поэтический жанр, который Л. узаконил в России XVIII в. своей поэтической практикой. Он вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец, создатель стихотворного произведения, написанного в торжественном, возвышенно-приподнятом тоне в честь какого-либо события или лица, или на особо значительную тему. Л. начал с победно-патриотической оды ―На взятие Хотина, которой откликнулся на взятие русскими войсками в 1739 г. турецкой крепости Хотин, расположенной на р. Днестр, неподалеку от современного г. Черновцы.
В ней три основные части: вступление, изображение военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Л. гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших в себе героику и напряжение батальных сцен. Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, – русское воинство. Вершителем всех событий выведен ―росс – русский солдат, у которого ―крепит отечества любовь ―дух и руку! Патетический тон повествования усиливается восклицаниями автора, риторическими вопросами, обращенными то к русскому воинству, то к неприятелю. Над нашим воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами: Петр – над турками под Азовом, Грозный – над татарами под Казанью. Большая часть других од Л. написана по случаю ежегодно отмечавшихся дней восшествия на престол того или иного монарха. Л. писал оды, посвященные Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Все они очень схожи: одни и те же настроения, чувства, мысли, картины, описания повторяются в любой из них, отличаясь лишь их порядком в каждой из од. Редкая ода обходится без обращения к музе, или к лире, к стихиям природы. Наряду с восхвалением лица, в честь которого написана ода, восхваляется Россия, уничижаются ее враги. Обычны картины ликующей природы, мирной и счастливой страны, или печальных природы и страны, взволнованных горем и бедствием. Характерной чертой од является восторг певца, ликование народа, видения умерших царей и цариц. Вот, например, схема, по которой построена ода 1748 г.: восход солнца, описание мирной и счастливой страны, изображение времени, подвергавшегося бедствиям, обращение к музам, ликование народа, усмиренные враги России. восхваление Елизаветы, могущество, величие и слава России, ликование Невы и Петербурга, печальная Москва, призывающая к себе императрицу, бог – ее помощник и покровитель. Однако содержание и значение похвальных од Л. шире и важнее их официально-придворной роли.
В каждой из них Л. старался (по традиции, идущей в русской культуре от Симеона Полоцкого) стать ―учителем монархов. Как правило, Л. давал им советы в виде похвалы за дела, которых монарх еще не совершил, но которые Л. считал важными и полезными для государства. Его похвала как бы обязывала царя или царицу в будущем оказаться достойным ее. Л. не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью русского государства, но видел и те страдания, которые несет война простому люду.
В 1759 г. он писал, обращаясь к Творцу: ―Воззри на плач осиротевших,// Воззри на слезы престаревших,// Воззри на кровь рабов Твоих. // К Тебе, любовь и радость света,// В сей день зовет Елизавета: //―Низвергни брань с концов земных. Позже, в оде 1761 г. Л. призывал императрицу: ―Размножить миром нашу славу// И выше как военный звук // Поставить красоту наук.
В условиях того времени и по искренним представлениям Л. только просвещенный монарх мог бы воплотить в жизнь предлагаемые Л. меры, поэтому он в своих одах прибегает к примеру Петра Великого. Он хвалит его за военные успехи, за создание флота, за постройку Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Большинство од Л. было посвящено Елизавете, на царствование которой пришлось двадцать лет его самой плодотворной деятельности, и которую он почитал продолжательницей дел ее отца. Всего Л. с 1739 по 1763 г. было написано более двух десятков хвалебных од, из которых ода 1747 г. была потомками заслуженно признана наилучшей. Первую строфу этой оды – ―Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Как ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют: Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою: Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство п о земли Екатерина II вставила в текст написанного ею ―исторического представления под заглавием ―Начальное управление Олега. которое было представлено на придворной сцене в октябре 1770 г.
В этой же оде содержится знаменитое обращение Л. к российскому юношеству: 22 О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих. О ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим доказать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля раждать. Все хвалебные оды Л. писал десятистишными строфами (см. приведенный выше пример) и этот размер был перенят его последователями. (Статья написана по кн.: Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. М. 1991)