Булат Шалвович (1924, Москва – 1997, Париж, похоронен в Москве), русский писатель. В 1942 г. добровольцем ушел на фронт, в 1945–50 гг. учился на филологическом ф-те Тбилисского ун-та. Стихи начал писать с детства, первые публикации были в периодике. Первый сборник «Лирика» вышел в 1956 г. В то же время Окуджава впервые исполнил для друзей под гитару свои «песенки», которые позже принесли ему широкую известность. В большую литературу Окуджава вошел вместе с поэтами-«шестидесятниками» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенским, Б. А. Ахмадулиной. Творчество Окуджавы поражает сочетанием сюжетной простоты и философской наполненности произведений. Эстетический идеал поэт ищет в прошлом – в эпохе рыцарей и прекрасных дам, но Окуджава не был в стороне от современных событий. Он не понаслышке знал о сталинских репрессиях (в феврале 1937 был арестован и вскоре расстрелян его отец, долгое время провела в карагандинском лагере мать), об ужасах войны, но его лирический герой всегда оптимистически смотрит на мир. Окуджава умел объединять людей, окружить их бережной заботой и вниманием, его стихи и песни обращены, по сути, не просто к абстрактному читателю или слушателю, а к близким друзьям, единомышленникам. Главный жанр поэтического творчества Окуджавы – лирическая миниатюра. Основные поэтические сборники Окуджавы – «Острова» (1959), «Веселый барабанщик», «По дороге к Тинатин» (оба – 1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное», «Песни и стихи» (оба – 1989), «Капли датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Песенка о моей жизни» (1995), «Чаепитие на Арбате», «Зал ожидания» (оба – 1996).
Окуджава известен прежде всего как поэт, но он оставил и обширное прозаическое наследие. Повесть «Будь здоров, школяр!» (1960–61), на основе которой был написан сценарий кинофильма «Женя, Женечка и „катюша”» (совместно с режиссером В. Я. Мотылем), рассказы «Утро красит нежным светом» (1975), «Уроки музыки» (1985), «Заезжий музыкант» (1993) рассказывают о войне, увиденной глазами романтического наивного юноши. Повесть «Новенький как с иголочки» (1962), рассказы «Частная жизнь Александра Пушкина…» (1976), «Искусство кройки и житья» (1987), «Нечаянная радость» (1989) создают портрет сталинской эпохи с ее проникновением в частную жизнь каждого человека. Романы «Глоток свободы» (др. название «Бедный Авросимов», 1965–68, опубл. в 1969), «Мерси, или Похождение Шипова: Старинный водевиль» (1969–70, опубл. в 1971), «Путешествие дилетантов» (1971–77, опубл. в 1976–78), «Свидание с Бонапартом» (1983) посвящены истории.
0.00 байт
Булат Окуджава и разложение советской и антисоветской массовой культуры
Окуджава писал и пел в том социокультурном контексте, который связан с формированием и развитием позднесоветской интеллигенции. В ее переживаниях и мотивах Окуджавы немало сходства.