ОДА
Ода
греч. ode) – торжественная песнь, воспевающая какое-либо событие исторического значения или героя и его деяния.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ОДА
жанр лирической поэзии и музыки: торжественно-патетическое прославляющее произведение. Как хоровая песня, возникла в античности. В XVI—XVIII вв. жанр высокой лирики.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ОДА
• Ode,
????, ??????, песнь, произведение лирической поэзии, занимающая середину между гимном и собственно песней; римляне называли carmen; ср. Lyrici, Лирики.
????, ??????, песнь, произведение лирической поэзии, занимающая середину между гимном и собственно песней; римляне называли carmen; ср. Lyrici, Лирики.
Ода
античное понятие, обозначавшее первоначально всякую песню, затем, также у римлян, лирическое стихотворение, написанное в изысканной строфической форме (в переводе с греческого — «песнь»). Крупнейшие одические поэты античности: Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций.
ОДА
первонач. всякая песня, затем — лирич. стихотворение, написанное в изыск. строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. поэзии были разнообразны: мифология, человеч. жизнь, любовь, госуд., слава и т.п. Крупнейшие одич. поэты античности — Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ода
(греч. песнь); первоначально всякая песня, затем — также в латыни — лирич. стихотворение, написанное в изысканной строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. поэзии были разнообразны: мифология, человеч. жизнь, любовь, государство, слава и т. п. Крупнейшие одич. поэты античности — Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций. Вновь получившая распространение в Европе со времени Возрождения, в Германии одич. поэзия достигла высшего расцвета у Клопштока и Гельдерлина, который оказал большое влияние на нем. одич. поэзию вплоть до новейшего времени (Бехер и др.).
Источник: Словарь античности. 1989
Ода
от греч. ode - песня)
жанр лирической поэзии и музыки, выражающий торжественное, приподнятое настроение. Наиболее известны оды Сапфо, Алкея, Пиндара, Вакхилида, Горация. В средние века о. получила второе рождение.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
первонач. всякая песня. Затем так стали называть разного рода лирические стихотв. О. писались на самые разные темы, касающиеся жизни человека, и не требовали обязательного присутствия торжественной интонации. О. называли произв. Алкея, Сапфо, Пиндара, Горация.
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
жанр лирической поэзии и музыки, выражающий торжественное, приподнятое настроение. Наиболее известны оды Сапфо, Алкея, Пиндара, Вакхилида, Горация. В средние века о. получила второе рождение.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
первонач. всякая песня. Затем так стали называть разного рода лирические стихотв. О. писались на самые разные темы, касающиеся жизни человека, и не требовали обязательного присутствия торжественной интонации. О. называли произв. Алкея, Сапфо, Пиндара, Горация.
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ОДА
(греч. Ode — песнь) — жанр лирической поэзии, зародившийся в Древней Греции и первоначально обозначавший любую песню на темы мифологии, любви, славы. Крупнейшими древнегреческими одическими поэтами были Сапфо, использовавшая так называемую сапфическую строфу, Алкей, именем которого была названа алкеева строфа, Пиндар и др. В Древнем Риме одой стали называть лирическое стихотворение, написанное в изысканной форме. Прославились свои-ми одами, воспевавшими любовь и наслаждение жизнью, римские поэты Асклепиад и Гораций, который использовал пять вариантов особого стихотворного размера — асклепиадова стиха. В эпоху классицизма одой называли стихотворение на какой-либо торжественный случай, отличавшееся возвышенным, приподнятым тоном. В русской поэзии
XVIII в. к жан-ру оды обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, создавший революционную оду, в XIX в. — А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и др.
XVIII в. к жан-ру оды обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, создавший революционную оду, в XIX в. — А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и др.
ОДА
торжественное стихотворение. Изначально, в древнегреческой поэзии, лирическое стихотворение на разные темы, исполнявшееся хором. В одах древнегреческого поэта Пиндара (ок. 518–442 до н. э.) воспеваются цари и аристократы, удостоенные, по мнению поэта, расположения богов. Особое развитие жанр оды получил в поэзии европейского классицизма. Торжественная ода – основной жанр творчества основоположника французского классицизма Ф. Малерба (1555–1628). Тема его од – прославление абсолютистской власти во Франции. Этапом в развитии жанра оды является творчество Ж. Ж. Руссо.
В России ода, которая «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает» (В. К. Тредиаковский), была главным жанром поэзии классицизма. Образцовые произведения этого жанра принадлежат М. В. Ломоносову, известными авторами од были его поэтический наследник В. П. Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Кроме торжественной (пиндарической) оды, в рус. поэзии бытовала ода нравоучительная (горацианская), любовная (анакреонтическая) и духовная (переложение псалмов).
В России ода, которая «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает» (В. К. Тредиаковский), была главным жанром поэзии классицизма. Образцовые произведения этого жанра принадлежат М. В. Ломоносову, известными авторами од были его поэтический наследник В. П. Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Кроме торжественной (пиндарической) оды, в рус. поэзии бытовала ода нравоучительная (горацианская), любовная (анакреонтическая) и духовная (переложение псалмов).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ОДА
Нобунага (1534-82) - япон. феод. полководец, первый из объединителей (О., Хидэеси Тоетоми, Иэясу Токугава) страны. Сын владельца небольшого кн-ва в пров. Овари (центр. часть о-ва Хонсю). Отличался буйным, необузданным и жестоким характером. В 1551 наследовал кн-во. Постепенно прибрал к своим рукам всю пров. Овари. В 1560 у Окэхадзама разгромил войско князя Ёсимото Имагава и захватил часть его владений. В 1567 перенес свою резиденцию в замок Гифу (пров. Мино). В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сегунов и офиц. столицей Японии. В 1570-73 разбил войско князей Асакура и Асаи. В 1570-82 вел войну с князем Такэда (пров. Кай), в 1575-82 - с князем Уэсуги, в 1577-82 - с князем Мори (ю.-з. Япония). В 1573 низложил последнего сегуна из дома Асикага. В 1576 перенес свою резиденцию из замка Гифу в замок Адзути на берегу оз. Бива. К 1582 объединил под своей властью (О. не провозглашал себя сегуном, формально он ограничился нек-рыми придворными титулами) не менее третьей части страны. О. вел решит. борьбу с буддийским духовенством, выступавшим против централизации страны и действовавшим в союзе с враждебными князьями. В 1571 уничтожил укрепл. монастыри на Хиэйдзан (под самым Киото), а затем монастыри Макиодзи, Кэйриндзи и др. С 1570 вел кровопролитную борьбу во мн. провинциях с сектой икко, под знаменем к-рой выступали широкие нар. массы (т. н. икко-икки - восстания секты икко; см. Икки). С целью укрепления феод. порядков О. начал кадастровую перепись земель, уничтожил внутр. заставы, учредил единую денежную единицу, вел строительство дорог. О. лишил прав вольного города г. Сакаи. В разгар борьбы с князем Мори О. был убит в храме Хоннодзи одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти. Лит.: Жуков Е. М., История Японии, М., 1939, гл. 2, § 1; Очерки новой истории Японии, М., 1959 (Вводная глава); Окуно Такахиро, Нобунага то Хидэеси (Нобунага и Хидэеси), Токио, 1955; Ватанабэ Ёсукэ, Адзути дзидай си (История эпохи Адзути), Токио, 1956. И. Г. Поздняков. Москва.