Образование монгольской державы и монгольские завоевания
Образование монгольской державы и монгольские завоевания
В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа.
Наименование «монголы»
К началу XI в. наибольшая часть нынешней Монголии была уже занята монголоязычными племенными объединениями. Они частью вытеснили с территории Монголии, а частью ассимилировали живших там раньше тюркских кочевников. Монгольские племена говорили на разных наречиях одного языка, позже названного монгольским, но еще не имели общего наименования. По имени могущественного племенного союза татар соседние народы называли «татарами» и другие монгольские племена, только в отличие от собственно татар, иначе - «белых татар», именовали остальных монголов «черными татарами». Имя «монголы» до начала XIII в. еще не было известно, и происхождение его до сих пор не вполне выяснено. Официально это имя было принято только после создания объединенного Монгольского государства при Чингис-хане (1206—1227), когда понадобилось дать всем монгольским племенам, складывавшимся в единую народность, общее название. Оно было усвоено не сразу и самими монголами. До 50-х годов XIII в. персидские, арабские, армянские, грузинские и русские авторы именовали всех монголов по-старому — татарами.
Общественный строй монголов в конце XII — начале XIII в.
К концу XII — началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты. Некоторые из монгольских племен («лесные племена») жили в лесистых районах северной части страны, тогда как другая, большая, часть племен и их объединений («степные племена») жила в степях.
Основными видами производственной деятельности лесных племен были звероловство и рыболовство, а степных — кочевое животноводство. По уровню своего общественно-экономического и культурного развития лесные монголы стояли намного ниже степных, находясь на более ранней стадии разложения первобытно-общинного строя. Но с течением времени они все больше переходили к разведению домашних животных. Увеличение численности стад неизбежно вело к тому, что лесные монголы выходили из лесов и становились кочевыми животноводами.
Степные монголы разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также лошадей. Каждый род, каждое племя имели свои, более или менее твердо закрепленные за ними, районы кочевок, в границах которых происходила смена пастбищ. Жили кочевники в войлочных юртах, питались главным образом мясом и молочными продуктами. Скот, составлял основной обменный фонд, за счет которого приобретались у соседей отсутствовавшие у монголов, но необходимые им продукты земледелия и ремесла. Сами монголы выделывали для своих нужд, кроме войлока, ремни и веревки, повозки и посуду, седла и сбрую, топоры и пилы, деревянные остовы юрт, предметы вооружения и пр. Торговля монголов находилась в руках уйгурских и мусульманских купцов, выходцев из Восточного Туркестана и Средней Азии.
Своей письменности до XIII в. у монголов еще не было. Но в среде найманов, самого культурного из монгольских племен, употреблялась уйгурская письменность. Религией основной массы монголов к началу XIII в. оставался шаманизм. В качестве главного божества почиталось «вечное синее небо». Почитали монголы также божество земли, разных духов и предков. Знатная верхушка племени кераитов еще в начале XI в. приняла христианство несторианского толка. Среди найманов были распространены также буддизм и христианство. Обе эти религии распространялись в Монголии через уйгуров.
В прошлом, в эпоху господства первобытно-общинного строя, когда скот и пастбища были коллективной собственностью родовой общины, монголы кочевали всем родом, а на стоянках располагались обычно кольцом вокруг юрты главы рода. Такой лагерь назывался куренем. Но превращение основного богатства кочевников — скота в частную собственность вело к росту имущественного неравенства. В этих условиях способ кочеванья всем куренем становился препятствием на пути к дальнейшему обогащению зажиточной верхушки кочевых скотоводов. Владея обширными стадами, они нуждались в большей пастбищной территории и в более частых перекочевках, чем бедняки — собственники небольшого количества скота. Место прежнего способа кочеванья занял аильный (аил — большая семья).
У монголов еще до XIII в. сложились раннефеодальные отношения. Уже в XII в. в каждом монгольском племени существовал могущественный слой кочевой знати — нойоны. Ханы, стоявшие во главе племен, из простых племенных вождей становились царьками, выражавшими и отстаивавшими интересы феодализирующейся кочевой знати. Земли, пастбищные угодья и после перехода стад в частную собственность еще долго считались коллективной собственностью племени. Но к началу XIII в. это основное средство производства фактически находилось в распоряжении знати, слагавшейся в класс феодалов. Захватив в свои руки право распоряжения кочевьями и распределения пастбищ, знать ставила в зависимость от себя массу непосредственных производителей, принуждая их к выполнению разного рода повинностей и превращая их в зависимых людей — аратов. Уже в то время монгольская знать практиковала раздачу своих стад на выпас аратам, возлагая на них ответственность за сохранность скота и за доставку продуктов животноводства. Так зародилась отработочная рента. Масса кочевников (харачу — «чернь», хараясун - «черная кость») фактически превратилась в феодально зависимых людей.
Крупнейшую роль в становлении и развитии феодализма в Монголии сыграло нукерство (нукер — друг, товарищ), начавшее складываться, по-видимому, еще в X— XI вв. Нукеры первоначально были вооруженными дружинниками на службе у ханов, позднее стали их вассалами. Опираясь на нукеров, нойоны укрепляли свою власть и подавляли сопротивление рядовых кочевников. За свою службу нукер получал от хана определенное вознаграждение — хуби (часть, пай, доля) в виде некоторого числа зависимых аратских семей и территории для их кочеванья. По своему характеру хуби представляло собой пожалование, сходное по типу с бенефицием. Значительное место в жизни монгольского общества занимали рабы. Нойоны часто вели из-за них войны, превращая в рабов всех захваченных в плен. Рабы использовались в качестве домашних слуг, челяди, в качестве "придворных" мастеров, если они были ремесленниками, а также на пастьбе скота. Но решающей роли в общественном производстве рабы не играли. Основным непосредственным производителем был арат, ведший свое мелкое скотоводческое хозяйство.
Внешние формы первобытно-общинного строя сохранялись еще долго, так же как сохранялось деление на племена и роды. Племенные ополчения строились для боя по родам, имея во главе своих наследственных нойонов. Женщина в семье и роде пользовалась значительной свободой и известными правами. Браки внутри рода были строго воспрещены. Широкое распространение имело умыкание невест.
Предпосылки образования Монгольского государства
Конец XII в. был периодом острой борьбы внутри родов и племен, а также между племенными объединениями, возглавляемыми знатью. В основе этой борьбы лежали интересы усилившихся и разбогатевших семей знати, обладавших обширными стадами, большим количеством рабов и феодально зависимых людей. Персидский историк начала XIV в. Рашид-ад-дин, говоря об этом времени, отмечает, что монгольские племена раньше «никогда не имели могущественного деспота-государя, который был бы правителем всех племен: у каждого племени был какой-нибудь государь и князь и большую часть времени они друг с другом воевали, враждовали, препирались и соперничали, друг друга грабили».
Объединения племен найманов, кераитов, тайчжиутов и других беспрестанно нападали друг на друга с целью захвата пастбищ и военной добычи: скота, рабов и другого богатства. В результате войн между объединениями племен побежденное племя попадало в зависимость от победившего, причем знать побежденного племени попадала в положение вассалов хана и знати победившего племени. В процессе длительной борьбы за преобладание складывались сравнительно крупные объединения племен, или улусы, во главе которых стояли ханы, опиравшиеся на многочисленные дружины нукеров. Такие объединения племен совершали нападения уже не только на своих соседей внутри Монголии, но и на соседние народы, главным образом на Китай, проникая в его пограничные области. В начале XIII в. разноплеменная знать сплотилась вокруг вождя степных монголов Темучина, получившего имя Чингис-хана.
Образование Монгольского государства. Чингис-хан
Темучин родился, по-видимому, в 1155 г. Его отец, Есугей баатур (Монгольское баатур, тюркское бахадур (отсюда русское богатырь)— один из титулов монгольской знати.) происходил из рода Борджигин племени тайчжиутов и был богатым нойоном. С его смертью в 1164 г. рассыпался и созданный им улус в долине реки Онона. Различные племенные группы, входившие в состав улуса, покинули семью умершего баатура. Разошлись и нукеры.
В течение ряда лет семья Есугея скиталась, влача жалкое существование. В конце концов Темучину удалось найти поддержку у Ван-хана, главы кераитов. Под покровительством Ван-хана Темучин начал постепенно накапливать силы. К нему стали стекаться нукеры. С ними Темучин совершил ряд успешных нападений на соседей и, увеличив свои богатства, поставил их в зависимость от себя. Рассказывая о сокрушительном ударе, который Темучин нанес в 1201 г. ополчению вождя степных монголов Джамуги, монгольская хроника первой половины XIII в. — «Сокровенное сказание» передает любопытный эпизод, рисующий классовое лицо Темучина. Когда ополчение Джамуги было рассеяно, пятеро аратов схватили его, связали и выдали Темучину, надеясь заслужить милость победителя. Темучин сказал "Мыслимо ли оставить в живых аратов, поднявших руку на своего природного хана?". И велел казнить их вместе с семьями на глазах у Джамуги. Лишь после этого был казнен и сам Джамуга.
В результате войн улус Темучина продолжал расширяться, становясь по меньшей мере равным по силе улусу Ван-хана. Вскоре между ними возникло соперничество, которое переросло в открытую вражду. Произошло сражение, принесшее победу Темучину. Осенью 1202 г. в результате кровопролитной битвы между ополчениями Темучина и Даян-хана найманского было разгромлено и войско Даян-хана, а сам он был убит. Победа над Даян-ханом сделала Темучина единственным претендентом на власть во всей Монголии. В 1206 г. на берегу реки Онона состоялся хурал (или хуралдан — съезд, собрание), на который съехались вожди всех племенных групп Монголии. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана (Значение этого имени или титула до сих пор не выяснено.). Великого хана с тех пор стали также именовать каан. До того времени монголы титуловали так китайского императора. Так завершился процесс образования Монгольского государства.
Государственный строй Монголии в начале XIII в.
Став великим ханом, Чингис-хан продолжал укреплять порядок, соответствующий интересам знати, которая нуждалась в упрочении своей власти над массой аратов и в успешных завоевательных войнах для дальнейшего расширения сферы феодальной эксплуатации и прямого грабежа чужих стран Тумены (тьмы), «тысячи», «сотни» и «десятки» счигались не только военными подразделениями, но и административными единицами, т. е. объединениями аилов, могущими выставить соответственно по 10 000, 1000, 100 и 10 воинов в ополчение (цифры эти были условны и приблизительны). На условии несения военной службы великому хану каждая группа аилов предоставлялась во владение десятским, сотенным и тысяцким нойонам и нойонам туменов (темникам). Тумен был, таким образом, наиболее крупным феодальным владением, включавшим более мелкие владения — «тысячи», «сотни» и «десятки» (т. е. ветви и колена отдельных монгольских племен). Тысяцкие, сотенные и десятские нойоны выдвигались из знати этих племен, колен и родов.
Право распоряжения пастбищными землями и перекочевками и власть над аратами полностью принадлежали тысяцким и другим нойонам. Их звания и их «тысячи», «сотни» и «десятки» переходили по наследству к их потомкам, но могли быть и отобраны у них великим ханом за провинности или нерадение по службе. Нойоны отдавали свои стада на началах отработочной ренты на выпас аратам. Араты несли также военную службу в ополчениях своих нойонов. Чингис-хан под страхом смерти запретил аратам самовольно переходить из одного десятка в другой, из одной сотни в другую и т. д. Фактически это означало прикрепление аратов к их господам и кочевьям. Прикреплению аратства была придана сила закона. О нем ясно говорится в собрании законов Чингис-хана — «Великой Ясе». Яса («Закон») проникнута духом защиты интересов кочевой знати и ее верховного представителя — великого хана, это настоящий крепостнический устав, лишь внешне прикрытый патриархальными обычаями. Таково было государство Чингис-хана, в рамках которого происходил процесс складывания монгольской народности.
Монгольские завоевания
С образованием Монгольского государства началась полоса монгольских завоеваний. Завоевателей увидели на своих землях многие народы — кидани и чжурчжени, тангуты и китайцы, корейцы и тибетцы, таджики и хорезмийцы, тюрки и персы, индийцы и народы Закавказья, русские и поляки, венгры, хорваты и др. Позднее, уже при преемниках Чингисхана, корабли завоевателей подходили к берегам Японии, Явы и Суматры. Над культурными странами средневековья пронесся губительный смерч.
Что же являлось причиной монгольских завоеваний? Источником дохода ханов, нойонов и нукеров была не только феодальная эксплуатация аратов, но и в не меньшей степени грабительские войны с соседними улусами и племенами. Когда же войны внутри Монголии прекратились, знать стала на путь внешних завоевательных войн. В интересах знати Чингис-хан и вел непрерывные войны. Железная дисциплина, организация и исключительная подвижность конных монгольских ополчений, которые были оснащены военной техникой китайцев и других культурных народов, давали войскам Чингис-хана значительное преимущество по сравнению с малоподвижными феодальными ополчениями оседлых народов. Но не это играло главную роль. Решающее значение имела относительная слабость государств, ставших объектом завоеваний монгольской знати. Эта слабость вызывалась феодальной раздробленностью во многих странах, отсутствием в них единства, а в ряде случаев — боязнью правителей вооружить народные массы.
Грабительские нашествия кочевников на различные земледельческие страны Азии были обычно опустошительны. Нашествие же монгольских войск характеризовалось, кроме того, введенными Чингис-ханом и его полководцами приемами организованного опустошения культурных земель, массового истребления способных к сопротивлению элементов населения, террором и запугиванием мирных жителей.
При осаде городов пощада населению давалась только в случае немедленной сдачи. Если город оказывал сопротивление, то после его занятия полководцы Чингисхана прежде всего выгоняли всех жителей в поле, чтобы завоевателям удобнее было разграбить город и вывезти все ценное. Затем всех воинов убивали, а ремесленников с семьями, так же как и молодых женщин и девушек, уводили в рабство. Здоровых юношей брали в обоз и для осадных работ.
Нередко бывало, что полководцы Чингис-хана поголовно истребляли не только жителей городов, но и население прилегающих сельских районов. Это делалось в тех случаях, когда завоеватели почему-либо опасались возможности восстания в этой местности. Если для этой резни не хватало воинов, в ней заставляли участвовать рабов, следовавших за войском. После «всеобщей резни» в городе Мерве (Средняя Азия), взятом монголами в 1221 г., подсчет убитых продолжался 13 дней.
Эта террористическая система применялась только при Чингис-хане и его ближайших преемниках. Войны монголов второй половины XIII и XIV в. уже ничем не отличались от обычных феодальных войн, которые вели азиатские государства. Но в результате применения подобных методов в течение нескольких десятилетий Яньцзин и Бухара, Термез и Мерв, Ургенч и Герат, Рей и Ани, Багдад и Киев — крупнейшие в то время очаги цивилизации — лежали в развалинах. Исчезли цветущие сады Хорезма и Хорасана. С таким старанием и с таким трудом созданная народами Средней Азии, Ирана, Ирака и других стран ирригационная система была разрушена. Копыта многочисленных коней вытаптывали возделанные поля этих стран. Обезлюдели когда-то густонаселенные и культурные районы. «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до скончания веков и до страшного суда», — так охарактеризовал это время один из современников — арабский историк Ибн ал-Асир.
Ремесленников, обращенных в рабство, сначала уводили в Монголию, а позднее стали эксплуатировать на месте, в больших мастерских, принадлежавших хану, царевичам или знати, отбирая у этих ремесленников всю их продукцию и выдавая взамен скудный наек. Такие мастерские были созданы во всех завоеванных странах. Труд рабов применялся также в скотоводческих хозяйствах знати.
Войны Чингис-хана и Чингисидов приносили огромные богатства знати, но они не обогащали Монголию и монгольский народ. Напротив, в результате этих войн Монголия потеряла массу цветущей молодежи и была обескровлена. Значительная часть монгольской знати с подвластными ей аратами выселилась за пределы Монголии в завоеванные страны. В 1271 г. даже резиденция великого хана была перенесена в Северный Китай. В завоеванных странах представители монгольской кочевой знати завладели землями, обрабатывавшимися оседлыми крестьянами. Повсюду утвердилась система наследственности военных чинов. Продолжая кочевать с подвластными ей племенами и не живя в своих поместьях, монгольская знать получала с сельского населения ренту продуктами. Оседлые крестьяне подвергались гораздо более жестокой эксплуатации, нежели кочевники-араты, которых, поскольку они составляли основной контингент рядовых воинов в феодальных ополчениях, опасно было доводить до разорения.
Завоевание Северного Китая и других государств
В 1207 г. Чингис-хан направил своего старшего сына Джучи на завоевание племен, обитавших к северу от реки Селенги и в долине Енисея. Есть основание полагать, что главной целью этого похода был захват районов, богатых железоделательными промыслами, необходимыми завоевателям для выделки оружия. Джучи выполнил план завоевания, намеченный Чингис-ханом. В том же 1207 г. завоеватели столкнулись с тангутским государством Си-Ся (в нынешней провинции Ганьсу), правитель которого обязался платить дань Чингис-хану. В 1209г. Чингисхану подчинилась страна уйгуров в Восточном Туркестане. Однако главное внимание Чингис-хана было в это время направлено в сторону Китая. В 1211 г. против чжурчженей, владевших тогда северной частью Китая (государством Цзинь), выступили главные монгольские силы во главе с Чингис-ханом.
Чжурчжени, будучи сами завоевателями, чуждыми китайскому народу и ненавидимыми им, не смогли противостоять монголам. К 1215 г. в руки монголов перешла значительная часть территории Цзиньского государства. Завоеватели заняли, разграбили и сожгли его столицу — китайский город Яньцзин (совр. Пекин). Назначив одного из своих военачальников — Мухули правителем отнятых от чжурчженей областей Китая, Чингис-хан с огромной добычей вернулся в Монголию. В ходе этой войны Чингис-хан познакомился с китайскими тяжелыми стенобитными и камнеметными орудиями. Поняв значение этих орудий для дальнейших завоеваний, он организовал их производство, использовав для этого вывезенных из Китая и обращенных в рабство мастеров.
Завоевание Средней Азии и государства Си-Ся
Закончив войну в Северном Китае, Чингис-хан направил свои отряды на запад — в сторону Хорезма, крупнейшего в то время государства Средней Азии. Разгромив предварительно эфемерное государство Кучлука найманского, племянника Даян-хана (1218 г ), войска Чингис-хана начали завоевание Средней Азии (в 1219 г ). В 1220 г. завоеватели овладели Бухарой и Самаркандом Хорезмское государство пало. Хорезмшах Мухаммед бежал в Иран и скрылся на островке Каспийского моря, где вскоре умер. Монгольские отряды, преследуя его сына Джелал-ад-дина, проникли в Северо-Западную Индию, однако натолкнулись здесь на сильное сопротивление, остановившее их продвижение в глубь Индии. В 1221 г. завоевание Средней Азии — разоренной и опустошенной, с превращенными в руины и пустыни го родами и оазисами — было закончено.
В это же время одна из групп монгольских войск, руководимая военачальниками Чжебе (Джебе) и Субэтэем, обогнув с юга Каспийское море, вторглась в Грузию и Азербайджан, грабя и разрушая все на своем пути. Затем Чжебе и Субэтэй проникли на Северный Кавказ, откуда двинулись в южнорусские степи.Разбив сперва аланов (осетин), а затем кыпчаков (половцев), кочевавших в этих степях, монгольские завоеватели, вступили в пределы Крыма, где захватили город Судак. В 1223 г. на реке Калке произошло сражение между монгольскими завоевателями и ополчением русских князей. Отсутствие единства между последними, а также измена участвовавших в этом сражении половцев явились причиной поражения русского войска. Однако монгольские войска, понесшие большой урон убитыми и ранеными, оказались не в состоянии продолжать поход на север и двинулись на восток, против болгар, живших на Волге. Не достигнув и там успеха, они повернули назад. После этого вместе с сыновьями Чагатасм, Угэдэем и Толуем Чингис-хан из Средней Азии двинулся в обратный путь, в Монголию, куда прибыл осенью 1225 г. Через год, в 1226 г., Чингис-хан выступили свой последний поход, на этот раз с целью окончательно уничтожить тангутскор государство Си-Ся. В течение года эта цель была достигнута. В 1227 г. Си-Ся перестало существовать, а оставшееся в живых население было превращено в рабов. В том же году, возвращаясь из этого похода, Чингис-хан умер. В 1229 г. состоялся хурал, на который съехались сыновья Чингис-хана, его ближайшие родственники и сподвижники. Великим ханом был избран его третий сын — Угэдэй, еще раньше намеченный на этот пост Чингис-ханом. Другим сыновьям по завещанию Чингис-хана были выделены особые улусы. Одновременно хурал наметил план новых завоеваний, центральное место в котором занимало подчинение оставшейся под властью чжурчженей части территории Северного Китая.
В 1231 г. монгольские войска во главе с Угэдэем и Толуем вновь вторглись в Северный Китай. Монголы подступили к городу Вянь (совр. Кайфын), куда перебрались чжурчженьские государи после потери Яньцзина. Осада города Вянь оказалась для монголов неудачной. Война затягивалась. Монгольские правители стали искать союзников. Они обратились к императору Южно-Сунской династии, властвовавшей в Южном Китае, с предложением принять участие в войне против чжурчженей, обещая за это передать ему провинцию Хэнань. Южносунский император пошел на это предложение, рассчитывая с помощью монгольского хана разгромить своих старых врагов — чжурчженей. Сунские войска напали на чжурчженей с юга, монголы действовали с северо-запада.
Город Вянь был захвачен монгольскими войсками. После этого опорные пункты чжурчженей один за другим перешли в руки завоевателей. В 1234 г. был взят город Цайчжоу. Чжурчженьский государь покончил жизнь самоубийством. Государство чжурчженей перестало существовать. Вся его территория оказалась в руках завоевателей, которые при этом обманули сунского императора, не отдав ему обещанной провинции Хэнань.
Нашествие на Русь и страны Запада
В 1236 г. начался новый завоевательный поход на запад, куда была направлена многочисленная армия, состоявшая не только из монгольских войск, но и из войск покоренных пародов. Во главе этой армии был поставлен Вату, сын Джучи. Покорив кыпчаков и волжских болгар, завоеватели зимой 1237 г. двинулись против Руси. В зимней кампании 1237/38 г. они захватили и разграбили Рязань, Коломну, Москву и Владимир. В битве на реке Сити потерпели поражение главные силы русских князей.
Монгольские войска, понесшие в боях против русских княжеств большие потери, нуждались в передышке. Этим объясняется перерыв в их военных действиях, длившийся около полутора лет. Зимой 1239 г. война возобновилась. Завоеватели вторглись в южнорусские земли, переправились через Днепр, взяли и разграбили Киев. В 1241 г. монгольские силы разделились на две группы. Одна, под командованием Бату и Субэтэя, направилась в Венгрию, другая вторглась в Польшу. Опустошив Польшу и Силезию, монголы в сражении близ Лигницы разбили ополчения польских и немецких князей. И хотя монгольская армия вторглась в Венгрию и дошла почти до Венеции, понесенные потери настолько ослабили монголов, что дальнейшее их наступление в глубь Европы стало невозможным и они повернули назад.
В 1241 г. умер Угэдэй. После пятилетней борьбы за ханский престол в 1246 г. собрался хурал, избравший великим ханом Монголии сына Угэдэя — Гуюка. Но Гуюк царствовал недолго, он умер в 1248 г. Началась новая борьба за ханский трон, длившаяся до 1251 г., когда очередной хурал возвел на престол сына Толуя — Мункэ.
Завоевания в Западной Азии и Китае
При великом хане Мункэ-каане монгольские завоевания продолжались как на западе, так и на востоке. Армии завоевателей, возглавляемые братом Мункэ — Хулагу, вторглись в Иран и оттуда прошли в Двуречье. В 1258 г. они взяли Багдад, положив конец существованию халифата Аббасидов. Дальнейшее продвижение монголов в этом направлении было остановлено египетскими войсками, нанесшими им поражение (1260 г.). На востоке монголы, предводительствуемые другим братом Мункэ — Хубилаем, вторглись в китайскую провинцию Сычуань и проникли дальше на юг, в Дали. Отсюда были направлены отряды для завоевания Тибета и Индо-Китая. Тогда же Хубилай начал войну за овладение провинцией Хубэй.
К этому времени территория Монгольской державы достигла своих наибольших размеров. Основную ее часть составляли собственно Монголия, Маньчжурия и Северный Китай. Здесь были две столицы — Каракорум на Орхоне и Кайпин в провинции Чахар. Это был коренной юрт ( Юрт — в данном значении то же, что улус — «удел».) (домен) великих ханов. Районы Алтая с центром в Тарбагатае составляли улус потомков Угэдэя. Улус потомков Чагатая включал в себя всю Среднюю Азию к востоку от Аму-Дарьи, Семиречье, нынешний Синьцзян и районы Тянь-Шаня. В 1308—1311 гг. с этим улусом слился улус Угэдэя. Улус старшего сына Чингис-хана, Джучи, лежал к западу от Иртыша и включал в себя Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, низовья Сыр-Дарьи и Иртыша Улус Джучи (Кыпчакское ханство) в русских летописях именовали Золотой Ордой, и это название прочно утвердилось за ним в литературе. Западная часть Средней Азии (к западу от Аму-Дарьи), Иран, Ирак и Закавказье (с 1256 г. ) составили улус Хулагу, сына Толуя, часто называемый в литературе государством ильханов, или Хулагуидов.
Начало распада Монгольской державы
В 1259 г. умер великий хан Мункэ. Его смерть временно прервала завоевательный поход Хубилая в Южно-Сунскую империю. Хубилай пренебрег правилом «Ясы» Чингис-хана, по которому великий хан должен был избираться непременно на хуралах с обязательным участием всех членов царствующего дома. Хубилай собрал в 1260 г. в Кайпине своих приближенных, которые и провозгласили его великим ханом. Одновременно другая часть монгольской знати собралась в Каракоруме и возвела на трон младшего брата Хубилая — Аригбугу. В Монголии стало два великих хана. Между ними началась вооруженная борьба, закончившаяся через 4 года поражением Аригбуги. Великим ханом Монголии сделался Хубилай-каап. Но к этому времени Монгольская держава стала уже иной. От нее отпали западные улусы. Государство ильханов и Золотая Орда со времени воцарения Хубилая сделались фактически независимыми государствами. Не вмешиваясь в дела великого хана, они не позволяли и ему вмешиваться в их дела. Когда позже ханы трех западных улусов приняли ислам (на рубеже XIII и XIV вв.), они даже номинально перестали признавать власть великого хана, ставшего для них «неверным».
В XIV в. основная масса монголов, выселившихся в западные улусы, смешалась со староузбеками, кыпчаками, огузами и азербайджанцами и стала говорить на языках тюркской системы; только в Кайтаге, на западном берегу Каспийского моря, монгольский язык сохранился до XVII в., а в Афганистане — до XIX в. Термин «татары», который первоначально относился к монголам, стал означать тюркоязычных кочевников Золотой Орды. Вот почему с 60-х годов XIII в. история улусов Хулагуидов, Джучидов и Чагатаидов перестает быть историей Монгольской державы. Пути исторического развития этих улусов разошлись, и история каждого из них складывалась особо.
Завоевание южной части Китая и образование Юаньской империи
Хубилай примирился с тем, чго от Монголии фактически отпали западные улусы, и даже не пытался вернуть их под свою власть. Он направил все свое внимание на окончательное завоевание Китая. Осуществление планов Хубилая облегчалось междоусобицей, раздиравшей Южно-Сунскую империю. В 1271 г. Хубилай перенес свою столицу из Монголии в Яньцзин. Несмотря на упорное сопротивление народных масс Южного Китая и многих воинских частей, руководимых преданными своей стране военачальниками, монгольские завоеватели постепенно приближались к морским рубежам Южного Китая. К 1276 г. завоевание Южно-Сунской империи монголами было закончено. Весь Китай оказался в руках монгольских феодалов. Еще до этого власть монголов признало корейское государство Коре. Последним крупным военным предприятием монгольских завоевателей была попытка подчинить себе Японию. В 1281 г. Хубилай направил в Японию огромный флот, состоявший из нескольких тысяч судов. Однако покорить Японию монголы не смогли. Их флот был застигнут тайфуном, спастись от которого удалось немногим кораблям. Не принесли монголам успеха и их попытки укрепиться в Индо-Китае.
В результате завоеваний в состав Монгольской державы вошли Китай, Монголия и Маньчжурия. Политическое господство в этой державе принадлежало монгольским феодалам во главе с внуком Чингис-хана великим ханом Хубилаем, который одновременно стал и императором Китая. Он и его потомки почти целое столетие властвовали над Китаем и китайским народом (до 1368 г.). Хубилай дал своей династии имя Юань, ставшее обозначением не только китайских владений монголов, но и всей империи монгольских феодалов. Название это было китайским. В древней книге Китая «И-цзин», трактующей вопросы бытия, говорится: «Велико Начало Цянь — источник всех вещей», «Совершенно Начало Кунь — жизнь всех вещей!». Понятие «начало» в этих двух изречениях передано словом «Юань», и это слово стало наименованием империи монголов. Столицей империи стал г. Яньцзин — бывшая столица чжурчженьского государства, получивший наименование Даду («Великий город»). Его монгольское название — Ханбалык.
Монгольская империя и папство
Монгольские завоевания привлекли к себе пристальное внимание папства, попытавшегося использовать монгольских ханов в целях осуществления своих планов в Восточной Европе и в Передней Азии. Первым, кто сделал попытку установить связь с монгольскими ханами, был римский папа Иннокентий IV. Он послал к великому хану монаха Францисканского ордена Джованни Плано Карпини, который в 1245 г. добрался до ставки Бату-хана, а оттуда направился в Каракорум, куда и прибыл в 1246 г. Плано Карпини получил аудиенцию у великого хана Гуюка, которому вручил послание папы. Ничего, кроме надменного ответа, папский посол не добился.
В 1253 г. французский король Людовик IX, теснейшим образом связанный с церковью, послал к монголам Вильгельма Рубрука — монаха Францисканского ордена. Посланец французского короля, который только что совершил крестовый поход (седьмой) против Египта, закончившийся полным разгромом французской крестоносной армии, должен был разузнать о возможности союза «христианнейшего» короля с монгольскими ханами против египетских султанов. Рубрук из Константинополя проехал в Судак, а оттуда через Золотую Орду и Среднюю Азию направился в Каракорум, куда и прибыл в 1254 г. Мункэ, бывший тогда великим ханом, принял посла французского короля, но потребовал от последнего подчиниться его власти. В 1255 г. Рубрук вернулся в Европу.
Следующая попытка установить связь с монголами была предпринята папой Бонифацием VIII, направившим к ним монаха Джованни Монте Корвино. В 1294 г. Корвино прибыл в Яньцзин. Хубилай разрешил ему жить в столице и построить там католическую церковь. Корвино перевел на монгольский язык Новый Завет и остался в Китае до конца своей жизни. Монголы в свою очередь делали попытки установить отношения с папством. Наиболее известной из этих попыток было посольство Раббав Саумы, несторианского монаха, по происхождению уйгура, направленного ильханом Аргуном к римскому папе. Целью посольства была подготовка союза с государями западных христианских стран для совместных действий в Сирии и Палестине против Египта, сопротивление которого остановило завоевательное движение монголов. Саума побывал не только в Риме, но и в Генуе, а также во Франции (1287—1288 гг.). Результатов посольство Саумы не принесло, но описание этого путешествия послужило на Востоке источником сведений о странах и народах далекого Запада.
Монгольская империя в 40—60-х годах XIII в.
При Чингис-хане аппарат управления Монгольским государством был весьма несложным. У него было некоторое количество уйгурских писцов, которые и обслуживали его личную переписку. В дальнейшем на службу к монгольским феодалам перешел ряд чиновников из Китая, главным образом из киданей и чжурчженей, принесших с собой многие навыки китайской администрации.
Чингис-хан завещал своим преемникам «Ясу»—ряд наставлений, которыми они должны были руководствоваться в делах управления империей. Согласно этим наставлениям, управление финансами и заведование военными и гражданскими делами лежало на четырех сановниках. При преемнике Чингис-хана Угэдэе в империи была впервые произведена перепись населения, а также установлены нормы обложения и организована почтовая связь. Вплоть до правле ния Хубилая языком официальной переписки в империи служил уйгурский язык, имевший свою письменность. Так как в это время стали переходить на монгольский язык, который тогда еще не имел своей письменности, Хубилай поручил одному из своих приближенных, тибетцу Пагба, буддийскому монаху, выработать монгольскую письменность на основе тибетского алфавита. Пагба выполнил это поручение, и в 1269 г. был издан указ о переходе на монгольскую письменность.
Чингис-хан и его преемники одинаково покровительственно относились ко всем религиям и к служителям религиозных культов. Но Хубилай отдавал предпочтение одному из буддийских толков, так называемым «красношапочникам» — секте сакья, сложившейся в Тибете в XI в. Советником Хубилая по делам религии был Пагба, глава секты «красношапочников».
Несмотря на гигантские разрушения, вызванные завоевательными войнами монгольских феодалов, торговые связи стран и народов, вошедших в состав империи, все же не прекратились. Развитию торговли способствовало также устройство монголами дорог и почтовой связи. Завоеватели нуждались в хороших дорогах и в налаженной работе почты по соображениям главным образом военно-стратегическим. Но этими дорогами широко пользовалось и купечество. Наряду с новыми путями поддерживались и старинные караванные пути. Один из них шел из Средней Азии вдоль северных склонов Тянь-Шаня в Монголию, в Каракорум, а оттуда — в Яньцзин. Другой проходил из Южной Сибири вдоль северных склонов Саяна в Каракорум и Яньцзин.
Оптовая караванная торговля между странами Передней и Средней Азии и Китаем находилась в руках объединенных в компании мусульманских купцов, преимущественно персов и таджиков. Члены этих мощных компаний назывались уртаками. Они отправляли караваны с сотнями, даже тысячами людей и вьючных животных. Уже Чингис-хан покровительствовал этой торговле, а затем его политику продолжали Угэдэй и его преемники — великие ханы, а также ханы улусные. Не довольствуясь доходами от пошлин, ханы и крупные феодалы сами вкладывали средства в торговлю, а уртаки отдавали им их долю дохода товарами. Хубилай и его наследники принимали активные меры к увеличению речных и морских перевозок в Китае, будучи заинтересованы в этом в связи с растущими потребностями в продовольствии, которое доставлялось к ним из Южного и Центрального Китая. При Хубилае же была начата реконструкция системы Великого Китайского канала. Однако торговля в Монгольской империи носила преимущественно транзитный характер, и поэтому она мало влияла на развитие производительных сил тех стран,через которые проходили торговые пути, и, в частности, на развитие производительных сил в самой Монголии.
Почти не выпуская металлических денег, Хубилай стремился перевести все денежное обращение на бумажные знаки. Ограничивая печатание и выпуск бумажных денег, он добился превращения этих денег в довольно устойчивую валюту. После фактического распада Монгольской империи торговля Передней и Средней Азии с Китаем очень сократилась. Но в китайской части империи заморская торговля продолжала развиваться по-прежнему. Она шла по старому торговому пути: из Персидского залива вдоль берегов Индостана к восточному побережью Индо-Китая, а оттуда к портам Юго-Восточного Китая. Торговлю вели арабские, персидские и индийские купцы. Их суда заполняли гавани Кантона, Янчжоу, Ханчжоу и Цюань-чжоу. Морская торговля велась и со странами Малайского полуострова, а также с Явой и Суматрой. В орбиту этой торговли входили и Филиппины. Разумеется, успешное развитие торговли в Юаньской империи не может быть приписано деятельности монгольских ханов. Монгольские правители Китая интересовались лишь получением в свою пользу торговых пошлин.
Такова была Монгольская империя. Она включала множество племен и народностей, глубоко различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития. Обладая особыми языками, особой культурой, все они были включены в состав Монгольской державы насильственно. Такое искусственное объединение не могло быть прочным. Порабощенные народы вели героическую освободительную борьбу против завоевателей и в конечном итоге вернули свою независимость. Единая Монгольская империя просуществовала всего 4 десятилетия (до 1260 г.), после чего она распалась на фактически независимые улусы.
Монголия после падения власти монгольских ханов в Китае
Во время правления Чингисидов (Юаньской династии) в Китае собственно Монголия стала только наместничеством для наследника престола. Но после изгнания монгольских ханов из Китая и утверждения там Минской империи (1368 г.) каан Тогон-Тимур со своими войсками бежал в Монголию. В результате завоевательных войн XIII—XIV вв. Монголия потеряла значительную часть населения, оторвавшегося от родины и растворившегося среди других народов. Захваченные в виде военной добычи ценности обогащали только кочевых феодалов, что не оказывало влияния на рост производительных сил в стране. После восстановления Китайского государства экономика Монголии находилась в очень тяжелом положении. Монголия оказалась отрезанной от китайского рынка — единственного рынка, куда монголы могли сбывать продукцию своего скотоводческого кочевого хозяйства и где они могли приобретать необходимые им продукты земледелия и ремесла.
Основой экономики Монголии в XIV—XV вв. оставалось кочевое экстенсивное скотоводство. Араты кочевали небольшими группами аилов, переходя с места на место в поисках пастбищ для скота в пределах определенного района, составлявшего владение того или иного феодала, крепостными которого были эти араты. Феодалы раздавали свой скот на выпас аратам или использовали их в своих хозяйствах в качестве пастухов, доильщиков, стригалей. Наряду с отработочной рентой существовала и продуктовая: арат отдавал своему владельцу ежегодно несколько голов скота, некоторое количество молока, войлока и т. д.
В XIV—XV вв. в Монголии происходил процесс дальнейшего развития феодальной иерархии. Во главе стоял хан из Чингисидов, ниже его стояли царевичи Чингисиды (тайши), ниже их — средние и мелкие феодалы. Наследственные владения крупных феодалов именовались теперь улусами, или туменами, независимо от численности выставляемого ими феодального ополчения. Каждый улус распадался на отоки, т. е. крупные группы аилов, объединенные тем, что они занимали под свои кочевья общую территорию и имели во главе наследственного владетеля, являвшегося вассалом владетеля улуса. Поскольку отдельные районы Монголии экономически были независимы друг от друга, во второй половине XIV и в XV в. крупные улусы стали стремиться к политической самостоятельности. Авторитет и реальная власть монгольского хана все более и более падали. Различные феодальные клики возводили на престол и свергали то одного, то другого хана, однако всегда из Чингисидов. На рубеже XIV—XV вв. начались длительные междоусобные войны феодалов Восточной и Западной Монголии. В 1434 г., после победы племени ойратов (из Западной Монголии) над восточными монголами (халха-монголами) Дайсун-хан ойратский оказался правителем всей Монголии. Но вскоре начались новые междоусобия, и страна снова распалась на ряд фактически почти самостоятельных владений (1455 г.).
В XV в. история Монголии характеризовалась, с одной стороны, как сказано, непрекращавшимися феодальными междоусобиями, с другой стороны, частыми войнами с Минской империей, причем то монгольские феодалы нападали на пограничные районы Китая, то китайские войска вторгались в Монголию. В 1449 г. феодал Эссен-тайшин, фактически правивший Монголией от имени Дайсун-хана, разгромил войска Минской империи, взяв в плен самого императора Инцзуна. Монгольские феодалы в XV в. вели все эти войны с Китаем уже не ради завоевания территорий, как прежде, а главным образом для того, чтобы добиться от Минской империи открытия рынков для меновой торговли в пограничных районах Китая и, поскольку эта торговля находилась под контролем государства, установления более высоких цен на коней и скот, пригоняемых монгольскими феодалами. Упомянутый выше Эссен-тайшин во время переговоров с представителями Минской империи упрекал их: «Зачем вы уменьшили цены на лошадей и часто отпускали негодный, порченый шелк?». Китайские представители оправдывались тем, что цены на лошадей снизились оттого, что монголы с каждым годом пригоняли их все больше и больше. На рынки вдоль границы монголы доставляли коней, скот, пушнину, конский волос, а китайские купцы — хлопчатобумажные и шелковые ткани, котлы для варки пищи и другие предметы хозяйственного обихода, зерно и т. д.
Внутренние междоусобия и внешние войны разоряли аратские хозяйства, что толкало аратов на борьбу со своими угнетателями. О происходившей в Монголии классовой борьбе свидетельствует, например, следующий факт: один из монгольских феодалов в 40-х годах XV в. жаловался минскому императору, что от него самовольно ушли в Китай 1500 аратских семейств. Минский император вернул их обратно «законным владетелям».