ОДИГИТРИЯ
"ОДИГИТРИЯ"
(греч. «путеводительница») – иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем, сидящим на руке Богородицы и благословляющим. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Kостромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ОДИГИТРИЯ
Икона Богоматери с Младенцем. В переводе с греческого означает «Путеводительница». На этой иконе Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на ее левой руке. Изображения строгие, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что истинный путь – это путь ко Христу. Вот почему Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это один из древнейших типов изображения Богородицы. Считается, что первым так изобразил Богородицу сам святой апостол Лука. Икона получила распространение на Руси еще в эпоху Киевского государства. По церковному сказанию древнейшая икона Одигитрии была привезена на Русь из Византии в XI в. и с начала XII в. находилась в Успенском соборе Смоленска. Отсюда второе название – Смоленская Божия Матерь. В XV в. икону привозили в Москву, где с нее был сделан список. После присоединения Смоленска к Московскому государству в первой четверти XVI в. в Москве построен Новодевичий монастырь с храмом, посвященным иконе Богоматери Смоленской.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ОДИГИТРИЯ
греч. — путеводительница) — один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем; младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благославляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу. Существуют различные предположения относительно происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося одним из древнейших (хотя само наименование «Одигитрия» появляется в источниках не ранее IX века). По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит ее название). На основании этого предания ряд исследователей полагает, что тип Одигитрии сформировался на христианском Востоке и уже оттуда был занесен в Византию. По другим предположениям изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции «Поклонение волхвов», широко распространенной в раннехристианском искусстве — в пользу этого предположения свидетельствует не только типологическая близость, но и сходный смысл обоих изображений. По всей вероятности самые ранние изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам. Икона Богоматери Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии; списки с нее получили широкое распространение и на Руси с самого начала ее христианизации. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Иерусалимская (Грузинская), Тихвинская, Иверская и др.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991