ОКТОИХ
Октоих
(в переводе с греческого означает «восьмигласие») – Богослужебная книга, в которой собраны тексты молитвословий всех восьми гласов на любой день недели. Он был составлен около VII века, а через столетие эту книгу дополнил и окончательно отредактировал Иоанн Дамаскин.
Источник: Православная энциклопедия.
ОКТОИХ
греч. — восьмигласник) — богослужебная книга, которая содержит изменяемые молитвы для подвижных дней богослужения годичного круга, произносимые на литургии, утрене, вечерне, повечерии, а также на малой вечере и полунощнице (по воскресным дням). Октоих поется на протяжении восьми недель — после недели Всех Святых до пятой недели Великого поста включительно. Каждую неделю поется один из восьми гласов — особых церковных мелодий, разработанных Иоанном Дамаскиным и Федором Студитом.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ОKТОИХ
(греч. «осмогласник») – церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Kаждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) изменяемые молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресных дней), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб (каждая для семи дней недели), которые поются в продолжение седмицы одним напевом (гласом), в Октоихе называются «гласом». Гласов в нем восемь – на восемь седмиц. Отсюда он получил название «осмогласник», «октоих». Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части. K той и другой части присоединяется канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрене, и в праздники великих святых.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть.
Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, и по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные, но не в воскресные, дни. Составлен Октоих в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. См. Богослужебные книги.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть.
Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, и по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные, но не в воскресные, дни. Составлен Октоих в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. См. Богослужебные книги.
Источник: Православие. Словарь-справочник.