Обрадович, Сергей Александрович
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
[1892—] — пролетарский поэт. Сын мелкого ремесленника. Учился в городской школе, затем в университете Шанявского. Всю империалистическую войну пробыл в окопах. В 1917 был председателем полкового комитета большевистской ориентации. После Октября — на лит-ой работе. Был членом московского Пролеткульта, секретарем и членом правления ВАПП, членом редакции журн. "Кузница". Писать начал с 1912.
В противовес эстетскому восприятию действительности творчество О. наполнено пафосом освобожденного фабрично-заводского труда. С большой художественной силой и эмоциональной экспрессией показывает О. возрождение приостановленного за годы разрухи завода. Поэтизация освобожденного труда переплетается с темой революции, с мотивами о разрушении старого мира во имя создания новой радостной жизни. Активное устремление к созданию новой жизни — существенная черта облика О. как поэта. Он подчеркивает революционно-созидательную работу пролетариата. Мощь и коллективизм — основные признаки пролетариата у О. Изображая пролетарскую революцию, Обрадович раскрывает ее интернациональный характер.
Давление мелкобуржуазной стихии сказалось на творчестве Обрадовича при переходе партии и рабочего класса от военного коммунизма к нэпу. Подобно другим поэтам "Кузницы" поэту казалось, что нэп есть сдача позиций. Отсюда — мотивы горечи и боли ("Горько, родные, горько Будни под блузой носить, И не знать, как воркует зорька, И рабочие песни забыть"). Но в стихах О. нет того резкого и активного протеста против нэпа, которое имело место у Кириллова и Герасимова напр., расценивших нэп как возврат к капитализму.
Как поэт О. в целом ряде моментов отличается от остальных поэтов "Кузницы". Космизм, "планетарность" и абстрактность, которые характерны для творчества поэтов "Кузницы", наиболее значительной группы пролетарской литературы периода военного коммунизма, почти отсутствуют в стихотворениях О. Он ближе к текущей жизни, таким остался и в более поздние годы. У него нет выспренности, характерной для Садофьева, Кириллова. Обрадович подходил к созданию реалистического образа рабочего ("Шахтер"), тогда как у Садофьева рабочий дан как "современный Данте, Бог, Грядущий властелин". Пафос борьбы и возрождения страны звучит у О. тоже реалистичнее.
Библиография
: I. Взмах, П., 1921; Сдвиг, М., 1921; Стихи о голоде, М., 1921; Окраина, М., 1922; Октябрь, М., 1922; Огненная гавань, П., 1922; Капель, М., 1922; Город, М., 1923; То же, изд. 2-е, М., 1929; Винтовка и любовь, М., 1924; Митинг, М., 1924; Явь, Поэма, М., 1926; Избранные стихи; М., 1926; Поход, М., 1928;То же, изд. 2-е, М., 1930; О молодости, М., 1928; О труде, любви и революции, М., 1930; Рабочий фронт, Избранные стихи, М., 1933. Статья: Обратное мышление, "Кузница", 1920, кн. II.
II. Якубовский Г., Литературные портреты, М. — Л., 1926; Лежнев А., О пролетарских поэтах, "Печать и революция", 1925, кн. II; Воpонский А., О группе писателей "Кузница", "Красная новь", 1923, 3, 4 (также в его сб. "Литература и жизнь", М., 1924); Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Сиповский Б., Поэзия народа, Петроград, 1923. Отзывы: Филипченко И., "Правда", 1928, 7 июня; Красильников В., "Красная новь", 1928, VI; Поступальский И., "Молодая гвардия", 1928, VI; Двелев В., "Октябрь", 1928, VII; Оксенов П., "Звезда", 1928, VI; Эркман Р., Пролетарский авангард, 1931, VI; Книга — строителям социализма, 1931, IV ("Поход"); Красильников В., "Красная новь", 1929, II; Зенкевич М., "Печать и революция", 1929, II — III ("О молодости"); Тарасенков А., "Книга и революция", 1929, V ("Город"); Виноградов И., "Литературная газета", 1930, № 48; Ав — лев А., "Книга и революция", 1930, XXVIII ("О труде, любви и революции"); Бойчевский В., О творчестве С. Обрадовича, "Журнал для всех", 1930, IX.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. І, М., 1928.
И. Ермаков.
{Лит. энц.}