ОДЕЖДА РУССКАЯ

Найдено 1 определение
ОДЕЖДА РУССКАЯ
была неоднородной и различалась в Пенз. губ. по степени смешения с мордовской и тат. одеждой, напр. мещерская одежда. В целом О. р. в Пенз. обл. относится к южнорус. типу. Мужская О. р. была традиционной. Мужчины носили прямые туникообразные рубашки-косоворотки длиной до колена (с воротником или без него), с разрезом ворота сбоку (обычно слева и прикрытым планкой), выпущенные поверх нешироких штанов (порты) и подпоясанные поясом. Шилась рубаха из отбеленного холста, крашенины, пестряди, в кон. 19 – нач. 20 вв. из фабричных тканей: сатина, ситца, кашемира. Ворот, планка, рукава, подол декорировались вышитым шерстяными или хлопчатобумажными нитями геометрич. орнаментом. В селах Керенск. у. в кач-ве муж. рубах широко использовалось браное ткачество. Рубаху носили навыпуск с портами из белого или крашенного в темные тона холста, набойки, пестряди. Зажиточные крестьяне шили порты из сукна, фабричной шерстяной ткани. Крой портов традиционный, общерусский с трапециевидными вставками. В кон. 19 – нач. 20 в. в муж. одежде появляется пиджачная пара из фабричной ткани. С подобной парой носили жилеты из плиса, сукна, выкройные рубахи длиной до середины бедра. Женская О. р. на терр. Пенз. губ. была представлена в осн. 2 комплектами: южнорус. поневным и сарафанным. Поневный комплект преобладал в Керенск. у., бытовал в Краснослобод., Наровч., Инсар., Саран., Пенз. уездах. В него входила длинная до щиколоток холщовая рубаха льняная или посконная, в зависимости от назначения. В Пенз. губ. преобладали рубахи с косыми поликами (трапециевидными плечевыми вставками). Полики могли быть белыми холщовыми, с тканым закладным или браным узором, а также ситцевыми, кумачовыми, сатиновыми. Рубаха имела длинные рукава, клиновидные или квадратные ластовицы; у ворота собиралась в сборку под невысокий (1,5– 3 см) стоячий воротник, к-рый застегивался на пуговицу. Ворот, грудь, рукава и подол украшались аппликацией из кумача, лент, сатина, кружева, декорировались вышитым набором, косой стежкой, росписью, крестом, геометрич. орнаментом, тканым узором, т. наз. концами. Края холщовых поликов подчеркивались строкой вышивки. Особенно богато украшались свадебные рубахи. Вышивка и красноузорное тканье располагались в верхней ч. рукава, иногда украшался весь рукав сплошь. Рукава у свадебной рубахи часто были намного длиннее руки. В кач-ве жен. поясной одежды выступала понева, к-рая шилась из шерстяной или полушерстяной ткани. В жен. комплект с поневой входила разнообразная нагрудная одежда: запоны, нагрудники, шушпаны, шушуны, туникообразные в крое. Изготавливались из холста, шерсти, ситца, сатина. Шушпаны, нагрудники богато декорировались вышивкой, браным и закладным узором, тесьмой, вилюшкой, кружевом, галуном, блестками. Девушки носили поверх рубахи цупрун – халатообразную распашную одежду из шерсти. В кач-ве головных уборов с поневами в 19 в. замужние женщины носили рогатую кичку «рога» или сороку. Во 2-й пол. 19 в. на смену кичкам пришли повойники – головные уборы типа шапочки с позатыльнем, в 90-х гг. 19 в. – шлыки с платком. Девичий головной убор не закрывал всю голову, как женский, и был в виде полоски или ленты вокруг головы. Волосы девушки заплетали в косу и украшали лентами и косниками. В кач-ве повседневных головных уборов использовались платки, в кон. 19 в. яркие ситцевые, шелковые, шерстяные платки и шали сменили сложные головные уборы: кички, сороки. Сарафанный комплект преобладал в Городищ., Саран., Мокш., Краснослобод., Наровч., Инсар. уездах, бытовал в Чембар., Пенз., Н- Ломов. уездах. В уездах, где бытовала понева, сарафан считался девичьей одеждой. Сарафаны изготавливались из холста, домотканого сукна, пестряди, набойки и фабричных тканей (узорного ситца, китайки, сатина, дамаста). По крою в Пенз. губ. бытовали косоклинные глухие сарафаны-сукманы, косоклинные распашные на подкладке – «кумачники», «китайские», прямые моск. сарафаны. Декором к ним служили ленты, галун, тесьма, дутые металлич. пуговицы. Под сарафан надевали рубаху-рукава «станушку», «стан», с прямыми поликами или безполиковую, в кон. 19 – нач. 20 вв. – кофту. С сарафаном носили передник с завязками, закрепленный на фигуре выше груди, или передник-запон с грудкой, с завязками на талии и завязкой- петлей вокруг шеи. В сарафанный комплект входил кокошник. Представлял собой твердый головной убор с округлым очельем, крытым галуном. Поверх кокошника иногда повязывали красную ленту или шелковый платок. Во 2-й пол. 19 в. кокошники были заменены волосниками – мягкими шапочками из ткани с круглым твердым валиком над лбом. Волосники носили с платком. В кон. 19 – нач. 20 вв. под влиянием гор. моды поневы и сарафаны были заменены «парочкой» –широкой юбкой и кофтой из однотипной ткани. С парочкой носили поясные фартуки, фартуки с грудкой из фабричной ткани. Необходимой частью одежды были пояса –плетеные или тканые. Поверх рубахи, сарафана носили узкие пояса шириной от 1 до 10 см, с кистями на концах, с верхней одеждой –широкие кушаки. Верхняя одежда состояла из кафтана с клиньями по бокам, запахивающимися глубоко на левую сторону (сермяги, зипуны), или длинного прямоспинного, расширяющегося книзу халата (армяк). Женщины, кроме того, носили разного рода куртки: корсетки, монарки, коротайки. Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы. Осн. головным убором мужчин была шапка, свалянная из шерсти (грешневик). В кон. 19 в. получил распространение картуз из фабричной ткани с козырьком. Зимой ходили в овчинных шапках (треух, малахай, кубанка). Наиб. распространенным видом женской и муж. обуви в Пенз. губ. были лапти из вязового лыка и нередко поршни из 1– кусков сыромятной кожи. По форме преобладали русские или моск. лапти с закругленными головками, выполненные косым плетением. Их носили с суконными или холстинными онучами и привязывали к ногам ткаными в виде тесьмы или веревочными оборами. В Керенск. у. поверх онуч надевали черные шерстяные повилы. Праздничной обувью были сапоги. Т. наз. русские сапоги делали из яловой кожи, юфти с пришивными голенищами. Женщины надевали т. наз. коты в виде тяжелых кожаных галош. Зимняя обувь – валенки из овечьей шерсти. Среди украшений преобладали: на голове бисерные и стеклярусные подвески, в ушах серьги из серебра с нанизанными на стержень бусинами (одинцы, тройчатки) или в виде лунниц, а также шарики из белого гусиного пуха (пушки), на груди бусы, по кач-ву к-рых и кол-ву ниток судили о зажиточности и возрасте женщин, а также крестик или ладанка на цепочке и изделия из бисера (итан, борода, гайтан), на руках – перстни, кольца, браслеты, на поясе – подвески из металла и ткани. В наст. время О. р. сохраняется как праздничная одежда старшего поколения или в модернизиров. виде как концертный костюм. Лит: Пармон Ф. М. Русский народный костюм. М., 1994; Народы России. Г. Н. Белорыбкин, Е. Н. Ефремова.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.85 мб

Русская традиция в одежде донских казачек XVI-XIX веков

Логинов Александр Николаевич
Читать PDF
288.42 кб

Предметный мотив одежды в русской литературе и фольклоре

Лазареску О.Г.
В статье рассматривается использование архетипического значения мотива одежды (переодевания) в русском фольклоре и литературе XVIII-XIX вв.
Читать PDF
227.50 кб

Одежда (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Одежда» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
169.77 кб

Традиционная одежда русских Белокатайского района РБ в конце XIX - начале XX в

Нечвалода Е.Е.
Цель статьи дать подробное описание одежды одной локальной группы русских Башкортостана потомков «кунгуряков» (выходцев из Пермской губернии), ее состава, кроя, использовавшихся для ее пошива материалов, ее декора, ее эволюции в к
Читать PDF
312.80 кб

Первые крупные шаги в изучении русского средневекового вооружения. “Историческое описание одежды и в

Петраков Т. В.
Первый том знаменитого издания А. В. Висковатова “Историческое описание одежды и вооружения Российских войск” рассматривается как первая крупная работа по истории русского средневекового вооружения.
Читать PDF
322.46 кб

Анализ типов мужской поясной одежды русских Южной Сибири конца XIX - начала ХХ В. : к вопросу о запа

Фурсова Елена Федоровна
Делается попытка проследить истоки формирования трех основных типов мужской поясной одежды русских старожилов и переселенцев конца XIX начала ХХ в. на территории Южной Сибири.
Читать PDF
198.27 кб

Художественно-конструкторский анализ русской народной одежды (на примере исследования экспонатов Лип

Упине Анастасия Михайловна
В статье приводятся результаты исследования подлинных экспонатов русской народной одежды, хранящихся в Липецком областном краеведческом музее.
Читать PDF
1.76 мб

РУССКИЙ КРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО «ТЕАТРА ИСТОРИИ КОСТЮМА»

Синельщикова З.К.
В статье проанализированы вопросы профессионального, духовного, патриотического воспитания студентов при выполнении исторических костюмов в условиях реализации образовательных программ Федерального Государственного образовательног