ОЛЕГ ВЕЩИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОЛЕГ ВЕЩИЙ
(?—912) — древнерусский киевский князь, родственник Рюрика, объединил (882) Киев и Новгород. После похода на Византию заключил договор с греками (911). По преданию, умер от укуса змеи.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Олег Вещий
? -912 гг.) - древнерусский князь. По летописным сведениям родственник варяжского предводителя Рюрика. После смерти Рюрика стал править в Новгороде. В 882 г. захватил Смоленск, Любеч, Киев. В Киев перенес столицу своего государства. Позже присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на него контрибуцию. В 911 г. заключил с Византией выгодный торговый договор. По преданию, умер от укуса змеи.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ОЛЕГ ВЕЩИЙ
(то есть знающий будущее) (год рождения неизвестен — по Лаврентьевской летописи, умер в 912), древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник полулегендарного Рюрика, ставший после его смерти князем в Новгороде. В 882 во главе новгородской дружины (в ее состав входили также варяги, чудь, меря и другие народности) совершил поход на землю кривичей и захватил их центр — Смоленск. Спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, а затем Киев, который сделал столицей своего государства. В 883-885 покорил древлян, северян и радимичей, а к 907 — области вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Провел ряд успешных походов против хазар. Имел передовые для того времени воинские формирования, комплектуемые из воинов покоренных племен. В 907 совершил поход на Константинополь (Царь-град) и в знак победы над войсками византийского императора (по преданию) прибил свой щит на воротах столицы Византии. В 911 заключил с Византией выгодный для Руси торговый договор.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Олег «Вещий»
князь. В 879 г. умирает Рюрик и передает княжение свое и опекунство над малолетним сыном Игорем своему родственнику Олегу. По НПЛ, Игорь - взрослый князь, при котором воеводой является Олег, «муж мудр и храбор». В 882 г. Олег вместе с малолетним Игорем, собрав большое войско, идет победоносным походом по водному пути «Из Варяг в Греки». По дороге войско захватывает Смоленск (ПВЛ добавляет Любеч), садит в каждом своих людей и подходит к Киеву. Притворившись купцами, с малой дружиной Олег хитростью выманивает из города правивших там Аскольда и Дира. Показывая им малолетнего Игоря, он обращается к князьям: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода... Вот он, сын Рюрика». И приказал убить их. В НПЛ отсутствует эпизод с показом малолетнего Игоря. В этой летописи и Олег и Игорь действуют совместно. После убийства Аскольда и Дира Олег стал княжить в Киеве, сделав его столицей «Да будет матерью городам русским». В НПЛ - княжить начинает Игорь. Олег начал ставить города, облагать данью подвластные ему народы. В 883 году Олег покоряет древлян и налагает на них дань по черной кунице, на следующий год Олег завоевывает северян, плативших дань хазарам, и заставляет их платить дань себе: «Я враг их и вам им платить незачем». В 885 г. та же участь ждала радимичей. В 903 году Олег женит повзрослевшего Игоря, приведя ему жену Ольгу из Пскова (НПЛ - Плескова; Татищев - Изборска). 907 годом в ПВЛ датируется грандиозный военный поход Олега на Византию (в НПЛ - 922 г.). С этой целью было собрано войско из подвластных ему земель, одних только кораблей, участвовавших в этом походе, летопись называет 2000. Войско Олега подвергло повальному разорению окрестности Царьграда. Поставив свои корабли на колеса и подняв паруса, Олег по суши атаковал город, тем самым испугав греков, заставил их дать дань Руси и заключить выгодный мир. Договор 907 года Олега с греками стал первым, из дошедших до нас, юридическим документом Древнерусского государства. В 912 году Олег вновь послал своих послов с целью заключения нового договора с Византией. В этом же году Олег умирает. Смерть его окутана многими легендами. По ПВЛ и Татищеву, Олег умер в Киеве от укуса змеи, поползшей из черепа его любимого коня, и захоронен на горе Щековица. По НПЛ, Олег сначала приходил в Новгород, оттуда идет в Ладогу, где и умирает, "есть могила его в Ладоге". По другой версии, Олег уплывает за моря, где и погибает от укуса змеи.
ПВЛ: 14, 17, 19, 20, 23-25, 29-31, 34, 210, 213, 216, 217, 220, 221, 226-228, 231; Татищев: 14, 34, 36, 37, 39,41, 200,204,205,208,210,213, 216, 218,220, 225, 226,228, 232, 235, 277,278, 299-303; НПЛ: 107-109,434,435,466,514,515.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

ОЛЕГ ВЕЩИЙ
ск. 912 или 922), великий русский князь. Большинство летописей называет его родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи — племянником Рюрика, Иоакимовская — шурином Рюрика, “князем урманским”, мудрым и храбрым, Новгородская первая летопись младшего извода — просто воеводой кн. Игоря Рюриковича.
В “Повести временных лет” под 879 сообщается, что Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”. Под 882 летописец сообщает о захвате Олегом Смоленска и Любеча, которые он присоединил к своим владениям. Затем, говорит летописец, Олег подошел к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Асколда и Дира. Он заявил им: “Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода”, а когда вынесли княжича Игоря, добавил: “А это сын Рюриков”. После этого Асколд и Дир были убиты воинами Олега, а сам он вокняжился в Киеве, сказав при этом, что он (Киев) “будет матерью городов русских”. 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь. Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он “примучил” древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.
Под 907 “Повесть временных лет” рассказывает о походе Олега на Византию, в котором приняли участие все подвластные ему народы. К Царьграду подошла русская конница и флот, насчитывающий 2 тыс. кораблей. Русские сожгли многие дома и церкви, перебили множество народа в константинопольских предместьях. Поставленные на колеса корабли пошли под парусами на штурм византийской столицы. Греки испугались и запросили мира. Они пытались убить Олега, вынеся ему из города отравленные пищу и вино. Но русский князь не принял их “даров”. Византийцам пришлось заплатить Олегу огромную контрибуцию. Русь заключила с Византией очень выгодный мирный договор, предоставлявший большие льготы русским купцам. При заключении мира Олег и его мужи клялись “по русскому закону” — своим оружием, а также именами славянских (а не скандинавских!) богов Перуна и Волоса.
Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киев он привез из похода золото, шелка, “плоды земные”, вино и “всякое узорочье”. Тогда же он получил прозвище Вещий.
В 911 (по летописи — в 912) Олег заключил второй, также очень выгодный для Киевского государства договор с Византией.
Смерть Олега от укуса змеи русские летописи датируют по-разному: “Повесть временных лет” — 912, а Новгородская первая летопись младшего извода — 922. Олег был похоронен, по одним сведениям, в Киеве на горе Щековице, по другим — в Ладоге, по третьим — где-то за морем. Эти разногласия летописцев дали основания ученым утверждать, что на Руси в к. IX — н. X вв. имелось два (а быть может, и больше) крупных полководца и государственных деятеля, носивших имя Олег.
Легенду о гибели кн. Олега использовал А. С. Пушкин в стихотворении “Песнь о Вещем Олеге”.
О.М. Рапов

Источник: Справочник. Все монархи мира. Россия. 1998

Олег Вещий

— Первый великий князь Киевский. Годы княжения приблизительно: 869—912. Летописное предание связывает появления Олега в России с призванием Варягов, называет его князем Урманским (т. е. Норманнским), шурином князя Игоря, а иногда племянником Рюрика. "Регентство" Олега (869 г.) летопись объясняет его родством с Рюриком, который, умирая, вручил свое княжество за малолетством сына Игоря Олегу. Впрочем, есть случаи, где Олег называется воеводой Игоря. Княжение свое Олег начал в Новгороде и скоро прославился "устройством земли", завоевательной и дипломатической деятельностью: он строил города и устанавливал подати, покорял соседние народы и облагал их данью, пытался заводить дипломатические сношения с Византией, вполне понимая важность их для народа, жившего по великому пути "из Варяг в Греки". Этот период его княжения Новгородский летописец называет "те времена и лета Ольговы". В Новгороде Олег княжил три года (до 872 г.), а затем начал свое движение на юг, стремясь распространить и закрепить на нем свою княжескую власть. Прежде всего он овладел городом днепровских кривичей — Смоленском, затем Любечем в земле северян. Оба города он закрепил за собой, посадив в них наместников с достаточным гарнизоном. Двигаясь на юг вниз по Днепру, Олег дошел до Киева, в котором, по летописному преданию, княжили отделившиеся от дружины Рюрика мужи его — Аскольд и Дир. Олег выманил их хитростью из города и, убив, завладел Киевом. Последний он сделал своим стольным городом и назвал "матерью городов русских". С присоединением земель, подвластных киевским князьям Олег завладел всем великим водным путем, а чтобы обезопасить его от набегов кочевников, решил утвердить свое могущество в степях. С этой целью им был построен ряд городков и острожков. Укрепив ими свои юго-восточные границы, Олег распространил свое завоевательное движение к востоку и западу от Днепра. Так, в 883 году он за ставил древлян платить ему дань по черной кунице с дыма. В 885 г. Олег пошел на северян, плативших дань хозарам и, покорив, обложил их легкой данью, имея в виду показать преимущества русской власти пред хозарским игом. По-видимому, благодаря такому образу действий Олега, радимичи в 885 г. согласились давать ему дань, которую они платили прежде хозарам. После многолетней борьбы (по летописи 20 лет) Олег покорил дулебов, хорватов и тиверцев. Уличей ему совсем не удалось подчинить своей власти. Упорное сопротивление их объясняется тем, что племена эти с малочисленным и слабым торговым классом не видели смысла в соединении с Русью. В 907 году Олег, собравши многочисленное войско из варягов, новгородских славян, полян, чуди, кривичей, мери, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, сушей и морем двинулся в поход на Царьград. Подобного рода предприятия пользовались сочувствием окрестных племен, связанных торговыми интересами с Русью и Византией. Этот поход Олега, имевший важное значение для дальнейшего развития Киевского княжества, врезался в народную память. Предания украшают его баснословными подробностями, указывающими на то, что народ считал его крупным военным предприятием, отличным от случайных хищнических набегов. Летописный рассказ об осаде и взятии Царьграда расцвечен вымыслом, возвышающим храбрость, а главное — хитрость князя, превзошедшего ею греков. Испуганные Олегом императоры греческие, не допуская русского князя штурмовать их столицу, предложили ему путем переговоров придти к мирному соглашению. Олег принял это предложение и послы его заключили с греками условия, по которым греки должны были дать по 12 гривен на корабль и уклады на те русские города, где сидели Олеговы мужи. На основании этих условий был заключен мир, подтвержденный клятвой обеих сторон. Русские выговорили себе право в течение шести месяцев брать у греков съестные припасы (месячину) и мыться в банях сколько угодно. Торговать им разрешалось повсюду беспошлинно. При отправлении русских в обратный путь греки обязывались снабдить их провизией и корабельными снастями. Византийские императоры внесли в договор статьи, согласно которым русские могли входить в город лишь в сопровождении греческих чиновников, чрез заранее указанные ворота, без оружия, и не более 50 человек сразу, и селиться в месте, указанном правительством. Этот первый договор Олега сохранился не в полном своем составе, а лишь в летописном пересказе.


Олег возвратился на родину с богатой добычей и слава о его удачном походе разнеслась повсюду. Народ назвал князя, победившего хитрых греков, — Вещим. В 911 году Олег, от имени своего и "иже суть под рукой его светлых бояр", послал — "от рода русского", в Царьград послов, которые и заключили известный договор русских с греками 911 г. Заключен он в сентябре 911 г. при императорах Льве, Александре и Константине. Из текста видно, что в России того времени было много князей, частью туземных, славянского происхождения, частью иноземных пришлецов, управлявших целой "волостью".


Содержание договора определяет основания для обвинения русского или грека в преступлении. Затем, в договоре русские и греки обязывались помогать взаимно торговым кораблям тех и других, попавшим в несчастье. Договор обязывал также выкупать русских и греческих невольников и военнопленных тех стран, куда будут ездить купцы договаривающихся сторон. Согласно договору, русским разрешалось, между прочим, служить у греческих императоров. По заключении договора императоры богато одарили послов и дали приказ водить их по церквям и знакомить с христианской верой. В 912 году послы возвратились в Киев. Есть предание, что осенью того же года Олег ходил на север в Новгород и Ладогу, где и скончался. О смерти его существует поэтическое сказание, известное в стихотворной обработке Пушкина. Личность и деятельность Олега вообще многократно служили предметами литературной обработки.


"Полное собрание Русских летописей" (под 6367, 6387, 6390―92, 6411, 6412, 6420 гг. Тома I, II, IV, V, VII); Сочинения: Соловьева, Бестужева-Рюмина, Иловайского. "Действительно ли поход Олега под Царьград — сказка" (Вопрос Д. Иловайскому Н. Ламбина "Журн. М. Н. Просвещения", 1873 г., № 7). Д. Мейчик: "Система преступлений и наказаний по договорам Олега, Игоря и Правды Ярославовой". ("Юридический Вестник", 1875 г. № 1—3). Сергеевич: "Договоры Русских с Греками" (Журнал М. Н. Просвещения, 1882 г., январь). М. Владимирский Буданов; "Хрестоматия по истории Русского права", вып. I, издание 3, Киев 1893 г.; (Здесь помещен критический текст договора 981 г., в примечаниях договор 907 г.). Сравнительная таблица статей договора Олега и Игоря и литература, касающаяся договоров Олега. — Обзор сказаний об Олеге сделан в статье: "К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем". ("Журн. М. Н. Пр.", 1902, август; 1903 ― ноябрь).


В. Фурсенко.


{Половцов}





Олег Вещий


князь-правитель Киева с 882 г., опекун в. к. Игоря, родств. Рюрика; † 912.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Вещий Олег
Образованием Киевского государства следует считать именно момент полного слияния Киева и Новгорода, что произошло во времена Олега.
Древнейшее сообщение об Олеге, сохраненное так называемой Новгородской летописью, говорит о том, что Олег был воеводой малолетнего сына Рюрика, Игоря.
Под 882 г. в летописи помещен рассказ о том, как Олег с воинами варягами, чудью, словенами, мерей, весью и кривичами спустился вниз по Днепру, взял Смоленск и Любеч, посадив там «мужь свои», и «придоша» к Киеву. Далее следует рассказ о том, как Олег расправился с правившими в Киеве Аскольдом и Диром и, убив их, вокняжился в Киеве. Киев становится «мати градом Русьским».
Направляясь из Новгорода на юг, Олег шел по недавно только проложенному пути «из варяг в греки» и объединял в единое, хотя и примитивное, государство земли восточных славян. Тяга на юг, выражавшаяся в перенесении Олегом столицы, которую Рюрик основал в Новгороде, в Киев, объяснялась естественным стремлением к богатому югу, к пышной, великолепной, сказочно богатой Византии.
Созданное Олегом государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути «из варяг в греки».
Став киевским князем, он «нача городы ставити», укрепляя этим свою власть и создавая себе опорные пункты, для того чтобы «княжить и володети», собирать дань, судить, управлять, «поймать» воинов для своих дружин и «боронить» рубежи Руси от «ворогов». Что же касается Славии», Новгорода, пeреставших быть землей и резиденцией Олега, то он «устави дани Словеном, Кривичем и Мери и устави варягом дань даяти от Новгорода гривен 300 на лето, мира деля…».

А. Васнецов. Песнь о вещем Олеге. Нач. XX в.
Это означает, что население севера должно было согласно определенному положению («уставу») платить дань князю за охрану и защиту («мира деля»).
На юге Руси Олег принялся за объединение под своей властью славянских племен. Он брал дань с древлян, воевал с уличами и тиверцами. Летопись сообщает об освобождении Олегом северян и радимичей от уплаты дани хазарам. На освобожденных от власти хазарского кагана северян он возложил «дань легьку».
Но покорение и древлян, и радимичей, и северян было в значительной степени условным. По-видимому, взаимоотношения между Олегом и покоренными племенами заключались лишь в несистематическом сборе дани и в участии их воинов в войнах и походах киевского князя. Зачастую это были скорее «толковины», т. е. союзники, о чем и повествует летопись, говоря о походе Олега на Византию, нежели подданные в обычном смысле этого слова.
Так начала складываться «несообразная, нескладная, скороспелая, составленная Рюриковичами из лоскутьев» Киевская держава, «готическая Русь». Но, несмотря на все эти качества, примитивный земель русского народа, рубежи Руси.
Ее росту и усилению восточное славянство обязано тем, что оно освободилось на востоке от власти хазарского кагана, на западе – от владычества Польши, на северо-западе – от норманнов, и его историческое развитие на характер объединения русских земель и племен, Киевская держава в лице ее политических деятелей делала великое дело: объединяла восточное славянство в единый государственный организм, сплачивая и тем самым усиливая его, создавая условия для дальнейшего укрепления общности языка, быта, культуры, и обороняла рубежи ступени формирования русской народности прошло под знаком независимости, могущества и славы.

В. Васнецов. Встреча Олега с волхвом. 1899 г.
И центром Русской державы стал Киев. Именно Киев, «мати градом Русьским», а не Новгород. Киев был одинаково близок и к Византии, и к Востоку, магические чары, роскошь и богатство которого манили к себе русских людей и способствовали развитию торговых, политических и культурных связей Руси с другими государствами.

Поход Олега на Царьград
Договор 911 г. Олега с Византией свидетельствует о том, что это – юридическое оформление длительных связей старинных, сложных и живых – цивилизованного, еще могущественного, но уже дряхлеющего государства с юной, сильной, воинственной, стремящейся к непрерывному расширению державой, мечом прокладывающей себе путь в ряды сильнейших и влиятельнейших государств мира.
Русь – уже держава, варварская, «готическая» держава, во главе которой – Олег, а по городам и землям сидят «под рукой его» князья и бояре, его «подданные» и «толковины»: русские, чудь, меря, весь, варяги. Связь между отдельными землями и Киевом непрочна и покоится на силе меча.
Знаменательно и то, что в договоре 911 г. уже проступают контуры Руси в собственном смысле этого слова. «Русь» – это прежде всего Киев, Чернигов, Переяславль, так как эти города помещены первыми в списке «городов», на которые Олег берет с Византии «уклады».
Крепнут связи Руси с Византией. Русские воины на службе у византийского императора играют большую роль в военных действиях греческих войск.
В 902 г. русский отряд в 700 человек сражался на острове Крите с арабами, в 917 г. русские воины помогали императору в войне с царем болгарским Симеоном, в 936 г. сражались бок о бок с греками в Италии против лангобардов, в 949 г. русские ладьи в составе византийской флотилии ходили снова на остров Крит.
В это же время развертывается яркая и красочная эпопея походов русских на Восток.
В 909 г. русы на 16 судах прибыли в Абесгун, взяли город, а затем заняли Макале. В следующем году русские совершили нападение на Сари, Дайлем и Гилян на побережье Каспийского моря.
В 913 г. русы проникли вновь в Каспийское море и взяли Джиль, Дайлем, Абесгун, Нефтяную Землю (Баку) и другие города Табаристана и Азербайджана.
На обратном пути они вступили в жестокую борьбу с мусульманами Хазарии, мстившими за поход русских на мусульманские города Закавказья.
Во времена летописца память об Олеге обросла уже дымкой сказаний, многое стало легендой, обо многом забыли. Тем не менее память о «вещем Олеге» русский народ сохранил навсегда.
Его деятельность отразилась в чудесных былинах о Вольге Святославиче, в сказаниях о гибели «вещего Олега» «за морем» от укуса змеи, выползшей из черепа верного коня, сказаниях, отразившихся в скандинавских сагах.
В честь Олега было насыпано несколько «могил», т. е. памятников-холмов. Могилы Олега показывали в разных местах: две в Киеве, в Ладоге.
Представление об Олеге как о «вещем» князе, обстоятельства смерти которого народная память облекла в красивую, бессмертную легенду, обусловлено было той ролью, которую сыграл «вещий» князь земли русской Олег в складывании древнерусского государства, ибо с его деятельностью связана одна из наиболее ярких страниц «героического периода» в истории русского народа – складывание русской государственности от Ладоги, Невы и побережья Финского залива до «гор Киевских», время победоносных походов на юг и восток, дипломатических актов, свидетельствующих о славе, сопутствующей русскому оружию.

Источник: Славянская энциклопедия.