Образование античное

Найдено 1 определение
Образование античное
система обучения и воспитания, сложившаяся в древ. мире. Состояла из трех ступеней: 1) нач. школа; 2) сред, (граммат.) школа - гимнасий; 3) вые. ступень обучения, к-рая лишь условно может быть названа школой. Целью высшего О. было изучение риторики, к-рое начиналось еще на сред, ступени, «у грамматика», а затем продолжалось «у ритора», и философии, понимаемой как совокупность челов. знаний. При этом в Греции на первое место выдвигались занятия философией, в Риме - риторикой. Были и др. различия, объясняемые, в частн., тем, что в Греции высш. О. складывалось стихийно, в зависимости от личности преподающего; Рим же заимствовал систему О. у греков и, произведя отбор, приспособил его к своим условиям.
   В Греции в архаич. и классич. период афинские юноши, окончив гимнасий, поступали в эфебию (гр. эфеб - юноша), где в теч. 2 лет, от 18 до 20, проходили воен. подготовку. На этом заканчивалось их образ. Высш. О., понимаемое как дальнейшее приобретение и углубление знаний и развитие интеллекта, возникло на рубеже V- IV вв. и связано с движением софистов, к-рые за плату обучали иск-ву красноречия и иск-ву спора (эристике). Софисты старшего поколения: Протагор, Горгий, Продик и др. - больше внимания уделяли ораторскому иск-ву, т. к. сами были первокласс. ораторами. При этом каждый из них учил «по своему образу и подобию»; единого канона оратор, иск-ва не было. Софисты мл. поколения: Фрасимах (2-я пол. V в.), Калликл (1-я пол. IV в.) и др. - больше внимания уделяли эристике, поскольку учили практическому умению вести прения в нар. собрании и в судах. У софистов не было ни постоянных помещений, ни пост, учеников. Их осн. методом обучения были беседы с учениками. В это же время педагог, деятельностью занимался Сократ; постоянно окруженный учениками, он беседовал с ними на площадях и на улицах. Сократ был непревзойденным учителем эристики, одн. его методика лишь внешне напоминала приемы обучения софистов. Расхождение коренилось в целях обучения: софисты готовили учеников к практической деятельности; для Сократа целью О. было моральное усовершенствование. С т. зр. Сократа, практ., в части, государственная, деятельность могла быть следствием морального усовершенствования. Т. о., Сократ решал лишь этич. проблемы. Особое место в др.-rp. просвещении занимал Исократ, к-рый открыл в Афинах (ок. 390) оратор, школу. В центре обучения в ней стояла философия, понимаемая в шир. смысле. Фактически преподавались: риторика, грамматика, мифология, история, юриспруденция, этика, логика и собст. философия. Обучал Исократ и прак. красноречию. Школа Исократа, несмотря на высокую плату, была очень популярна.
   Наряду с ритор, школой Исократа в Афинах в IV в. действовали еще 4 филос. школы: Академия Платона (осн. в 388); Ликей Аристотеля (335); «Сад Эпикура» (306); школа стоиков («Стоя»), основанная Зеноном ок. 300. Эти филос. школы существовали в теч. всего антич. периода, породив многочисл. направления и ответвления.
   В Риме гр. образоват. система начала распространяться со II в. до н. э. и оконч. утвердилась в I в. до н. э. Заключ., высшим этапом было обучение у ритора. Первонач. риторику преподавали гр. учителя. Лат. ритор, школы утвердились только при Цезаре. Огромную роль в формировании лат. риторики сыграл Цицерон, к-рый изложил ее теор. основы и перевел на лат. язык гр. термины. В I в. н. э. Квинтилиан разработал подробную программу преподавания в ритор, школе. Учеба у ритора была продолжением учебы у грамматика, но на более высоком уровне. Одновр. с изучением теории оратор, иск-ва и упражнений в нем шло изучение юриспруденции, а также чтение и подробный анализ произв. рим. историков (при этом гл. внимание уделялось примерам из героич. прошлого) и ораторов, особенно Цицерона. Вершиной учебного процесса являлись публичные декламации в присутствии всего класса, родителей и др. приглашенных. Декламации делились на свасории (монологи-убеждения на к.-н. мифолог, или ист. сюжет) и контро-версии - выступления с речами в вымышленном судебном процессе с участием двух учеников, игравших роли обвинителя и защитника.
   Ни философия, ни математика в Риме не изучались. Для завершения О. богатые и знатные римляне на 2 - 3 года отправлялись в Грецию.
   Лит.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940; Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М., 1964.
   Н. К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997



Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
207.91 кб

Античные основания единства образования

Крикунов Александр Евгеньевич
Под единством образования автор статьи понимает его представление в качестве особого способа существования, т.е. стирание различия между онтологической и антропологической трактовками феномена.
Читать PDF
179.95 кб

О терминологическом смысле языковых образований античной философии

Мазаева Ольга Геннадьевна
Рассматриваются языковые образования античной философии. Описание формирования термина и его осмысления могут быть представлены двояко.
Читать PDF
327.20 кб

Культура и образование наших пращуров (от античности к средневековью)

Золин П.
Читать PDF
296.83 кб

Онтология целеполагания как проблема концептуализации в античной философии образования

Ломако Владислав Олегович
Анализ онтологии целеполагания в античной философии раскрывает единство целей бытия и образования.
Читать PDF
312.55 кб

Духовно-образовательные идеи Античности в свете постметафизической онтологии образования

Скомский Леонид Владимирович
Предпринята попытка исследования духовно-образовательных идей Античности в качестве возможной теоретической основы для постметафизической онтологии образования.
Читать PDF
275.46 кб

Потребность в школьном образовании для жителей античных государств Северного Причерноморья

Скржинская Марина Владимировна
В статье рассматриваются надписи Тиры, Ольвии, Херсонеса и городов Боспорского царства, которые свидетельствуют о том, что в государствах Северного Причерноморья в V и IV вв. до н. э.
Читать PDF
654.58 кб

Спортивное образование и достижения на территории античного Херсонеса и Боспорского царства

Замощенко В.А., Середин В.Н.
В статье рассматриваются материальные свидетельства, приведенные в работах исследователей античного Херсонеса и Боспорского царства, позволяющие проанализировать состояние развития физической культуры в античных полисах Крымского
Читать PDF
5.61 мб

Архетипы профессионального военного воспитания и образования в античной философии: Платон - Тиртей

Нефёдова Л.К.
В статье осмысляется архетипическая модель профессионального военного воспитания и образования, представленная в творчестве философа Платона и поэта Тиртея.
Читать PDF
317.93 кб

Рецепция античности в системе образования России в XIX В. Как путь формирования консервативной идеол

Самойлова Мария Павловна
Статье рассматривается один из аспектов темы рецепции античного наследия в истории и культуре России вопрос о рецепции античности в образовании.