ОДЕЖДА МОРДОВСКАЯ

Найдено 1 определение
ОДЕЖДА МОРДОВСКАЯ
нац. костюм мордвы длительное время формировался в центр. полосе Европейской ч. России. В сер. 19 в. нар. костюмы мокши и эрзи достигли законченной формы. Традиционно морд. нац. одежда развивалась по двум направлениям, соответствующим культуре эрзи и мокши. Муж. и жен. повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, а праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений. Самостоятельно женщина не могла одеться в такой костюм, и процесс одевания иногда длился несколько часов. Осн. частью жен. костюма как у эрзи, так и у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В 1920– 1930-х гг. эрзянки Сосновобор., Никольск., Городищ. р-нов панар стали носить с сарафаном. Рубахи мокшанок имели отличие в покрое и отделке. Перегнутая пополам по поперечной нити точь (полотнище) холста была основой стана рубахи, к к-рой по бокам пришивались полотнища покороче. Такой покрой образовывал у плеча квадратную пройму для рукавов. Рукава этих рубах делались длинными. Они расширялись в подмышках квадратными ластовицами и клиновидными вставками. До того, как выкроенные детали сшивались, они отделывались вышивкой. Широкая рубаха требовала множества дополнит. деталей, помогавших женщине придать необходимый силуэт одежде. Прежде всего рубаха подпоясывалась шерстяным поясом-каркс. Эрзянские набедренные украшения были несколько сложнее. С 13–14 лет девочки начинали носить набедренник-пулай – своего рода символ зрелости, совершеннолетия. Пулай, как никакой другой элемент костюма, был определителем регион. принадлежности. В местах совместного проживания эрзянского и мокшанского населения появляется смешанная форма набедренных украшений. В морд. селах Сосновобор., Никольск. и Городищ. р-нов в эрзянско-мокшанский костюм входил набедренник из крупного бисера – лапкат или мукорцект, по форме напоминающий украшения эрзи. Сверху его покрывал пояс с кистями из бисера, колокольчиками и гребешками на шнурках – каркс пе. Эта конструкция близка к мокшанским украшениям. Мокшанский костюм имел много форм набедренных украшений. Это небольшие парные украшения из бус, жетонов, шерсти и шелка – килькшт, пояс, пояс вакс. В костюме мокшанки до нач. 20 в. поясной набор включал пару боковых полотенец – кеска руця, украшенных вышивкой и лентами. Рубаха-панар у мокши дополнялась доходившими до щиколоток штанами- понкст. У мокшанок и эрзянок непременным атрибутом костюма являлся передник-запон, сапоня. Сравнительно новым элементом мокшанской жен. одежды были жилетки. Для традиц. жен. костюма мордвы типична верхняя распашная туникообразная одежда, сшитая из белого холста: руця, шушпан (эрз.), мушкас (мокш.). Их носили поверх вышитой белой рубахи. Для Пенз. руц характерны нагрудная вышивка с зубцами по краям, продольная вышивка на рукавах, продольные вышитые полосы на спине (4–8), вышивка по подолу и краю рукавов. С кон. 19 в. вышивку часто заменяют нашивками кумача. На мушкасах полы, подол, концы рукавов и плечи обшивали полосками кумача. Руца и мушкас были в основном праздничной одеждой замужних женщин, девушки надевали их в исключительных случаях. В нач. 20 в. мордва стала носить рус. костюм: сарафан и рубаху или юбку и кофту. Жен. головные уборы эрзянок (панга, шлыган, сорока) делались на твердой основе и имели форму цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже лопатообразную. Остов состоял из луба или бересты. Затылочная часть переходила в наспинную лопасть. Мокшанские головные уборы (панга, златной), род мягкого чепца трапециевидной формы, состояли из 3–4 частей. Были распространены полотенчатые уборы из холста, платки. Одной из особенностей Пенз. мокшанского головного убора является зависимость формы головного убора от прически женщины. Иногда прическа напоминала рога (кодавкс), таким же способом повязывались головные полотенца и платки. В жен. костюме мордвы Сосновобор., Никольск. и Городищ. р-нов имелись как твердые, так и мягкие головные уборы. Девичий головной убор не закрывал волосы. Самой распространенной была налобная повязка, вышитая и обшитая бисером и позументом. Богат и разнообразен набор нагрудных украшений морд. женщин. Воротники, нагрудники, ожерелья, гайтаны делались из бисера, бус, стекляруса, цепочек, раковин-каури, жетонов, монет, бубенцов, колокольчиков. Ворот рубахи скреплялся застежкой-сюлгам в виде овального обруча с подвижной иглой у эрзян и кольца на трапециевидной пряжке у мокшан. Межсезонной зимней одеждой как мужчин, так и женщин являлся сумань. Он представлял собой род кафтана, сшитого из домотканого сукна черного или коричневого цвета. Наиб. распространенной зимней одеждой была нагольная шуба, к-рая подпоясывалась кушаком. Обувью служили лапти, так наз. морд. типа с косым плетением, тупой трапециевидной головкой, низкими бортами и спец. петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки – белыми и черными онучами. В кач-ве праздничной обуви были кожаные сапоги со сборами и массивным задником. Зимой носили валенки. Муж. одежда не несла столь высокой этнич. нагрузки. В ней больше общих элементов с одеждой соседних народов. Осн. ее частями являлись рубаха и штаны. Покрой рубахи был туникообразный. Шили ее из домотканого белого холста. Чаще рубахи были без воротника, а грудной разрез делался на правой стороне. Отделывались они вышивкой, цветным узорным тканьем, к-рые наносились на грудной вырез, концы рукавов и подол. Носили рубахи всегда навыпуск и подпоясывали самотканым узким поясом или ремнем. Штаны также шили из домотканого сукна. Носили их заправленными в онучи или сапоги. Из муж. головных уборов широкое распространение получили валяные шляпы, высокие, с небольшими полями по форме. Зимой носили шапки из мерлушки, а также шапки типа малахая, сшитые из овчин и покрытые сукном. Процесс обновления нар. костюма мордвы начался в кон. 19 – нач. 20 вв. в связи в активным проникновением в крест. среду тканей и одежды пром. произ-ва. В наст. время нар. морд. костюм используется в кач-ве обрядового или сценического. Мордва. Эрзя в традиционных костюмах. Лит: Мордва: Историко-этнограф. очерки. Саранск, 1981; Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990; Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Народы России. В. И. Первушкин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
13.15 мб

Знаковые функции и символические категории традиционной мордовской одежды в свадебном цикле

Корнишина Галина Альбертовна
Традиционная мордовская одежда рассматривается как важный компонент народных обычаев и обрядов, в том числе свадебных, обозначаются символические значения и функции ее отдельных элементов.