ОЦУП Николай Авдеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Оцуп, Николай Авдеевич

Род. 1894, ум. 1958. Поэт и прозаик. Опубликовал ряд поэтических сборников ("Град", 1921; " В дыму", 1926; "Встреча", 1928; "Дневник в стихах", 1950; "Жизнь и смерть", изд. 1961), сборники статей о русской литературе ("Современники", 1961; "Литературные очерки", 1961). Сотрудничал с журналом "Числа" (редактор). В 1922 г. эмигрировал. Брат Г. А. Раевского.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ОЦУП Николай Авдеевич
23.10.1894, Царское Село - 28.12.1958, Париж) - поэт, критик, мемуарист, Сын придворного фотографа. В 1913 окончил Александровский лицей в Царском Селе; поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но в том же году уехал в Париж, где, по его словам, «с отвращением учился в Ecole de droit и предпочитал слушать Бергсона». В начале 1-й мировой войны возвратился в Россию, поступив снова в Петербургский университет, но был мобилизован в армию. Попал в запасный полк («...Петербург уже с красными флагами, ошалевшими броневиками, я тоже ошалел»): вскоре, однако, понял, что нужно «заниматься своим делом» и начал сотрудничать в издательстве «Всемирная литература».
В 1920 основал вместе с Н.Гумилевым, Г.Ивановым, М.Л.озинским Новый цех поэтов, В 1921 вышел первый сборник стихотворений О. «Град». В 1922 О. уехал в Берлин, где переиздал в 1923 «Град» и выпустил в 1926 новый сборник «В дыму». «Разорванность и расхлябанность» стихов О.
критика объясняла «тяжестью недавних лет», но сам он в начале эмигрантского пути был «человеком весьма компанейским и жизнерадостным», с желанием «обсуждать запутанные, «последние» метафизические вопросы».
Из Берлина О, переехал в Париж, где в 1928 отдельным изданием вышла его поэма «Встреча», Редактор журнала (альманаха) «Числа» (Париж, 1930-34, 10 номеров) - сначала с Ирмой де Манциарли, с 5-го номера - один. Издание журнала мотивировалось тем, что «Современные записки» публиковали главным образом маститых авторов. Новый журнал был задуман как преимущественно литературный; отвечая на критику З.Гиппиус, О. писал, что требование от литературного журнала сиюминутных политических откликов - это «большевизм наизнанку»; «Числа» «не против политики, а против ее тирании», Благодаря О.
многие представители молодого поколения русской эмиграции, выступившие впервые в «Числах», добились литературного признания.
Сомнение О. в том, что искусству надо служить «любой ценой» («есть и другой подвиг отказ от искусства навсегда или на время, если то, во имя чего отказался, - может быть названо жизнью или волей к жизни») нашло художественное выражение в романе «Беатриче в аду» (Париж, 1939).
В начале 2-й мировой войны О. записался добровольцем во французскую армию. Во время отпуска в Италии был арестован как антифашист, провел более полутора лет в тюрьме, в 1941 бежал, был схвачен, отправлен в концлагерь, откуда в 1942 снова бежал, уведя с собой 2 8 военнопленных. В 1943 О. стал участником итальянского Сопротивления.
За ряд смелых операций получил после войны английские и американские военные награды. В 1951 О, была присуждена ученая степень доктора в Парижском университете за работу о Н.Гумилеве. До конца жизни - профессор «Ecole Normale».
В 1950 О. опубликовал «Дневник в стихах. 1935-1950», который насчитывал 12 тысяч стихотворных строк, - по оценке Ю.Иваска, «памятник последнего полувека». Вопрос о силе веры ставила драма в стихах «Три царя» (1958). Посмертно издан двухтомник «Жизнь и смерть» (Париж, 1961), в котором собраны стихотворения, ранее публиковавшиеся в журналах; сборник показал, что О. всегда оставался поэтом возвышенного склада. В зрелой лирике О. варьировалась тема всепоглощающей любви к женщине, тема России и тема спасения духовности человека; постоянно присутствует и мотив неизбежности смерти, которая высвечивает все ценности жизни. Особенно существенно отношение О. к духовной свободе: писатель обязан избавляться от всех ложных «святынь», внедренных в его сознание политикой. В поэме «Красавица» он писал, что хотел бы воспеть не тех женщин, которые шли «в народ» и готовили 1917 год, а «более простую героиню... мать с ребенком, кроткую богиню...». Со страниц сборника, писал Н.Ульянов, глянуло «лицо многодумное, со следами былого жизненного опыта..
Умудрило его и изгнанничество. Не в сереньком, беженском плане, а скорее в духе Данте».
Опорой поисков О. были русская литература и христианство. Пушкин для О. - мерило всех духовных ценностей; фальшивому патриотизму «с претензиями подчинить себе чужие культуры» он противопоставлял национализм Пушкина, «насквозь пронизанный свободой». В книге «Современники» собраны воспоминания О. об И.Анненском, Н.Гумилеве, Ф.Сологубе, А.Белом, С.Есенине, К.Чуковском, Е.Замятине, В.Шкловском, статьи о Серебряном веке русской поэзии, о Пролеткульте, «Серапионовых братьях», о «Климе Самгине» М.Горького. В книгу «Литературные очерки» (Париж, 1961) вошли статьи «Тютчев», «Николай Гумилев», «Лицо Блока», «Сатана и Демон», «М,А.Шолохов», «Венец Пастернака», «Свобода творчества», «Гуманизм в СССР», «Апокалипсис», «Миф Владимира Маяковского». В последнее десятилетие жизни О.
утверждал, что на смену акмеизму, сыгравшему свою роль, пришел «персонализм» как реакция на атеизм, стадность, экзистенциализм, как защита личного достоинства писателя.
Соч.: Персонализм как явление литературы // Грани, 1956, № 32; Океан времени. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания, СПб., Дюссельдорф, 1993.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции