ОДИГИТРИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

"ОДИГИТРИЯ"
(греч. «путеводительница») – иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем, сидящим на руке Богородицы и благословляющим. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Kостромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ОДИГИТРИЯ
Икона Богоматери с Младенцем. В переводе с греческого означает «Путеводительница». На этой иконе Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на ее левой руке. Изображения строгие, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что истинный путь – это путь ко Христу. Вот почему Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это один из древнейших типов изображения Богородицы. Считается, что первым так изобразил Богородицу сам святой апостол Лука. Икона получила распространение на Руси еще в эпоху Киевского государства. По церковному сказанию древнейшая икона Одигитрии была привезена на Русь из Византии в XI в. и с начала XII в. находилась в Успенском соборе Смоленска. Отсюда второе название – Смоленская Божия Матерь. В XV в. икону привозили в Москву, где с нее был сделан список. После присоединения Смоленска к Московскому государству в первой четверти XVI в. в Москве построен Новодевичий монастырь с храмом, посвященным иконе Богоматери Смоленской.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ОДИГИТРИЯ
греч. — путеводительница) — один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем; младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благославляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу. Существуют различные предположения относительно происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося одним из древнейших (хотя само наименование «Одигитрия» появляется в источниках не ранее IX века). По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит ее название). На основании этого предания ряд исследователей полагает, что тип Одигитрии сформировался на христианском Востоке и уже оттуда был занесен в Византию. По другим предположениям изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции «Поклонение волхвов», широко распространенной в раннехристианском искусстве — в пользу этого предположения свидетельствует не только типологическая близость, но и сходный смысл обоих изображений. По всей вероятности самые ранние изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам. Икона Богоматери Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии; списки с нее получили широкое распространение и на Руси с самого начала ее христианизации. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Иерусалимская (Грузинская), Тихвинская, Иверская и др.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

«Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской»: расширение нара-тив-ного пространства авторитетног

Панина Нина Леонидовна
На материале истории создания и изучения цикла сказаний о Тих-винской иконе Богоматери рассматриваются стратегии конструирова-ния и мо-дификации нарративного пространства в рамках культурных практик, ут-верждающих авторитет текста
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о стилистических особенностях росписи храма Богоматери Одигитрии (Афендико) в Мистре

Венщиков Михаил Анатольевич
Дан стилистический анализ росписи храма Афендико в Мистре.

Похожие термины:

  • ОДИГИТРИЯ АФОНСКАЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Ксенофской обители. С незапамятных времен прежде находилась в Ватопедском монастыре, но в 1730 при запертых дверях скрылась не только из
  • ОДИГИТРИЯ ФИЛЕРМСКАЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана св. евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назареям, т.е. лицам, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству, откуда
  • ОДИГИТРИЯ ХРИСТОФОРОВСКАЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской "Одигитрии". Названа по имени Христофора, основателя монастыря в Вологодской еп., который впоследствии обраще
  • МАКАРЬЕВСКАЯ ОДИГИТРИЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находилась в Унженском Макарьевом монастыре. Называется Макарьевскою потому, что явилась прп. Макарию Желтоводскому, Унженскому чудотворцу. Явление ее бы
  • СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана св. евангелистом Лукой. Называется "Одигитрией", т.е. "Путеводительницей", потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе д
  • СУПРАСЛЬСКАЯ ОДИГИТРИЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В Гродненской еп., в шестнадцати верстах от г. Белостока, находится древнейший памятник Православия в западнорусском крае - Супрасльский Благовещенский мо
  • ОДИГИТРИЯ ВОРОНИНСКАЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской "Одигитрии". Явилась в 1524 в Воронинской Успенской пустыни Череповецкого у. Пустынь названа Воронинской по име
  • Одигитриевский, Мих. Ник

    авт. брош. о М. В. Ломоносове, преподав. Варшав. 5-ой мужск. гимназии (1912). {Венгеров}
  • ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКИЙ женский монастырь

    Московская еп., в 46 верстах от г. Вереи. Основан в 1856 из существовавшей с 1841 женской общины, начало которой было положено еще в 1826 схимонахом Зосимою (Верховским, происходившим из рода дворян Смоленс
  • Одигитриевский, Ник. Ник

    этнограф и авт. кн. "Ответы мусульманину на его возражения против христианства" (Малмыж, 1909), инсп. народн. учил. Вятской губ., Малмыжск. уезда. {Венгеров}
  • ПЕНЗЕНСКИЙ ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ- ОДИГИТРИЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    известен с 1674. Располагался в 4 (по др. сведениям в 15) верстах от Пенз. на урочище Белая гора. Имел не менее двух храмов, главный из к-рых – во имя св. Иоанна Предтечи. Крестьян и вотчин не имел, существо
  • ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКИЙ женский монастырь (Зосимова пустынь)

    Московская еп., в 46 верстах от г. Вереи. Основан в 1856 из существовавшей с 1841 женской общины, начало которой было положено еще в 1826 схимонахом Зосимою (Верховским, происходившим из рода дворян Смоленс