Образ Христа

Найдено 1 определение
Образ Христа
Возникновение О. X. тесно связано с развитием специфич. христианского образного языка в недрах языч. рим. искусства. Первоначальный иудейский запрет на изображения имел силу также и для христиан. Еще в 4 в. отцы церкви принципиально отвергали О. X. или признавали его, как и все христианское искусство, с оговорками. В 3 в. появляются наиболее ранние О. X.; изображали его в сценах из Нового завета (домашняя часовня в Дура-Европос, рим. катакомбы и саркофаги), которые повествуют о спасении благодаря Христу: воскрешение Лазаря, исцеления и другие чудеса (катакомба Сан-Каллисто). Тип Христа в этих изображениях следует понимать как символич. Отождествление фигуры несущего овцу на плечах с Добрым Пастырем или Христом в совр. исследованиях оспаривается. В кон. 3 в. появляется тип бородатого Христа, однако продолжает преобладать юношеский коротковолосый тип, особенно на саркофагах, где в росписях появляются нов. темы (поклонение волхвов). При Константине I христианство стало государств, религией, началось взаимопроникновение идей античной империи и веры в Христа. Развитие получили такие значительные образы, как Христос с внешностью императора, стоящий или сидящий на троне в окружении апостолов, а также traditio legis (передача закона). Длинноволосый и бородатый тип стал господствующим. О. X. в пластике встречается крайне редко. Развивается обусловл. стремительным церковным строительством репрезентативный О. Х., в котором черты императорской символики соединяются с апокалипсич. мотивами. На мозаике базилики св. Пуденцианы (Рим, ок. 390) бородатый Христос сидит на императорском троне среди 12 апостолов, на заднем плане изображен Иерусалим; на рельефе Христа из Псаматии (ок 400, Берлин, Государственные музеи, раннехристианскостровизангийская коллекция) молодой Христос изображен проповедующим в сопровождении 2 апостолов, напоминающих императорских вельмож. К 6 в. можно отнести начало почитания образов (икон). Логич. следствием этого явился обязательный тип, основанный на физиономич. спекуляциях, который в процессе визант. дискуссий (726 843) получил теолого-догматич. обоснование.

Источник: Словарь античности. 1989