ОДОЕВСКИЙ
ОДОЕВСКИЙ
Владимир Федорович (1804–1869) — русский писатель, философ, музыкальный и литературный критик, один из организаторов кружка «любомудров». Находясь под влиянием философских и романтических идей Шеллинга, он рассматривал философию и искусство как две части единого целого, способного возвысить «цельного человека» с помощью «цельного знания» в «область всеобщего, независимого». Борьба с односторонностью человека стала одной из главных тем в «мистических» повестях Одоевского «Сильфида» (1837), «Саламандра» (1840), «Кострома» (1840), «Три жизни» (1842), в которых говорится о несо-ответствии высших стремлений человеческой души то-му, что он находит в повседневной реальности. Философским повестям Одоевского свойственна тяга к фантастическому, таинственному миру, к аллегории и символу, к свободной форме изложения. Написанный им первый в русской литературе философский роман «Русские ночи» (1844), построен на диалогах друзей (Фа-уста, Виктора, Вечислава и Ростислава), выражавших разные философские идеи, и на рассказах — своеобразных иллюстрациях к философским тезисам. Сюжет ро-мана определяется не образами и событиями, а внутренним движением идей, лейтмотивом которых становится мысль о счастье для всех и для каждого человека, о сущ-ности искусства, «вызывающего на спор силу природы». Своеобразной сюжетной и идейной кульминацией ро-мана являются завершающие его новеллы «Последний квартет Бетховена», «Импровизатор» и «Себастьян Бах». Для современников Одоевского его «Русские ночи» явля-лись «исповедью целого поколения, свершившего свое дело и уступившего место новым людям».
ОДОЕВСКИЙ
Владимир Федорович (1803, по др. сведениям 1804, Москва – 1869, там же), русский писатель. Одоевский начинал как сторонник философской эстетики. В отличие от большинства романтиков, главным родом искусства считал не музыку, а поэзию, хотя интересовался музыкой, занимался ее теорией, поддерживал дружеские отношения с А. А. Алябьевым, Н. Г. Рубинштейном. В 1823–25 гг. возглавлял философский кружок – Общество любомудрия. В 1830-е гг. Одоевский создал повести «Последний квартет Бетховена» (1830), «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези» (1831), которые вошли в книгу «Русские ночи». В 1833 г. вышел сборник «Пестрые сказки», включавший фантастические повести. «Княжна Мими» (1834) относится к числу «светских» повестей и рассказывает о порочности и притягательности света. Впервые в истории жанра главным персонажем становится не романтичная героиня, а старая дева-сплетница, чью душу погубила бессмысленность светской жизни. В «таинственных» повестях «Сильфида» (1837) и «Саламандра» (1840) речь идет о контакте человека с духами. Последнее произведение Одоевского, «драма» (по определению автора) «Русские ночи» (изд. в 1844), уникально по форме, построению, жанру – это и сборник повестей, и роман, и философский трактат. В нее входят необыкновенные истории (в основном о «сумасшедших»), размышления героев, их беседы. В книге ставятся вопросы о «задаче жизни», «о судьбе человечества», о том, «что такое мы», писатель стремится, по собственному признанию, «привести все философские мнения к одному знаменателю». «Русские ночи» не были замечены современниками, поскольку в 1840-е гг. от произведения требовался не универсализм, а точность описаний. На «антиромантическое движение времени Одоевский реагировал в романтических формах» (Ю. В. Манн), однако некоторые его литературные опыты оказали существенное влияние на последующее развитие рус. литературы.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ОДОЕВСКИЙ
1. Александр Иванович (26.XI.1802 - 10.Х.1839), князь, - рус. поэт, декабрист. Корнет лейб-гвардии конного полка. Был в дружбе с В. К. Кюхельбекером, К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым, особенно близок с А. С. Грибоедовым. В кон. 1824 - нач. 1825 был принят в Сев. тайное об-во. Участвовал в обсуждении проекта конституции, поддерживал Рылеева, был сторонником вооруж. восстания. Квартира О. была оживленным центром тайной орг-ции. Одним из первых явился на Сенатскую пл. и был в числе самых активных участников восстания 14 дек. После разгрома восстания пытался бежать, но был арестован и приговорен к 8 годам каторги. В 1837 переведен из Сибири рядовым на Кавказ. Здесь встречался с Н. П. Огаревым, сблизился с M. Ю. Лермонтовым, к-рый посвятил памяти О. стихотв. "Я знал его, мы странствовали с ним". В годы пребывания в Сибири О. сумел передать настроения ссыльных декабристов в стихах, к-рые перелагались на музыку композиторами-декабристами и пелись во время работ и прогулок. Верность революц. идеалам О. выразил в ответе на послание А. С. Пушкина ("Струн вещих пламенные звуки"). Из этого стихотворения В. И. Ленин взял эпиграф к "Искре" ("Из искры возгорится пламя"). Соч.: Полн. собр. стихотворений, Л., 1958; Стихотворения, Л., 1954; Полн. собр. стихотворений и писем, М. - Л., 1934. Лит.: Восстание декабристов, т. 2, М. - Л., 1926; Нечкина М. В., Грибоедов и декабристы, 2 изд., M., 1951, ее же, Движение декабристов, т. 2, М., 1955; Декабристы и их время. Мат-лы и сообщ., М. - Л., 1951; Базанов В. Г., Очерки декабристской лит-ры, М. - Л., 1961; Огарев Н. П., Кавк. воды, Избр. произв., т. 2, 1956; Сатин H. M., Отрывки из воспоминаний, в сб.: Почин, М., 1895. 2. Никита Иванович (ум. 12.II.1689), князь, - гос., политич. и воен. деятель России, сын известного политич. и воен. деятеля нач. 17 в. князя И. Н. Одоевского (Большого). Один из крупнейших феод. собственников. Впервые упомянут как стольник в 1618, с 1640 - боярин. В день венчания Алексея Михайловича О. был пожалован в ближние бояре. В 1646-47 О. - главный воевода юж. границ Рус. гос-ва; после Моск. восстания 1648 руководил приказом, подготовлявшим Соборное уложение 1649; в 1650 возглавил рус. делегацию при переговорах с польск. послами. В 1654-55 возглавлял одну из рус. армий. В 50-60-е гг. неоднократно стоял во главе рус. посольств, к-рые вели переговоры с польск. представителями. В последний период правления Алексея Михайловича О. постепенно теряет свое значение: в 1668 он стоял во главе приказов Большой казны, Земского и Рейтарского. При царе Федоре Алексеевиче авторитет О. вновь поднялся: в кон. 70-х гг. он фактически руководил внеш. политикой России, с 1681 - председатель Расправной палаты. После смерти Федора его значение резко уменьшилось. Лит.: Арсеньев Ю. В., Ближний боярин кн. Н. И. Одоевский и его переписка с галицкой вотчиной (1650-1684), M., 1902. В. Д. Назаров. Москва.