ОБУХОВ Николай Борисович

Найдено 1 определение
ОБУХОВ Николай Борисович
10.4.1892, с. Ольшанка, Старосельского у.
Курской губ. 1954, Париж) - композитор. Его отец - потомственный дворянин, штабс-капитан Борис Трофимович О., мать - Екатерина Александровна. Семья Обуховых на протяжении нескольких поколений отличалась редкой музыкальностью. Прекрасный голос был у бабушки Николая со стороны отца - Елизаветы Обуховой (урожд. Баратынской).
Братья отца - Александр и Андрей (отец Надежды Обуховой) - обладали красивыми голосами, пели, а Сергей, учившийся вокалу в Италии и выступавший там в опере, после 1906 был управляющим императорских театров в Москве.
Детские и юношеские годы Николая прошли в Москве, домашнее образование он получил в семье. Много внимания уделялось музыкальному обучению. С шести лет О. играл на скрипке и фортепиано, с десяти - посещал оперу, дома часто устраивались концерты и музыкальные представления. В 19-летнем возрасте О. сдал экстерном экзамены в гимназии, с 1911 учился в консерватории у А.Ильинского, затем Н.Страхова. Осенью 1913 поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Н.Черепнина и М.Штейнберга в классе теории и композиции вплоть до лета 1916. Ранние фортепианные пьесы и романсы этого периода, среди которых - «Я буду ждать тебя» (1913) и «Ничего не жди» (1918) - еще далеки от его подлинного стиля. Точкой отсчета для О.
стал гармонический язык позднего А.Скрябина.
Около 1914 О. сформулировал для себя понятие «абсолютная гармония» - «гармония 12 тонов без удвоений», которая соизмерима с открытиями Шенберга, Кляйна, Хауэра, Голышева, но была открыта совершенно самостоятельно. «Я запрещаю себе всякое удвоение, - писал О., - моя гармония базируется на 12 звуках, и ни один из них не должен удваиваться. Повторение порождает впечатление света без силы; от этого гармония погибает, теряет свою чистоту». В 1915 О. изобрел новый способ нотации, который являлся прямым следствием его 12-тоновой гармонии: композитор чувствовал, что каждый звук 12-тоновой шкалы должен иметь самостоятельное название и независимое положение на нотном стане. Впоследствии нотация О. получила некоторое распространение: ею пользовались французский композитор А.Онеггер, отдельные чешские композиторы. Разумеется, все сочинения самого О. с момента создания этой нотации были записаны модернизированным образом. Впервые он последовательно воплотил свою новую систему нотации в трех поэмах: «Агнец и наше раскаяние» (1918), «Пастырь и наше утешение» (1919) и «Да будет один Пастырь и одно стадо» (1921) на слова К.Бальмонта. Третья поэма примечательна тем, что в ней, наряду с голосами, использованы новые, изобретенные в 1917 самим композитором электроакустические инструменты под названиями «Кристалл» и «Эфир», - ставшие предшественниками знаменитого в будущем «Croix sonore» («звучащий крест»), инструмента звуковых радиоэлектрических волн.
О. был глубоко религиозным художником, большинство исследователей считают его мистическим музыкантом. Им были усвоены и приняты основные идеи новой русской религиозной философии, его непосредственным духовным источником является учение Вл.Соловьева.
Отсюда следует его отношение к идее сочинения. Все наследие композитора отличается необыкновенной цельностью. Его сочинения, не исключая тех, что имеют самостоятельный статус, как бы устремлены к единому центру.О. можно назвать композитором одного сочинения: это «Книга жизни» - оратория, мыслимая композитором как мистерия, гигантское сочинение для большого оркестра, хора, солистов, так и оставшееся незаконченным. Предварительную работу по подбору источников и текста композитор начал в мае 1917 и работал над ним до конца своей жизни.
В 19180. вместе с семьей (в 1913 он женился на графине Ксении Комаровской; имел двух сыновей) покинул Россию. Путь пролегал через Константинополь, его странствия окончились в Париже. Приехав во Францию, 27-летний композитор показал свои сочинения М.Равелю и высказал желание учиться у него оркестровке. Равель был поражен услышанным и, помимо уроков и советов по оркестровке, не раз повторял свою высокую оценку, ходатайствуя за О. перед издателями и другими заинтересованными людьми, готовыми оказать молодому композитору поддержку.
О жизни О. во Франции мало что известно. Единственным источником являются редкие свидетельства о его концертных выступлениях. Первый показ фрагментов «Книги жизни» состоялся весной 1925. На частном прослушивании, прошедшем в салоне м-м Рене Дюбо при содействии журнала «La Revue Musicale», присутствовало множество музыкантов и критиков, русских и французских. Автор представил фрагменты для голоса и фортепиано, сам исполнял фортепианную партию и делал необходимые комментарии. Первое публичное исполнение, организованное теософским обществом, состоялось 15.6.1925. Важнейшим событием было исполнение 3,6.1926 «Вступления к Книге жизни», выглядевшего как симфоническая поэма, длящаяся около получаса, для четырех голосов и большого симфонического оркестра под управлением С.Кусевицкого в «GrandОрбга». Отдельную страницу в биографии музыканта занимают концерты 1934, примечательные тем, что тогда О. продемонстрировал свой инструмент «Croix sonore», отчасти близкий «Терменвоксу», отчасти - «Londes Martenot» («волны Мартеноо»), О. считал, что с обретением «Croix sonore» он нашел свой настоящий инструмент, исполненный мистическим смыслом. Сочинения для «Croix sonore» - «Всемогущий благославляет мир», «Вечная жизнь», «Коронация» и др. - были с большим успехом исполнены в феврале 1934 в Брюссельской консерватории, 15.5.34 - в зале Гаво; в концертах принимали участие певицы Сюзан Бальгерье, Луис Мата и пианистка Мари Антуанет Осенак де Брогли, блестяще овладевшая игрой на «Croix sonore» и ставшая убежденной последовательницей и сотрудницей О. После его смерти в 1954 ею на кладбище Сен Клод была установлена стелла в виде «Croix sonore», позже она выступила организатором международного композиторского конкурса имени композитора.
К числу важнейших событий биографии О. относятся исполнения сочинений «Всевышний благославляет мир» у гробницы со святыми мощами «Дуамон» в ночь на 14.7.1936 и «Всемирный гимн», прозвучавший на международной выставке в Париже в 1937. Потом была война, вынужденный перерыв в творчестве. В конце 1949 О. постиг роковой удар судьбы - он лишился своего главного сочинения. Это произошло при трагических, до конца не выясненных обстоятельствах: позднее ночное возвращение, нападение, избиение с похищением портфеля, где была рукопись... Композитор попал в больницу. Пережив, видимо, тяжелое потрясение, О. с тех пор (а ему суждено было прожить еще 5 лет) больше ничего не сочинял.
Сейчас трудно судить о том, каким было реальное положение О. в музыкальной культуре XX в., какой резонанс вызывали во Франции его идеи, имевшие точный временной и географический адрес - Россия начала XX столетия. В октябре 19 34 в Италии при содействии Института Рима был снят фильм о «Croix sonore». В феврале 1935 состоялась научная конференция под названием «От Бетховена к Обухову». В 1947 издатель Дюран вновь выпустил обухов ский «Трактат о тональной, атональной и тотальной гармонии». В 1970-е была предпринята попытка реконструкции партитуры «Книги жизни», отдельные ее части были записаны на пластинку. Но о многом ли говорят эти факты, и был ли О.
действительно понят? Значительная часть его идей, восходящих к русскому космизму начала века, осталась нереализованной, религиозный мистицизм - непонятым, а главное сочинение - утерянным. Одна из статей Б.Шлецеро, написанная еще в середине 1920-х, содержит печальное предсказание судьбы наследия О.: «Не без чувства опасения приступаю я к очерку творчества Обухова, Его мысли, чувства и желания далеки от наших привычек, от наших эстетических, моральных и религиозных идей; они не укладываются в рамках современной психологии, непонятны миру искусства наших дней, их не принимают во Франции, Англии, так же как и в России; поэтому так трудно найти слова, которые могли бы донести до ума читателя это своеобразие так, чтобы он почувствовал за такой странной и необычной формой яркую красоту и глубокий смысл».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции