ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЗОЛИТЕ И НЕОЛИТЕ

Найдено 1 определение
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЗОЛИТЕ И НЕОЛИТЕ
в палеолите было еще трудно различать какие-либо группировки населения, но в мезолите очень четко видно, что в одной и той же зоне у различных групп населения имеется своеобразие в способах изготовления орудий, их оформления и т.п. Напр., на Урале в мезолите культура с геометрическими микролитами распространена только на в. склоне гор и почти отсутствует на з. склоне. Почему? Ведь население и з. и в. склона жило в одинаковых природных условиях, охотилось на одних и тех же животных, пользовалось одной и той же вкладышевой техникой изготовления орудий и все же имело такие существенные различия в отдельных приемах их изготовления. Если в Приуралье не было геометрических микролитов, то были наконечники стрел на пластинках, которых совсем не было в Зауралье.
Десятки тыс. изученных орудий в Зауралье - и ни одного наконечника стрел, а в Предуралье они встречались достаточно часто. Немало и других особенностей: в Зауралье все орудия изготовляли из отличного темного различных расцветок кремня и яшмы, а в соседних стоянках Предуралья, иногда расположенных всего в нескольких км от зауральских, орудия делали из очень плохого кремнистого известняка или просто из известняка. Различия в орудиях и приемах их изготовления в мезолите появляются не только у населения Урала, но и Крыма и Украины, Беларуси и Сибири и т.п. Такие же различия прослеживаются в мезолите в 3. Европе и в других областях. Так, если в Крыму и на Кавказе в мезолите изготовляли геометрические микролиты, то в волго-окском междуречье и Беларуси их почти не было. Зато здесь были наконечники стрел, причем их делали из таких же ножевидных пластинок, из которых на ю. делали микролиты.
Геометрические микролиты не делали в Китае, Японии, в Африке, в Америке и т.
Наблюдения за жизнью отсталых племен показывают, что все эти различия связаны с делением первобытного населения на племена, роды и другие сообщества. Так, меланезийцы, негритосы и т.д. пользуются в общем сходными орудиями на охоте, но каждое племя каждое орудие делает по-своему. И уж никак нельзя спутать, скажем, бумеранг или копьеметалку одного племени с таким же орудием другого племени. Напр., в Меланезии для папуасов были типичны палицы с каменными навершьями и длинные планкообразные деревянные палицы. Распространение этих типов ограничено Новой Гвинеей и ближайшими к ней островами. Острова же, лежащие далее к в. и подверженные влиянию полинезийцев, дают весловидные палицы и палицы в виде приклада винтовки.
Здесь нет палиц с каменными навершьями. В оформлении конца рукояти палиц также намечаются различия. В папуасских районах палицы имеют на рукоятках расширения с плоским концом, а в в. Меланезии - расширения с заострением.
разных австралийских племен прослеживаются различия даже в деталях одних и тех же орудий. "Метательная" палица с утолщением на конце - вирри является оружием, специфичным для вонкангуру и их ближайших соседей. У них, кроме того, бумеранг, как правило, не уплощен с одной стороны, как это в обычае у племен Квисленда. Неодинаковы и копьеметалки у разных племен.
Эти этнические отличия в типах орудий характерны не только для австралийцев. Исследователь филиппинских племен аэта пишет о различиях их стрел: "Иснег-негритосы по большей части употребляют деревянные круглые в сечении острия, между тем как калин-га-негритосы предпочитают сглаженные бамбуковые острия".
Итак, различия в изготовлении и оформлении орудий говорят о племенных различиях. Учитывая, что общественный строй племен охотников и Австралии, и Африки, и Америки между собой схож, а орудия, жилища и другие предметы жизни, быта этих племен сходны с мезолитическими, мы можем довольно отчетливо представить и некоторые детали общественной жизни наших далеких предков. По мнению специалистов, на уровне мезолита живут племена гуаяков, бушменов в Африке и австралийских аборигенов.
Племя у австралийцев нечетко оформлено, но каждое племя имело свою территорию, обычаи и традиции, сходен был и язык родовых групп, входящих в племя. Каждое племя делилось на две фратрии. Человек одной фратрии не мог жениться на женщине своей фратрии не только в своем племени, но и в любом другом. Нарушение брачных норм каралось смертью. Власть находилась в руках стариков и опиралась на их авторитет и знания обычаев. Из них же избирался и глава группы (у некоторых племен не было единоличных вождей). Если нарушались интересы одного человека другим, то спор между ними разрешался поединком. На угодья существовала общественная собственность, на оружие и утварь - личная. Охота велась и коллективно, и индивидуально, но добыча делилась либо между всеми, либо между определенными членами группы (причем самим охотникам доставалось часто меньше всех). Споры из-за нарушения прав на территорию, похищения женщин, обвинения в колдовстве разрешались военными столкновениями. Стычки были небольшими, до первых раненых или убитых, а потом начинались переговоры о мире, заключавшиеся при особых церемониях.
Обмен был развит: существовали даже особые ярмарки, где меняли каменные орудия, украшения и другие предметы.

Источник: Археологический словарь. 1996