Обувь

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ОБУВЬ
Деян 7:33). Между древними народами и на Востоке в настоящее время обувь имела много различных форм, начиная с сандалий, защищавших подошву ноги и кончая сапогом, прикрывавшим всю ногу и колено. Не легко сделать буквальное описание некоторых из принадлежностей обуви, именно в том виде, в каком носят ее в Египте, Персии, Турции и других местах. Из некоторых мест Свящ. Писания нам известно, что снятие сапог в знак благоговения было древним обычаем на Востоке (Нав 5:15), и так как в Свящ. Писании нигде не упоминается об обуви в числе предметов священнических обязательных облачений, то думают, что они совершали богослужение без обуви. Идти босиком — служило также выражением смирения и покорности (2Цар 15:30, Исх 20:2-4). Отсюда выражение в псалме (59:10) на Едома простру сапог Мой означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей либо ноги и вручение оного другому лицу служило знаменательным выражением передачи прав и привилегий (Руф 4:7). Но иной смысл и значение имело снятие сапога, когда невестка снимала сапог с ноги своего деверя при старейшинах, вследствие его отречения от супружества с нею (Вт 25:9). Обыкновенные сандалии делались из куска кожи с шеи верблюда: они прикреплялись двумя ремнями, один из которых проходил между большим и вторым пальцем, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. Отсюда явствует, что подобная обувь легко снималась с ноги и нисколько не защищала ноги от грязи и пыли. Сандалии никогда не носили в дому, так как это считалось нарушением приличия. При дверях пагод Индостана путешественники обыкновенно видят множество сандалий, и тот же самый обычай требуется строго Турками даже от Христиан и иностранцев. Деревянные сандалии были более употребительны в Аравии, в Иудее, Египте. Необходимость омовения ног после каждой прогулки очевидна, и первым знаком гостеприимства было доставлять воду для омовения ног (Быт 24:3-2, Лк 7:44). Развязывать ремни сандалий было делом рабов (Мк 1:7), равно как и омовение ног (Ин 13:5-14). Отсюда выражение: разрешить ремень сапога, или понести пред кем обувь или сандалии, означало рабскую должность.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Обувь
Об обуви у евреев см. статью Одежда». Скажем несколько слов о некоторых относящихся сюда оборотах речи. Выражение «обувь на ногах» означает быть готовым в путь, ибо так израильтяне должны были есть пасхального агнца (Исх. 12:11). Павел побуждает христиан быть обутыми «в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:15). У Map. 6:9 мы читаем, что Христос повелел Своим ученикам обуваться в простую обувь, а у Мат. 10:10 и Лук. 10:4, Он воспрещает им брать с собой обувь, что объясняется, как запрещение иметь запасную обувь (Срав. Лук. 22:35).
«Наступать ногой на врага» или «землю» означает полнейшую победу или «овладение»; отсюда оборот речи: положить что-нибудь «под ноги» кого-либо (Пс. 8:7; 1 Кор. 15:25). Господь обещает Моисею: «всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» (Втор. 11:24; И. Нав. 1:3). Также псалмопевец говорит в Пс. 59: 10: «на Едома простру сапог Мой», т.е. втопчу его в прах. Из вышесказанного вытекает значение обычая «снимания сапога» (Руф. 4:7), которым подтверждали торговую сделку, договор и т. п. Когда ближайший родственник Руфи не хотел выкупить поля Ноемини и с тем жениться на Руфи, то он уступил свое право Воозу, более отдаленному родственнику, и в подтверждение этого снял перед свидетелями сапог и отдал его Воозу, вследствие чего последний получил право выкупить имение Ноемини и взять в жены ее невестку. Снятие обуви было, следовательно, символическим актом, обязывающим уступить свое право в пользу другого. Этот обычай существовал также у других народов, например, у индусов и древних германцев. То же значение имел обряд, предписанный законом в Втор. 25:7 и дал. Если братья жили вместе и один из них умирал, не оставив сына, то вдова его не должна была выходить замуж за человека из другого рода, но деверь был обязан жениться на ней, и первородный сын должен был носить имя умершего брата. Если же брат отказывался жениться на свояченице и твердо настаивал на своем отказе, то закон не принуждал его к этому, но вдова имела право навсегда лишить его права, которым он не хотел воспользоваться. Для этого она снимала с него обувь, плевала ему в лицо и говорила: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле «дом разутого». Женитьба на свояченице (Втор. 25:5) была старинным обычаем у многих других народов, как-то: индусов, персов, афганцев, друзов, африканских негров и др.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
226.82 кб

МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОБУВЬ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО ХХ века)

Гарсаев Лейчий Магамедович
Рассматривается кожаная и войлочная шитая и вязаная обувь чеченцев и ингушей. По мнению автора, вайнахская мужская и женская обувь, как и у других народов Северного Кавказа, почти не различалась.
Читать PDF
2.22 мб

Обувь жестких форм из культурного слоя города Тобольска XVII века

Балюнов Игорь Валерьевич
Целью статьи является изучение кожаной обуви жестких форм XVII в., найденной при археологических исследованиях г. Тобольска. Такого рода вещи достаточно редко сохраняются в культурных слоях памятников.
Читать PDF
0.00 байт

Повседневная одежда и обувь крестьянства Восточной Сибири в 1920-е гг. (на примере Иркутской области

Шаламов В. А.
Исследуются проблемы трансформации костюма сельского жителя под воздействием начавшейся модернизации страны в 1920-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Кожаная обувь свияжского посада: опыт реконструкции простых поршней

Богатова Лина Феликсовна, Визгалова Мария Юрьевна, Старков Андрей Сергеевич
В статье апробируется методика системной классификации позднесредневековой кожаной обуви на примере простых поршней из Свияжска.
Читать PDF
0.00 байт

Обувь, шпоры и элементы седельного сбора: материальная культура всадника в Московском государстве XV

Шапиро Бэлла Львовна
В статье рассматривается значимость связки «обувъ-шпоры-стремена» для формирования образа всадника в Московском государстве XVI-XVII вв. Анализируется вещно-предметный ряд, характеризующий царский и придворный быт.
Читать PDF
11.75 мб

Кожевенное ремесло и обувь средневекового населения Пермского Прикамья в i - начале II тыс. Н. Э

Курбатов А.В.
Обозрение археологических материалов показывает, что обувь и другие кожаные предметы часто встречаются в раннесредневековых могильниках финно-угорских народов Прикамья и Среднего Поволжья.
Читать PDF
0.00 байт

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ОБУВЬ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Клюева И.В., Бекк М.В.
В статье приведены данные по производству отечественной обуви в 1986 и 2010 гг., рассмотрены позитивные и негативные аспекты изменений в отечественной обувной промышленности за указанный период.