клятва верности, приносимая вассалом сеньору при вступлении во владение феодом.
Оммаж
ОММАЖ
в средневековой Западной Европе церемония, оформлявшая заключение вассального договора между сеньором и вассалом, сочеталась с клятвой верности, фуа.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Оммаж
от латинского - человек) - в средневековой Западной Европе одна из церемоний, оформлявших заключение вассального договора. Возникновение оммажа относится к 7- 8 вв. (термин появляется в источниках с 11 в.). Церемония состояла в том, что будущий вассал, коленопреклоненный, безоружный, с непокрытой головой, вкладывал соединенные ладони в руки сеньора с просьбой принять его в вассалы; сеньор поднимал его, и они обменивались поцелуями. С 8 в. оммаж сочетался с клятвой верности (фуа).
Источник: Исторический словарь
ОММАЖ
ритуал принесения вассальной присяги. В XIV в. различали два вида оммажа: «простой», не указывающий на четкие обязательства вассала, и «тесный», когда «верный» обязывался защищать своего сеньора «прежде всякого другого человека» и «от всех живущих и умирающих людей». Ритуал заключался в вопросе и ответе о согласии стать человеком сеньора. Затем следовал обмен особым рукопожатием вкладывания рук вассала в руки господина. Далее шел обмен поцелуями. После оммажа наступал обряд фуа (взаимной клятвы верности) и инвеститура – передача земельного участка.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
ОММАЖ
франц. hommage, от homme, лат. homo - человек, в значении вассал) - в ср.-век. Зап. Европе одна из церемоний (имевшая символич. характер), оформлявших заключение вассального договора. Зарождение О. относится к 7-8 вв. (термин появляется в источниках с 11 в.). О. состоял в том, что будущий вассал, коленопреклоненный, безоружный, с непокрытой головой, вкладывал соединенные ладони в руки сеньора с просьбой принять его в вассалы; сеньор поднимал его, и они обменивались поцелуями. С 8 в. О. сочетался с клятвой верности (фуа). До 11 в. связь, устанавливавшаяся между сеньором и вассалом в результате О. и фуа, носила преим. личный характер. После 11 в. О. и фуа, как правило, сопровождались инвеститурой фьефа. Считалось, что О. должен был связывать вассала с сеньором пожизненно, однако случаи его нарушения были довольно частыми. Лит.: Bloch M., La soci?t? f?odale, P., 1939-1940 (t. 1, p. 223-366, t. 2, p. 1-98); Olivier-Martin Fr., Histoire du droit fran?ais des origines а la R?volution, P., 1951, p. 258-264; Boutruche R., Seigneurie et f?odalit?, P., 1959, p. 159-214.
Оммаж
от лат. homo - человек) - церемония оформления вассального договора между вассалом и сеньором; возникла в VII—VIII вв. Принося о. сеньору, рыцарь просил его покровительства (коммендации) и признавал себя его «человеком», что и породило термин. О., как и посвящение в Рыцари, — символич. церемония, сводившаяся к следующему: вассал, сняв головной убор и опустившись на колени, вкладывал соединенные руки в ладони сеньора и произносил фразу: «Сир, я становлюсь вашим человеком». За этим следовали присяга на верность, клятва, которая называлась «фуа», и ритуальный поцелуй в знак верности. Вассала часто именовали «человеком уст и рук», так как он совершал обряд руками и губами. Сеньор, со своей стороны, передавал вассалу оружие или его символ — палочку (фестуки), знаменовавшую принятие человека в новую семью. Сеньор также приносил клятву своему вассалу. О. и фуа устанавливали личную связь. Затем (с XI в.) следовал акт инфеодации, инвеститура фъефа: всякий, кто в результате о. становился вассалом того или иного сеньора, получал от него феод (фьеф). Институт о. известен с нач. XI в. в Испании, в первой пол. XI в. он распространился в Юж. Франции; в Германии появился с 1077 г.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999