(в крещении Елена) — жена князя Игоря; великая княгиня русская. Годы правления приблизительно 945—955. Род. между 890—894 г., ум. в 969 г. Летописные и другие сведения настолько украшены легендой, что порой трудно указать границу, где кончается вымысел и начинается историческая правда. Самое имя ее читается различно: Ольга, Вольга, Волга... По Иоакимовской летописи славянское имя ее было Прекраса, и лишь после брака Ольги с Игорем Олег назвал ее "Вольгой". Есть основания думать, что и летопись путает имена Олега и Ольги.
Христианское предание называет Ольгу поселянкой из села Выбутина (Лыбутина), дочерью (а чаще правнучкой) Гостомысла, дочерью князя Тьмуторокана и даже Торокана, князя Половецкого, "неции же глаголют яко Ольгова дщи бе Ольга". Происхождение Ольги было предметом специальных исследований; летопись называет ее родиной Плесков и это повело даже к маловероятному предположению, что город этот Болгарская Плескувия. Но обычно в науке под Плесковом подразумевают — Псков. Ольгу считают псковитянкой из знатной варяжской наместнической или боярской семьи. Еще девочкой лет 10—11 она была привезена Олегом в Киев в качестве будущей жены князя Игоря. Предание говорит о ее необыкновенной красоте и уме. Обручение или бракосочетание ее отнесено к 903 году, а рождение Святослава к 942 году — т. е. к 39 году супружества.
Замужем Ольга была 43 года, до 946, когда Игорь был умерщвлен древлянами. Ольга в представлении древних повествователей является "честной вдовой", на обязанности которой лежала прежде всего месть за мужа. Подробности мести общеизвестны, они роднят сказания об Ольге с норвежскими сагами, и в этом отношении особенно интересно сожжение Искоростеля. Сжегши город древлян и перебив большую часть населения, Ольга обложила остальных тяжелой данью, 2/3 которой шли Киеву, 1/3 Вышгороду, "к Ользе, бе бо Вышгород град Вользин". Отсюда замечают, что у Ольги был собственный город Вышгород, доходы которого шли в ее личную казну.
Затем, объехав Деревскую землю и установивши по ней уставы и уроки, Ольга отправилась к Новгороду и по пути на Мете и Лузе также определила "погосты", "оброки" и "дани". Летописец при этом, желая оттенить значительность внутренней государственной деятельности Ольги, говорит, что "Ловища ее суть по всей земле, знаменья и места и повосты..... и по Днепру перевесища и по Десне....."
Одним из важнейших событий жизни Ольги надо считать принятие ею христианства, к которому она пришла, по всей вероятности, под влиянием проповеди Киевских христиан, быть может, еще до смерти Игоря, после которой она уже открыто исповедовала православие. Место крещения Ольги в точности неизвестно. Летопись говорит, что в 955 году Ольга в Константинополе была крещена патриархом; восприемником ее назван император. Обыкновенно исправляют год летописи на 957, когда Ольга действительно была в Константинополе, и к этому году относят ее крещение; но этому противоречит то обстоятельство, что Константин Багрянородный, описавший прием Ольги в Царьграде, ни слова не говорит о ее крещении, но, упоминая о первом приеме, говорит и о сопровождавшем ее священнике. Вероятнее предположить, что Ольга крестилась ранее в Киеве или, быть может, при первом посещении Византии в 955 г. предание изукрасило пребывание Ольги в Царьграде и крещение ее там (выдаваемое им за факт) баснословными подробностями, вроде той, как она "переклюкала" царя Цимисхия. В действительности прием Ольги в столице Восточной Империи не отличался пышностью и почетом, а подарки, поднесенные ей, были незначительны, хотя летопись и говорит о "богатых дарах". По-видимому, и сама Ольга не была довольна встречей, оказанной ей в Константинополе, потому что в летописи есть известие о том, что в 959 г. царь просил у нее даров и вспомогательного войска и Ольга будто бы отвечала: "аще ты такоже постоишь у меня в Почайне, якоже аз в Суду, то тогда ти дам". В 959 году Ольга посылала к королю (позднее императору) Оттону I Великому посольство, цель которого достоверно неизвестна. Западные летописцы рассказывают, что посольство явилось пригласить епископов и священников в Русь, но оно оказалось лживым и посланные императором священнослужители возвратились из Руси назад ни с чем, подвергнув к тому же свою жизнь опасности. Христианские "житийные" предания об Ольге смягчают черты ее характера. В них она изображается целомудренной девой, готовой для удержания князя от несправедливого поступка пожертвовать жизнью, любящей, кроткой, разумной матерью и женой, ревностной христианкой, строительницей церквей и "пречестной вдовой". Она действует в народном духе, склоняет Святослава к принятию христианства, обуздывает его порывы. Святослав чтил ее высоко и совещался с ней в важнейших делах. Можно предполагать, что, кроме регентства во время малолетства Святослава, на ней лежало бремя правления Киевским княжеством во время пребывания князя в Переяславе Болгарском. Осажденная в Киеве печенегами, Ольга вызвала в него Святослава и просила не покидать ее до смерти. Вскоре престарелая Ольга умерла, успев перед смертью уговорить сына не совершать над ней тризны, а похоронить по христианскому обряду.
Место погребения Ольги неизвестно. При Владимире Святом ее мощи были перенесены в Десятинную церковь и положены в каменную раку. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви. Время канонизации Ольги также неизвестно, чтить же ее святой начали очень рано, быть может, еще в период домонгольский. — Летописец восторженно отзывается об Ольге, называет ее мудрейшей из людей, "русское познание к Богу, начаток примирению быхом, си первое вниди в царствие небесное от Руси..."
Память св. Ольги чтится 11-го июля.
Макарий: "История Русской Церкви", Том I, СПб. 1868 г. Изд. 2-е. Прил. № 5; "Христианское чтение" 1849 г. Кн. II; Полное собрание летописей. Тома I, II, IV, V, VI и VII; Константин Багрянородный: "Об обряде (или церемониях) Византийского двора" ("Еκθεσισ τής βασιείоυ τάξεως").
Жития Ольги, кроме Макария: Степенная книга, Четьи Минеи, Русские святые (Митр. Филарета), Проложное житие изд. А. И. Соболевским. — "Чтение в Обществе летописца Нестора". Е. Голубинский: "История Русской Церкви". Том I (изд. 2-е), М. 1901 г.; Исследование о времени крещения вел. княгини Ольги: "Опыты упражнения восп. Киевск. Дух. Академии". Том I, 1832 б.; Евгения Булгара, архиепископа Словенского и Херсонского: Историческое разыскание о времени крещения Росс. Велик. Княгини Ольги. СПб. 1792; И. Забелин: "Домашний быт Русских Цариц, М. 1869 г.; В. T. Васильевский: "Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе" ("Ж. М. Н. Пр.", 1875 г., CLXXVII, февраль). Арх. Леонид: "Откуда родом была св. княгиня Ольга" (Русск. стар. 1888 г., кн. 7). Арх. Леонид: "Древняя рукопись", исследование об изборнике Болгарского пресвитера мниха Григория. ("Русск. Вестн." 1889, Апр. и отдельно). И. И. Малышевский: "По поводу от. арх. Леонида. "Происхождение р. кн. Ольги" ("Киевская старина" 1889 г., кн. 7—8). Н. Сухомлинов: "О сказаниях в древней русской летописи" ("Основа" 1861 г. Том II, июнь). П. Худяков: "Народные исторические сказки" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1864 г., часть CXXI, отд. IV, март). А. Кирпичников: "К литературной истории русских летописных сказаний". ("Изв. Отд. Русск. Яз. и Слов. Имп. Акад. Наук. 1897 г. Том II, кн. 1). М. Халанский: "К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем. ("Ж. М. Н. Пр.", 1902 г., август; 1903 — ноябрь. Глава III, § I. Отношение сказаний о вел. кн. Ольге к сказаниям об Олеге Вещем).
В. Ф
—ко.{Половцов}
Ольга святая
(в крещении Елена) — русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену из Плескова (Пскова?), именем О. На основании известия одной позднейшей летописи, Плесков отожествляли с болгарским городом Плискувой и О. считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и объясняет многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным. По смерти Игоря, О. стала управлять Киевской землей за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу, она жестоко отомстила древлянам, убившим ее мужа, и установила в древлянской земле "уставы и уроки", т. е. дань и натуральные повинности; затем пошла в Новгородскую землю и здесь устроила погосты, т. е. административные центры, и определила дани и оброки в пользу князя. В 955 г., по летописному счислению, О. отправилась в Константинополь, где и крестилась; но греческий император Константин Порфирородный рассказывает о пребывании О. в Константинополе в 957 г. и вовсе не упоминает о ее крещении там. Вероятно, О. крестилась раньше поездки в Константинополь, в Киеве, где уже тогда было много христиан-варягов. По известиям (сомнительным) западных летописцев, в 959 г. О. отправила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать епископа и священников, что и было исполнено, но посланный епископ должен был возвратиться ни с чем. Попытки О. обратить в христианство сына своего Святослава были, по летописному известию, безуспешны. Умерла О. в 969 г. в глубокой старости, завещав похоронить ее по христианскому обряду. Она причтена церковью к лику святых; память ее празднуется 11 июля.
О происхождении О. см. арх. Леонид, "Откуда родом была св. великая княгиня русская О.?" ("Русс. Старина", 1888, кн. 7) и И. И. Малышевский, "Происхождение русской великой княгини О. св." ("Киевская Старина", 1889, 7 и 8 и отд.). Жития О.: проложные (см. "Чтения в ист. общ. Нестора лет.", II, и Макария, "История русской церкви"), в Четьи-Минее Макария и в Степенной книге, в переработке — у Филарета, "Русские святые", под 11 июля.
Е. К.
{Брокгауз}