Обувь
ОБУВЬ
Деян 7:33). Между древними народами и на Востоке в настоящее время обувь имела много различных форм, начиная с сандалий, защищавших подошву ноги и кончая сапогом, прикрывавшим всю ногу и колено. Не легко сделать буквальное описание некоторых из принадлежностей обуви, именно в том виде, в каком носят ее в Египте, Персии, Турции и других местах. Из некоторых мест Свящ. Писания нам известно, что снятие сапог в знак благоговения было древним обычаем на Востоке (Нав 5:15), и так как в Свящ. Писании нигде не упоминается об обуви в числе предметов священнических обязательных облачений, то думают, что они совершали богослужение без обуви. Идти босиком — служило также выражением смирения и покорности (2Цар 15:30, Исх 20:2-4). Отсюда выражение в псалме (59:10) на Едома простру сапог Мой означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей либо ноги и вручение оного другому лицу служило знаменательным выражением передачи прав и привилегий (Руф 4:7). Но иной смысл и значение имело снятие сапога, когда невестка снимала сапог с ноги своего деверя при старейшинах, вследствие его отречения от супружества с нею (Вт 25:9). Обыкновенные сандалии делались из куска кожи с шеи верблюда: они прикреплялись двумя ремнями, один из которых проходил между большим и вторым пальцем, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. Отсюда явствует, что подобная обувь легко снималась с ноги и нисколько не защищала ноги от грязи и пыли. Сандалии никогда не носили в дому, так как это считалось нарушением приличия. При дверях пагод Индостана путешественники обыкновенно видят множество сандалий, и тот же самый обычай требуется строго Турками даже от Христиан и иностранцев. Деревянные сандалии были более употребительны в Аравии, в Иудее, Египте. Необходимость омовения ног после каждой прогулки очевидна, и первым знаком гостеприимства было доставлять воду для омовения ног (Быт 24:3-2, Лк 7:44). Развязывать ремни сандалий было делом рабов (Мк 1:7), равно как и омовение ног (Ин 13:5-14). Отсюда выражение: разрешить ремень сапога, или понести пред кем обувь или сандалии, означало рабскую должность.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Обувь
Об обуви у евреев см. статью Одежда». Скажем несколько слов о некоторых относящихся сюда оборотах речи. Выражение «обувь на ногах» означает быть готовым в путь, ибо так израильтяне должны были есть пасхального агнца (Исх. 12:11). Павел побуждает христиан быть обутыми «в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:15). У Map. 6:9 мы читаем, что Христос повелел Своим ученикам обуваться в простую обувь, а у Мат. 10:10 и Лук. 10:4, Он воспрещает им брать с собой обувь, что объясняется, как запрещение иметь запасную обувь (Срав. Лук. 22:35).
«Наступать ногой на врага» или «землю» означает полнейшую победу или «овладение»; отсюда оборот речи: положить что-нибудь «под ноги» кого-либо (Пс. 8:7; 1 Кор. 15:25). Господь обещает Моисею: «всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» (Втор. 11:24; И. Нав. 1:3). Также псалмопевец говорит в Пс. 59: 10: «на Едома простру сапог Мой», т.е. втопчу его в прах. Из вышесказанного вытекает значение обычая «снимания сапога» (Руф. 4:7), которым подтверждали торговую сделку, договор и т. п. Когда ближайший родственник Руфи не хотел выкупить поля Ноемини и с тем жениться на Руфи, то он уступил свое право Воозу, более отдаленному родственнику, и в подтверждение этого снял перед свидетелями сапог и отдал его Воозу, вследствие чего последний получил право выкупить имение Ноемини и взять в жены ее невестку. Снятие обуви было, следовательно, символическим актом, обязывающим уступить свое право в пользу другого. Этот обычай существовал также у других народов, например, у индусов и древних германцев. То же значение имел обряд, предписанный законом в Втор. 25:7 и дал. Если братья жили вместе и один из них умирал, не оставив сына, то вдова его не должна была выходить замуж за человека из другого рода, но деверь был обязан жениться на ней, и первородный сын должен был носить имя умершего брата. Если же брат отказывался жениться на свояченице и твердо настаивал на своем отказе, то закон не принуждал его к этому, но вдова имела право навсегда лишить его права, которым он не хотел воспользоваться. Для этого она снимала с него обувь, плевала ему в лицо и говорила: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле «дом разутого». Женитьба на свояченице (Втор. 25:5) была старинным обычаем у многих других народов, как-то: индусов, персов, афганцев, друзов, африканских негров и др.
«Наступать ногой на врага» или «землю» означает полнейшую победу или «овладение»; отсюда оборот речи: положить что-нибудь «под ноги» кого-либо (Пс. 8:7; 1 Кор. 15:25). Господь обещает Моисею: «всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» (Втор. 11:24; И. Нав. 1:3). Также псалмопевец говорит в Пс. 59: 10: «на Едома простру сапог Мой», т.е. втопчу его в прах. Из вышесказанного вытекает значение обычая «снимания сапога» (Руф. 4:7), которым подтверждали торговую сделку, договор и т. п. Когда ближайший родственник Руфи не хотел выкупить поля Ноемини и с тем жениться на Руфи, то он уступил свое право Воозу, более отдаленному родственнику, и в подтверждение этого снял перед свидетелями сапог и отдал его Воозу, вследствие чего последний получил право выкупить имение Ноемини и взять в жены ее невестку. Снятие обуви было, следовательно, символическим актом, обязывающим уступить свое право в пользу другого. Этот обычай существовал также у других народов, например, у индусов и древних германцев. То же значение имел обряд, предписанный законом в Втор. 25:7 и дал. Если братья жили вместе и один из них умирал, не оставив сына, то вдова его не должна была выходить замуж за человека из другого рода, но деверь был обязан жениться на ней, и первородный сын должен был носить имя умершего брата. Если же брат отказывался жениться на свояченице и твердо настаивал на своем отказе, то закон не принуждал его к этому, но вдова имела право навсегда лишить его права, которым он не хотел воспользоваться. Для этого она снимала с него обувь, плевала ему в лицо и говорила: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле «дом разутого». Женитьба на свояченице (Втор. 25:5) была старинным обычаем у многих других народов, как-то: индусов, персов, афганцев, друзов, африканских негров и др.