морфологическая категория существительного, относящая называемый предмет к разряду живых существ. Является постоянной (неизменяемой), зависит от значения слова, одно и то же существительное в разных значениях может быть одушевленным и неодушевленным: читать детектив/позвать детектива – в первом случае слово «детектив» обозначает книгу и является неодушевленным, во втором обозначает человека и является одушевленным; ср.: увидеть орла (птицу, одушевл.)/Орел (город, неодушевл.). Категория одушевленности проявляется только в винительном падеже – через выбор окончания, совпадающего либо с именительным (неодушевленные имена), либо с родительным (одушевленные); у слов мужского рода в обоих числах: видеть стол/слона и столы/слонов; у слов женского рода – только во множественном числе: люблю сестру/книгу, но книги/сестер. Семантическое существо одушевленности не биологическое, ею отмечены имена со статусом деятеля, поэтому одушевлены имена со значением «игровых персонажей» (кукла, туз, робот); допускаются колебания в окончаниях у слов персонаж, существо, микроб, устрица; а имена совокупностей (народ, толпа) – неодушевленные. Это доказывает и история языка: одушевленность приобретали сначала имена типа князь и только позже холоп и волк. Следы отсутствия одушевленности видны в формуле Святослава Иду на вы!; во фразеологизмах пойти в гости; выйти в люди; наречиях, напр., замуж.
0.00 байт
ОДУШЕВЛЕННОЕ И НЕОДУШЕВЛЕННОЕ В ЖИВОЙ И РОБОТИЧЕСКОЙ ИНСТАЛЛЯЦИИ
В статье рассматриваются методы репрезентации и творческие стратегии таких видов художественной инсталляции как живая и роботизированная.