы «Живая Церковь» в мае 1922, О. стремилось размыть догматические основы православного вероучения. В частности, в идею творения мира Богом вносилась «естественнонаучная» мысль об участии в творении «производительных сил природы»; чисто моральным толкованием заменялись идеи Страшного суда, рая и ада; отвергались монашество и путь мистического богопознания; предполагалось упростить и «демократизировать» богослужение, приблизив его к тогдашнему состоянию общественного сознания; открыть доступ к епископскому чину белого духовенства. Негативную роль в русской церковной смуте сыграла Константинопольская Патриархия, а также Александрийский и Иерусалимский Патриархи, которые признали обновленческий «синод», до конца 1930х гг. поддерживали связи с О. и рассматривали его деятелей как представителей Русской Церкви. Но зачастую безнравственное поведение и политиканство лидеров О., стремившихся выслужиться перед властями, и, прежде всего, неправославная программа движения отталкивали от него широкие слои верующих. После начала Великой Отечественной войны покаянное возвращение отступников в лоно РПЦ приобрело всеобщий и повсеместный характер.
Источник: Краткий православный словарь.
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
оппозиционное течение в Рус. правосл. церкви (РПЦ) после октября 1917, противостоявшее официальному рук-ву церкви; повлекло за собой временный раскол. В его основе неприятие частью духовенства антиправит. деятельности патриарха Тихона и его сторонников, а также стремление приспособить церковь к изменившимся условиям. Как массовое движение зародилось в 1922 в виде реформаторских групп «Живая церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин древлеапостольской церкви», «Народная церковь» и мн. др., более мелких образований аналогичного типа. Было создано Высшее церк. управление (ВЦУ), призванное заменить патриарха. В Пенз. епархии первой обновленч. группой стала «Свободная народная церковь в свободном народном государстве» (СНЦ), созданная в дек. 1919 архиепископом Владимиром (Путятой) на основе той части правосл. паствы, к-рая не признала его отстранения от должности главы епархии (1917). СНЦ ставила своей задачей восстановление «во всей первобытной чистоте искаженное современным фарисейством евангелическое учение». Она заявила о намерении «идти рука об руку с народной рабоче-крестьянской властью» – защитницей «труждающихся и обремененных». Рук-во СНЦ призвало верующих повиноваться Сов. власти «не из страха, не за гнев, а за совесть». Широкого распространения среди духовенства и мирян епархии СНЦ не получила. После отъезда архиепископа Владимира из Пенз. в июне 1922 она прекратила существование. Весной 1922 в Пенз. группа духовенства начала издавать газ. «Живая церковь» (1-й номер 15 мая 1922). Она обращалась к духовенству епархии, желая объединить вокруг себя «прогрессивную» часть духовенства. Обращение подписали епископ Иоанникий (Смирнов), священники – Спиридонов, Циционков, Вилкин, дьяконы – Дрошнов, Медведев. В программе группы осуждались «рабское служение церкви самодержавию» насильств. методы борьбы с инакомыслием и прочее. В связи с арестом офиц. главы епархии епископа Бориса (Лентовского) и архиепископа Владимира (Путяты) группа взяла на себя временное рук-во епархией. По ее инициативе 25 мая 1922 состоялось общее собрание духовенства и церк.-приходских советов Пенз. На нем был избран Врем. епарх. совет (ВЕС) в составе 10 чел. В него вошли и 5 представителей обновленцев. Пред. ВЕС был избран епископ Иоанникий (Смирнов). Была установлена связь с ВЦУ, получены от него инструкции о проведении епарх. съезда духовенства и мирян. В связи с разрушением структур управления офиц. церкви б. ч. приходов епархии оказалась в юрисдикции обновленцев. Но по мере восстановления этих структур обновленцы постепенно (начиная с 1925) утрачивают свое влияние, а затем и совсем прекращают свою деятельность, вернувшись в лоно патриаршей церкви. Для верующих епархии оказался неприемлемым радикализм программы группы. Лит: Красное знамя. 1920. 7 янв.; Живая церковь. 1922. № 1–4; Шейнман М. М. Обновленческое движение в Русской православной церкви //Вопросы научного атеизма. ВыПенз. 2. М., 1966; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской православной церкви. Казань, 1970. А. Б. Никонов.
Источник: Пензенская энциклопедия.