ОДЕЖДА ЧУВАШСКАЯ

Найдено 1 определение
ОДЕЖДА ЧУВАШСКАЯ
уходит корнями в тюркские традиции, хотя имеет и ряд черт, характерных для др. народов Среднего Поволжья. Для одежды использовались холст, сукно, обработанная кожа. Сукно ткали тонкое, толстое и онучное белого, черного, серого цветов; льняной и посконный холст делали тонкий, портяночный, редкий для подкладки. Изготавливали шерстяные кушаки и опояски разных цветов. В кач-ве нижнего белья и носильного платья использовались рубахи и штаны из посконного и льняного холста. Жен. рубаха (кепе) относится к типу туникообразных рубах с осн. полотнищем холста, перекинутым со спины на грудь, рукава – с ластовицами и прямыми боковыми вставками; рубахи из белого полотна украшали вышивкой и цветными нашивками по вороту, на груди, рукавах и подолу. С 18 в. низовые чувашки стали шить рубахи с оборками из пестряди. Поверх рубахи носили вышитые передники (черситти, саппун). У низовых чувашек он был без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани; у верховых – с нагрудником, гладкую ткань украшали вышивкой и аппликацией. Надевали также холщевые балахоны типа просторного халата без боров. Летом надевали верхнюю одежду (шупар, пустав) из белого холста или черной хлопчатобумажной ткани со сборками, а также особую одежду (пустарла шупар), сшитую до талии из красной, ниже талии – из черной материи, украшенную серебряными, золотыми галунами и цветными нашивками. Муж. штаны, нательные и верхние, были из холста. Зимой носили теплые штаны из домашнего сукна, а богатые – из кармазинного зеленого и синего сукна. Осенью и весной женщины носили длинные кафтаны с борами из домашней или фабричной темной шерстяной ткани (сахман), а зимой – приталенные сборчатые шубы (керек). Одежду подвязывали поясом с подвесками. Мужчины летом носили войлочные черные или белые шляпы (ялкас), зимой шапки (селек) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом. Замужние женщины повязывали голову полотенцеобразным холщевым головным убором (сурпан), поверх к- рого надевали шапочку-хушпу в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами и бисером. Девушки носили небольшие шапочки-тухья, расшитые бисером и бусинами, украшенные плотно нашитыми серебряными монетами, а также сурбан – род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преим. светлых расцветок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой. Среди жен. украшений характерны ожерелья (шарса), шейное украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), к-рую носили через плечо, наспинное украшение (пус хысе), подвески к поясам – сара, яркач, нагрудные украшения – шулькеме и сурбанные подвески (сурпан сакки). Все головные уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом. В широком употреблении были перстни, серьги. Обычны были яловые и козловые сапоги, бахилы, башмаки, коты и др., но осн. обувью были лапти либо с шерстяными вязаными чулками, или сшитыми из грубого сукна (тала чалха), либо с онучами из сукна до колен, обвязанными оборками лаптей. В наст. время фабричная одежда почти везде вытеснила национальную. Лит: Воробьева Н. И. Крестьянская одежда населения Европейской России 14 – нач. 20 вв. М., 1971; Народы России. Г. Н. Белорыбкин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.33 мб

Признаки половозрастной стратификации в чувашской женской одежде

Петров И. Г., Никонорова Е. Е.
В статье обобщаются материалы о декоре женских рубах чувашей, приводятся этнографические факты о способах орнаментации женских и девичьих рубах, получивших распространение среди чувашей и других народов Волго-Уральского региона.
Читать PDF
66.21 кб

Магические и защитные функции одежды в чувашских родильных обрядах

Петров И. Г.
В статье рассматриваются некоторые вопросы, имеющие отношение к одежде детей в родильных обрядах чувашей. Автор показывает, что в прошлом одежда ребенка благодаря особым ритуалам наделялась защитными и магическими свойствами.
Читать PDF
419.32 кб

Одежда как символический заместитель человека в чувашских обычаях и обрядах

Петров Игорь Георгиевич
Одежда выполняет не только утилитарные, но и знаково-символические функции. В этом свете определенный интерес представляет свойство одежды, когда она выступает своего рода двойником или заместителем человека.
Читать PDF
419.32 кб

Одежда как символический заместитель человека в чувашских обычаях и обрядах

Петров Игорь Георгиевич
Одежда выполняет не только утилитарные, но и знаково-символические функции. В этом свете определенный интерес представляет свойство одежды, когда она выступает своего рода двойником или заместителем человека.