ОФОРТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОФОРТ
вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Офорт
фр. eau-forte – азотная кислота) – вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные листы протравливают кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ОФОРТ
(фр. eau-forte — крепкая водка) — вид гра-вюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотой. Рису-нок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластинку, процарапанные места протравиливаются кислотой, а полученное углубленное изображение за-полняется краской и оттискивается на бумагу. Первые офорты выполнили в начале XVI в. немецкие худож-ники Д. Хопфер и А. Дюрер. Расцвет офорта относит-ся к XVII в. В офорте работали многие знаменитые художники Европы и России.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ОФОРТ
от франц. eau-forte – азотная кислота), разновидность гравюры на металле, в которой углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами. Изобретен в нач. 16 в. граверами Д. Хопфером (Германия) и У. Графом (Швейцария). Техника офорта не требовала от художника такой длительной и точной работы, как в применявшейся до этого резцовой гравюре на металле. Подогретую металлическую доску покрывают слоем кислотоупорного лака, поверх которого наносится рисунок иглой. Эта техника допускает возможность исправлений – достаточно стереть тонкий слой лака и затем нанести его снова. Когда рисунок готов, доска погружается в раствор кислоты. Кислота протравливает (разъедает, углубляет) те части доски, которые не защищены лаком, то есть линии рисунка. Затем лак с доски смывают, тампоном наносят типографскую краску, которая забивается во все углубления. Офорт печатают на бумаге с помощью специального пресса. В 16 в. для создания офортов применяли железные доски; в 17–18 вв. – медные, в 19 в. – цинковые.
Линии в офорте получаются гибкими, разнообразными, с их помощью можно передавать тончайшие оттенки и самые сложные эффекты светотени. Блестящими мастерами офорта были в 16 в. А. Дюрер (Германия), в 17 в. – Рембрандт (Голландия), А. Ван Дейк (Фландрия), Ж. Калло (Франция); в 18 в. – Дж. Б. Тьеполо, Каналетто, Дж. Б. Пиранези (Италия); А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Ф. Буше (Франция); Ф. Гойя (Испания); в 19–20 вв. – Ж. Ф. Милле, К. Коро, Э. Манэ, П. Пикассо (Франция); Дж. Моранди (Италия); А. Менцель, К. Кольвиц (Германия); Дж. М. Уистлер (США); И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский (Россия).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007