Олигер Николай Фридрихович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Олигер Николай Фридрихович

Олигер, Николай Фридрихович - писатель. Родился в 1882 г. Учился в омской гимназии, но курса не кончил, вследствие участия в политических беспорядках. Первый сборник его рассказов вышел в 1907 г. Талант Олигера чисто беллетристический; творчество его образное, живое, иногда яркое; недостатком его является неровность, неустойчивость: рядом с вещами вполне зрелыми у него попадаются и очень слабые, бледные, необработанные. Большое достоинство рассказов Олигера - их свежесть, и своеобразие; возможно, что он этим обязан влиянию такой самобытной страны, как Сибирь, его родина. По манере письма Олигер занимает среднее место между старыми реалистами и модернистами, но ближе подходит к первым. В творчестве его стихийность преобладает над обычным для новых писателей рационализмом. Он богат ""выдумкой"", и это иногда даже служит ему в ущерб: чувствуется тенденция к мелодраме, которая, увеличивая эффектность рассказа, ослабляет его внутреннюю силу. И в писательской манере, и в настроении у Олигера есть кое-что общее с Куприным . Многие из рассказов Олигера посвящены изображению революционной среды и ее психологии. Среди них есть весьма интересные, сложностью настроения напоминающие романы Ропшина: ""Конь бледный"" и ""То, чего не было"". Наиболее законченное впечатление оставляют повесть ""Белые лепестки"" и рассказ: ""На аванпостах"". В обработке подобных тем Олигер остается верным точке зрения художника; поэтому интерес его рассказов не ограничивается злободневностью. То же самое можно сказать и о рассказах Олигера на военные темы; они далеки от шаблонной, ""военной"" беллетристики. В лучшем из этих рассказов ""Фаликон"" (Сборник ""Лукоморье"", Петроград, 1915) изображен момент общего воодушевления, пережитый русским обществом в начале великой европейской войны. Сочинения Олигера изданы в 4 томах (1911 и следующие). Е. К.

Источник: Биографический словарь. 2008

Олигер, Николай Фридрихович

[1882—] — писатель. Род. в Омске, служил конторщиком, затем секретарем журн. "Сибирский вестник". Примкнув к революционному движению, перешел на нелегальное положение. В 1904 был арестован и около года провел в тюрьме. С 1906 целиком отдался лит-ой работе.


Творчество О. относится к периоду между первой революцией и империалистической войной: в нем четко отразился путь мелкобуржуазного интеллигента, захваченного волной революционного движения перед 1905, но отошедшего от него в период реакции и буржуазно переродившегося. В центре произведений Олигера — жизнь революционеров, но не столько сама борьба, сколько быт подпольщиков, тюрьмы, ссылки и т. п. Олигер протестует против царского строя и его репрессий ("Судный день", "Опасные люди", "Смертники"), в некоторых произведениях даже обличает империализм, но в своем протесте О. не выходит за пределы неустойчивой мелкобуржуазной революционности. Начиная с рассказа "Гость", в творчестве Олигера постоянно выступает коллизия между задачами революционной борьбы и правом на личное счастье. В его повестях многократно повторяется образ революционера интеллигента, индивидуалиста и эстета, одинокого среди товарищей, в глубине души утратившего интерес к революционной деятельности и веру в ее необходимость и в этом безразличии даже теряющего ощущение реальности окружающей жизни ("На аванпостах", "Холод", "Ангел смерти"). В повести "На аванпостах" внутренний кризис этого героя изображен особенно ярко. Психологический развал быв. революционера в упадочно-буржуазной обстановке литературно-артистической богемы эпохи реакции показан в повести "Скитания". В творчестве О. постепенно все больше усиливаются эротические мотивы, доходящие порой до прямой порнографии ("В часы отдыха"). Олигер все чаще обращается к изображению пошлости чиновно мещанской среды — к излюбленной тематике мелкобуржуазной интеллигенции эпохи безвременья.


Повествовательная манера О. большей частью реалистична, с элементами психологизма, но в ряде рассказов прием опускания имен и ряда фактических подробностей создает абстрактно-символический тон, напоминающий манеру Леонида Андреева ("Любовь", "Диктатор", "Рабочий"). Образы О. не отличаются яркостью. Наибольшей художественной правдивости и эмоциональной силы достигает он в некоторых повестях о тюрьме и смертной казни ("Тимка", "Смертники", "Один"), а среди произведений из жизни мещанина-обывателя удачнее всего рассказы о детях, где быт дается с точки зрения детского восприятия ("Бабушкина смерть", "Летний папа"). Крайне слаб и по существу реакционен утопический роман Олигера "Праздник весны". Представления автора о грядущем социалистическом строе ограничиваются картинами в духе эстетского индивидуализма, слащавой эротики.



Библиография: I. Рассказы: т. І, СІ1Б, 1907 (изд. 2-е, 1910); т. II, изд. "Московского кн-ва", М., 1908; т. III, изд. "Прометей", СПб, 1910; Судный день, изд. "Новый мир", СПб, 1908; Принцесса, Роман, СПб, 1910; Праздник весны, Роман, изд. "Освобождение", СПб, 1911; Собр. сочин., тт. I — V, VII, СПб, 1911—1916.


II. Колтоновская В. А., Художник-сибиряк, сб. "Новая жизнь", СПб, 1910; Ганжулевич Т., Герои и образы Олигера, "Современная жизнь", 1914, книга V.


Л. Каган.


{Лит. энц.}





Олигер, Николай Фридрихович


(1882-1919).


Рус. прозаик и общественный деятель, более известный произв. др. жанров. Детство и юность провел в Сибири, принимал участие в революционном движении, вступил в РСДРП, сидел в тюрьме.


Осн. тема тв-ва О. - жизнь революционеров, подпольщиков, каторжан; после 1905 г. усиливается ощущение внутреннего кризиса революционера-интеллигента, несовместимости политич. борьбы с личным счастьем. Этими же настроениями проникнута романтическая утопия "Праздник весны" (1911); отказавшись от традиционных в этом жанре "лекций" и "экскурсий", автор ограничивает круг своего внимания средой художников и поэтов (см. Искусство). О соц. устройстве изображаемого об-ва судить трудно, однако подчеркивается, что, несмотря на материальное благополучие, отсутствие соц. конфликтов и неограниченную свободу (уважается даже решение добровольно уйти из жизни), червь неудовлетворенности подтачивает душу утопийцев (см. Оптимизм и пессимизм). Едва ли О. намеренно стремился доказать принципиальную невозможность построения бесконфликтного об-ва, однако его раннее (пусть и неосознанное) предупреждение заслуживало внимания будущих авторов утопий.



В. Р.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008