Общественная мысль в 1830х – 1850е гг
Общественная мысль в 1830х – 1850е гг.
После разгрома движения декабристов прогрессивная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Возникли кружки «Общество любомудрия», братьев Критских, Станкевича, Грановского и др., в которых обсуждались вопросы о положении страны и ее будущем.
Министр просвещения С. С. Уваров сформулировал «теорию официальной народности», главными принципами которой были провозглашены «самодержавие, православие, народность». Эта теория насаждалась в просвещении, литературе, искусстве.
В 1836 г. П. Я. Чаадаев опубликовал «Философические письма», где подверг критике крепостной строй, самодержавие, теорию «официальной народности». Власти официально объявили автора письма «умалишенным».
К концу 1830х гг. в либеральном течении складываются два оппозиционных направления – западники и славянофилы. Западники во главе с Т. Н. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути, и начало движению страны по этому пути положил Петр I. Западники были сторонниками конституционной монархии и свободы предпринимательства. Западниками являлись К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, М. Н. Катков. Примыкали к ним А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Славянофилы под руководством А. С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути России. В основе самобытности России лежали общинное начало жизни народа и православная религия. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I. Славянофильства придерживались братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. Лозунгом славянофилов было: «Сила власти – царю, сила мнения – народу!» Общим для западников и славянофилов было то, что оба направления выступали за реформы – отмену крепостного права, ограничение царизма, прогрессивные преобразования. Также оба направления решительно отрицали революционные действия.
А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский постепенно откалываются от западнического крыла либералов и переходят к революционной идеологии. Они видели спасение России в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. Русские революционерыдемократы отрицательно относились к западноевропейскому капитализму и считали основой социализма сохранившуюся в России с глубокой древности крестьянскую общину. Они склонялись к революционным методам борьбы с царизмом. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В. М. БуташевичаПетрашевского. На его заседаниях бывали М. Е. СалтыковЩедрин, Ф. М. Достоевский. Большинство петрашевцев выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. В 1849 г. кружок был разгромлен. 21 участник группы, в том числе М. В. Петрашевский и Ф. М. Достоевский, приговорены к расстрелу, замененному каторгой.
Волна европейских революций 1848–1849 гг. повергла царское правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» – время реакции. В эмиграции, в Лондоне Герцен основал Вольную русскую типографию. Здесь печатали листовки, а с 1855 г. – альманах «Полярная звезда».
Источник: История. Полный справочник