ОЛИВЕР
ОЛИВЕР
Oliver), Мария Роса (р. 1898) - обществ. деятель Латинской Америки, аргент. писательница. Правнучка нац. героя Аргентины Сан-Мартина. Несмотря на тяжелую болезнь, перенесенную в детстве и навсегда приковавшую ее к коляске, О. с ранних лет стала принимать участие в обществ. жизни страны. С 1936 выступала с пламенными статьями против фашизма. Участвовала в создании Союза женщин Аргентины (1947) и Совета мира Аргентины (1949). Награждена Золотой медалью Всемирного Совета Мира (1952). В 1956 являлась одним из инициаторов созыва Континентального конгресса деятелей культуры в защиту мира. О. - лауреат Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (за 1956), чл. Всемирного Совета Мира, вице-пред. Союза аргент. женщин. О. - автор мн. рассказов и публицистич. статей, посвященных проблемам нац. независимости народов Лат. Америки и защите нац. культуры. Соч. в рус. пер.: Потерянный день, в сб.: Лики мира, М., 1956.
Оливер
Исаак (Айзек) (Oliver, Isaac). 1555/1556, Руан (?) - 1617, Лондон. Английский художник-миниатюрист и рисовальщик, француз по происхождению. Приехал в Англию в 1568 вместе с родителями-гугенотами, бежавшими от преследований. Учился миниатюре у Хиллиарда, но, вероятно, получил определенное художественное образование, будучи еще на континенте. Об этом говорит высокий профессионализм уже первых миниатюр, а также рисунки 1590-х на библейские темы, свидетельствующие о знакомстве мастера с художниками школы Фонтенбло и фламандскими маньеристами, в частности с Флорисом. На стиль художника оказали также влияние гравированные портреты Х. Голциуса. В отличие от Хиллиарда, Оливер применял светотеневую моделировку пластической формы, опираясь на опыт европейского станкового портрета, использовал более плотную, кроющую акварель, иногда делал подготовительный рисунок. Гораздо шире был и круг его заказчиков. Наряду с аристократами из окружения королевы Анны Датской и принца Уэльского он писал зажиточных горожан и их жен, был автором прелестных детских портретов. Впечатления от путешествия в Италию в 1596 дали сильные импульсы его творчеству, вершиной которого стал Портрет неизвестной (1596—1600, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В этом словно сотканном из лунного света произведении встретились две традиции: средневековой миниатюры с ее линеарностью и изысканной декоративностью, с одной стороны, и леонардовского портрета с его интеллектуальной одухотворенностью, знаменитой полуулыбкой и сфумато — с другой. Кабинетные миниатюры Оливера по композиции, укрупненности форм ближе к станковой живописи. Его искусство завершает период расцвета ренессансного миниатюрного портрета в Англии. Основные произведения: Портрет девочки с гвоздикой (1590), Портрет девочки с яблоком (1590), Портрет неизвестной в маскарадном костюме (1609), Портрет Ричарда Саквилла, графа Дорсета (1616, все — Лондон, Музей Виктории и Альберта), Портрет Генри Фредерика, принца Уэльского (ок. 1616, Виндзор, Королевское собрание).
Лит.: Finsten J. Isaac Oliver. Garland Publication, 1981.
Т. Воронина
Лит.: Finsten J. Isaac Oliver. Garland Publication, 1981.
Т. Воронина
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006