Обновленчество

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Обновленчество
движение в русском православии, оформившееся после революции 1917 г. Его последователи выступали за модернизацию церкви, усиление выборного начала во всех органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе, поддержку советской власти.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Обновленчество
движение в Русской православной церкви после октября 1917 г., сторонники которого выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала в органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе. В 1922 г. оформилось реформаторское направление («Живая церковь»), создавшее в 1923 г. Высшее церковное управление. Поместный собор обновленцев 1923 г. объявил о низложении патриарха Тихона. После смерти обновленческого митрополита А.И. Введенского обновленцы вернулись в лоно РПЦ (1946).

Источник: Краткий словарь по истории.

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
движение в русском православии, оформившееся после Октябрьской революции 1917. Его последователи выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала во всех органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе и т. п. В 1922 оформились реформаторские группы ("Живая церковь", "Союз церковного возрождения" и др.), создавшие в 1923 Высшее церковное управление. Под знаком идей О. прошел Поместный собор 1923, который высказался за поддержку советской власти и заявил о низложении патриарха Тихона. В конце 1923 создан синод обновленческой церкви во главе с митрополитом. После смерти обновленческого митрополита А. И. Введенского (1946) обновленцы вернулись в лоно Русской православной церкви.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Обновленчество
оппозиционное движение в Русской православной церкви, возникшее в 1922 г. Несколько реформаторских групп ("Живая церковь", "Союз церковного возрождения", "Союз общин древнеапостольской церкви" и др.) разработали программу церковных преобразований, рассчитанных на радикальное обновление Русской православной церкви. Поместный собор 1923 г., созванный обновленцами, высказался в поддержку советской власти, низложил патриарха Тихона, санкционировал проведение частичных преобразований церковной жизни. В 1925 г. обновленцы созвали следующий Поместный собор, на котором рассчитывали помириться со сторонниками Тихона. Собор официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни, что явилось практически отказом от обновленчества.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
течение внутри православной церкви в России, ставившее целью приспособление церкви к изменившимся политич. условиям. Возникло в период революции 1905-07. Внося в программу идеи христианского социализма, О. фактически вело агитацию за отказ от революции и сохранение класса эксплуататоров. После разгрома интервенции и окончания гражд. войны 1918-20 О. получило довольно большое развитие. Осудив антисов. деятельность патриарха Тихона и заявив о своем лояльном отношении к Сов. власти, обновленцы пытались внести нек-рые изменения в церк. устройство и быт духовенства (женатый епископат, второбрачие духовенства, богослужение на рус. яз. и пр.), не затрагивавшие основ религ. идеологии. Нек-рые группировки (митрополит А. И. Введенский и др.) вели демагогич. агитацию за возвращение к т.н. демократич. порядкам раннего христианства, пытаясь дать ему "социальное" толкование в духе христ. социализма. О. послужило толчком для пересмотра отношения православной церкви к Сов. власти. Опасаясь изоляции от народа, православная церковь встала на путь лояльного отношения к Сов. власти, не восприняв, однако, программы О. С возвращением обновленч. духовенства в православную церковь О. как течение ликвидировалось.

Лит.: Степанов И., О "живой церкви", М.. 1922; Луначарский А. В., Христианство или коммунизм. Диспут с митрополитом А. Введенским, Л., 1926; Платонов Н. Ф., Православная церковь в 1917-35 гг., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, т. 5, М.-Л., 1961.

E. Ф. Грекулов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Обновленчество
антиправославное реформационное движение в среде священнослужителей и мирян РПЦ, возникшее в 1922 как следствие кризисных явлений в русском православном сознании и церковной жизни, усугубленных смутой революции. Духовными предпосылками О. были отрыв части священства и близкой к Церкви интеллигенции от православной традиции, подмена подлинного церковного миросозерцания искусственными идеями «нового религиозного сознания» (восходящими к трудам известного религиозного философа В. С. Соловьева и его последователей), а также личные амбиции и лояльное отношение к советскому режиму, ставшее обычным в среде церковных реформаторов. Последнее обстоятельство обусловливало стремление «обновленцев» установить политический союз (конкордат) с большевистским государством и за счет этого прочно вписаться вместе с «новой Церковью» в новую социальнополитическую систему. С самого начала О. представляло собой собрание разнородных групп (среди которых самой крупной была группировка «Живая Церковь»), объединенных лишь отрицательным отношением к РПЦ. Наиболее видной и характерной фигурой среди лидеров О. являлся Александр Иванович Введенский (1889–1946) – священник с идеями радикального преобразования православия. В дореволюционные годы он был частым гостем салона «неохристиан» Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, после октябрьского переворота превратился в горячего сторонника создания «советской Церкви» и был возведен обновленцами в сан «митрополита». Согласно программе, принятой на собрании группы «Живая Церковь» в мае 1922, О. стремилось размыть догматические основы православного вероучения. В частности, в идею творения мира Богом вносилась «естественнонаучная» мысль об участии в творении «производительных сил природы»; чисто моральным толкованием заменялись идеи Страшного суда, рая и ада; отвергались монашество и путь мистического богопознания; предполагалось упростить и «демократизировать» богослужение, приблизив его к тогдашнему состоянию общественного сознания; открыть доступ к епископскому чину белого духовенства. Негативную роль в русской церковной смуте сыграла Константинопольская Патриархия, а также Александрийский и Иерусалимский Патриархи, которые признали обновленческий «синод», до конца 1930х гг. поддерживали связи с О. и рассматривали его деятелей как представителей Русской Церкви. Но зачастую безнравственное поведение и политиканство лидеров О., стремившихся выслужиться перед властями, и, прежде всего, неправославная программа движения отталкивали от него широкие слои верующих. После начала Великой Отечественной войны покаянное возвращение отступников в лоно РПЦ приобрело всеобщий и повсеместный характер.

Источник: Краткий православный словарь.

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО
оппозиционное течение в Рус. правосл. церкви (РПЦ) после октября 1917, противостоявшее официальному рук-ву церкви; повлекло за собой временный раскол. В его основе неприятие частью духовенства антиправит. деятельности патриарха Тихона и его сторонников, а также стремление приспособить церковь к изменившимся условиям. Как массовое движение зародилось в 1922 в виде реформаторских групп «Живая церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин древлеапостольской церкви», «Народная церковь» и мн. др., более мелких образований аналогичного типа. Было создано Высшее церк. управление (ВЦУ), призванное заменить патриарха. В Пенз. епархии первой обновленч. группой стала «Свободная народная церковь в свободном народном государстве» (СНЦ), созданная в дек. 1919 архиепископом Владимиром (Путятой) на основе той части правосл. паствы, к-рая не признала его отстранения от должности главы епархии (1917). СНЦ ставила своей задачей восстановление «во всей первобытной чистоте искаженное современным фарисейством евангелическое учение». Она заявила о намерении «идти рука об руку с народной рабоче-крестьянской властью» – защитницей «труждающихся и обремененных». Рук-во СНЦ призвало верующих повиноваться Сов. власти «не из страха, не за гнев, а за совесть». Широкого распространения среди духовенства и мирян епархии СНЦ не получила. После отъезда архиепископа Владимира из Пенз. в июне 1922 она прекратила существование. Весной 1922 в Пенз. группа духовенства начала издавать газ. «Живая церковь» (1-й номер 15 мая 1922). Она обращалась к духовенству епархии, желая объединить вокруг себя «прогрессивную» часть духовенства. Обращение подписали епископ Иоанникий (Смирнов), священники – Спиридонов, Циционков, Вилкин, дьяконы – Дрошнов, Медведев. В программе группы осуждались «рабское служение церкви самодержавию» насильств. методы борьбы с инакомыслием и прочее. В связи с арестом офиц. главы епархии епископа Бориса (Лентовского) и архиепископа Владимира (Путяты) группа взяла на себя временное рук-во епархией. По ее инициативе 25 мая 1922 состоялось общее собрание духовенства и церк.-приходских советов Пенз. На нем был избран Врем. епарх. совет (ВЕС) в составе 10 чел. В него вошли и 5 представителей обновленцев. Пред. ВЕС был избран епископ Иоанникий (Смирнов). Была установлена связь с ВЦУ, получены от него инструкции о проведении епарх. съезда духовенства и мирян. В связи с разрушением структур управления офиц. церкви б. ч. приходов епархии оказалась в юрисдикции обновленцев. Но по мере восстановления этих структур обновленцы постепенно (начиная с 1925) утрачивают свое влияние, а затем и совсем прекращают свою деятельность, вернувшись в лоно патриаршей церкви. Для верующих епархии оказался неприемлемым радикализм программы группы. Лит: Красное знамя. 1920. 7 янв.; Живая церковь. 1922. № 1–4; Шейнман М. М. Обновленческое движение в Русской православной церкви //Вопросы научного атеизма. ВыПенз. 2. М., 1966; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской православной церкви. Казань, 1970. А. Б. Никонов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
331.33 кб

Обновленчество и старообрядчество: антитеза или объединяющая парадигма?

Головушкин Дмитрий Александрович
Статья поднимает один из дискуссионных вопросов российской церковной истории: обновленчество и старообрядчество это антитеза или объединяющая парадигма?
Читать PDF
0.00 байт

Советское обновленчество: церковный феномен или инструмент госбезопасности?

Ал Ександр Мазырин
Читать PDF
118.49 кб

Декрет об отделении Церкви от Государства от 20 января 1918 г. И обновленчество в Пензенской епархии

Читать PDF
59.02 кб

Фундаментализм и обновленчество в религии

Шажинбатын Аринуаа
Читать PDF
118.49 кб

Декрет об отделении Церкви от государства от 20 января 1918 г. И обновленчество в Пензенской епархии

Аристова К. Г.
В статье на материале архивных данных рассматривается один из аспектов советской политики в отношении Церкви изменение согласно Декрету от 20 января 1918 г.
Читать PDF
874.47 кб

Модернизм в Римско-католической церкви и обновленчество в русском православии в начале XX в

Головушкин Дмитрий Александрович
Статья посвящена одному из дискуссионных вопросов российской церковной истории начала XX в.
Читать PDF
1.15 мб

Русское православное обновленчество в 1922-1923 гг. : реформация или церковная революция?

Головушкин Дмитрий Александрович
Статья посвящена русскому православному обновленчеству в 1922-1923 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Обновленческие тенденции в русской православной церкви в начале XX века

Беликова Н. Ю.
Социально-экономические изменения, происходившие в России в конце XIX начале XX века, способствовали тому, что многие иерархи Русской Православной Церкви (РПЦ) осознали необходимость перемен.
Читать PDF
473.56 кб

Обновленческий раскол в Русской православной церкви на Урале в 1920-е гг. : предпосылки, результаты,

Худобородов Александр Леонидович, Яшина Марина Анатольевна
В статье исследуются причины и этапы обновленческого раскола в Русской Православной церкви в 1920-е гг., особенности этого процесса в Уральском регионе.
Читать PDF
194.23 кб

Развитие обновленческого движения в Русской православной церкви в 20-е гг. XX в. на юге России

Беликова Н. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Обновленческий раскол в Западной Сибири в 1920-1930-х годах

Никулин Алексей Алексеевич
Статья посвящена развитию обновленческого раскола в Западно-Сибирских епархиях РПЦ. После образования с санкции властных структур Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревкома двух обновленческих группировок в Томске и Ново-Николаевске в 1922 г.
Читать PDF
245.94 кб

Русская Зарубежная Церковь и обновленческий раскол в 1920-1930-е годы

Кострюков Андрей Александрович
Статья посвящена отношению Русской Православной Церкви заграницей к обновленческому расколу в 1920-1930 гг. Рассмотрены действия РПЦЗ против распространения этого раскола.
Читать PDF
0.00 байт

Обновленческий раскол на Дону и деятельность «Архиепископа» Мелхиседека (Николаева)

Шадрина Алла Валерьевна
Статья посвящена истории обновленческого раскола в Донской и Новочеркасской епархии и роли в этом процессе «архиепископа» Мелхиседека (Николаева, он же Николев, Николин).
Читать PDF
90.44 кб

Обновленческий раскол в Таганрогском и Шахтинско-Донецком округах Северо-Кавказского края (Ростовско

Табунщикова Людмила Викторовна
В статье, на основании четырех региональных архивов (Архив Управления Федеральной службы РФ по Ростовской области, Государственный архив Ростовской области (ГАРО), Таганрогский филиал ГАРО (ТФ ГАРО), Центр хранения архивной докуме
Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-философские истоки «обновленческого раскола» (1917 1923 гг.)

Воронцова И. В.