ОЛИВЬЕ
ОЛИВЬЕ
Ollivier), Эмиль (2.VII.1825 - 20.VIII.1913) - франц. политич. деятель, бурж. республиканец. В период революции 1848 был префектом департаментов Устье Роны и Верхняя Марна. В июне 1848 руководил подавлением восстания рабочих Марселя. В 1857 был избран депутатом Законодат. корпуса от департамента Сена (переизбран в 1863 и 1869). Сблизившись с бонапартистами, О. 2 янв. 1870 стал пред. Совета министров и мин. юстиции и культов. При помощи незначит. либеральных реформ пытался поддержать рушившийся режим Второй империи. 9 авг. 1870 под влиянием нар. возмущения, вызванного поражениями франц. войск в войне с Пруссией, вынужден был уйти в отставку. Вскоре бежал в Италию, откуда вернулся в 1873. Полностью отойдя от политики, занялся лит. деятельностью. В 1870 О. был избран членом Франц. академии наук. Соч.: D?mocratie et libert? (1861-1867), P., 1867; L´Empire lib?ral, t. 1-18, P., 1895-1918. Лит.: Тарле Е. В., Неудавшийся компромисс (Эмиль Оливье о самом себе), "Совр. мир", 1908, No 2-3; Молок А. И., Восстание рабочих Марселя 22 и 23 июня 1848, "ННИ", 1965, No 1. В. А. Дунаевский. Москва.
Оливье
, Фердинанд (Olivier, Ferdinand) 1785, Дессау — 1841, Мюнхен. Немецкий живописец, рисовальщик. Принадлежал к кругу художников-назарейцев. Обучался сначала в Дессау, затем в Академиях художеств Берлина и Дрездена, где испытал влияние К. Д. Фридриха. Период с 1807 по 1810 провел в Париже. Затем работал в Вене, где познакомился с пейзажной живописью Й. А. Коха. В 1814 путешествовал с Кохом в Зальцбург. С 1816 — член Братства Св. Луки (Lucasbund), хотя никогда не был в Риме. Дружил с Ю. Шнорром фон Каросфельдом. В 1830 переехал в Мюнхен; в 1833 получил звание профессора Академии художеств Мюнхена. Работал в жанрах пейзажа и портрета. Портрет Ю. Шнорра фон Каросфельда (1820, Дрезден, Гос. художественные собрания) исполнен в традиции живописи назарейцев. Друг художника изображен в скромном темном одеянии, держащим книгу. Строгая композиция портрета заставляет вспомнить работы мастеров Северного и итальянского Возрождения. Пейзаж Дворик монастыря капуцинов в Зальцбурге (1826, Лейпциг, Музей изобразительных искусств) близок по манере исполнения работам Й. А. Коха. Идеальный ландшафт оживлен фрагментами из современной действительности. Рисунки Оливье очень конкретно и в то же время поэтично передают натуру, колорит итальянских селений и немецких провинциальных городов (Вид Фрауенштайна около Медлинга, 1823, Дрезден, Гос. художественные собрания).
Лит.: Grote L. Die Brudes Olivier und die deutsche Romantik. Berlin, 1938; Giller H. Deutsche Kunstler in Rom von Mengs bis Marees. Roma, 1961; Andrews K. The Nazarenes. Oxford, 1964.
Е. Федотова
Лит.: Grote L. Die Brudes Olivier und die deutsche Romantik. Berlin, 1938; Giller H. Deutsche Kunstler in Rom von Mengs bis Marees. Roma, 1961; Andrews K. The Nazarenes. Oxford, 1964.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006