сочинение — музыкально-театрализованное представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.
ОПЕРА
ОПЕРА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Опера
итал. opera, букв. – сочинение) – музыкально-театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Состоит из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров, оркестровых номеров. Иногда включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ОПЕРА
(лат. Opera — труд, изделие) — вид музыкальнодраматического искусства, сочетающего в себе сольное, ансамблевое и хоровое пение с инструмен-тальной музыкой и сценическим действием. Литературнодраматической основой оперы является либретто (словесный текст), однако основная роль в опере отводится музыке, сопровождающей действие. Опера возникла во Флоренции как возрождение лирических монологов, декламации под музыку и хора античной греческой драмы. Исторически первой принято счи-тать оперу композитора Джакопо Пери «Эвридика», поставленную в октябре 1600 г. во Флоренции. В про-цессе исторического развития оперы постепенно сложились различные ее типы: опера-буффа, опера-балет, Большая опера, комическая опера, Балладная опера, операсериа, Музыкальная драма, Зингшпиль, Сарсуэла, Тонадилья.
Первые оперы в России появились в 70-х гг. XVIII в. Они представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами. С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой классический период. Основоположник русской опер-ной классики М. И. Глинка создал народно-патрио-тическую оперу «Иван Сусанин» и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила», положив тем самым начало двум важнейшим направлениям оперного искусства: историческому и волшебно-эпическому. В 60-е гг. XIX в. про-исходил бурный подъем русской оперы, который был связан с творчеством композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского, автора 11 опер.
Первые оперы в России появились в 70-х гг. XVIII в. Они представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами. С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой классический период. Основоположник русской опер-ной классики М. И. Глинка создал народно-патрио-тическую оперу «Иван Сусанин» и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила», положив тем самым начало двум важнейшим направлениям оперного искусства: историческому и волшебно-эпическому. В 60-е гг. XIX в. про-исходил бурный подъем русской оперы, который был связан с творчеством композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского, автора 11 опер.
ОПЕРА
итал. оpera – сочинение), жанр театрального искусства, музыкально-драматическое представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В создании оперного спектакля участвуют представители многих профессий: композитор, режиссер, писатель, сочиняющий драматические диалоги и реплики, а также пишущий либретто (краткое содержание); художник, оформляющий сцену декорациями и сочиняющий костюмы персонажей; осветители и многие др. Но определяющую роль в опере играет музыка, выражающая чувства персонажей.
Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, речитатив, хоры, оркестровые номера и др. Партия каждого персонажа пишется для определенного голоса – высокого или низкого. Самый высокий женский голос – сопрано, средний – меццо-сопрано, самый низкий – контральто. У мужчин-певцов это соответственно тенор, баритон и бас. Иногда в оперные спектакли включают балетные сцены. Различают историко-легендарные, героико-эпические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др. оперы.
Опера зародилась в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. крупные композиторы. Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.
Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, речитатив, хоры, оркестровые номера и др. Партия каждого персонажа пишется для определенного голоса – высокого или низкого. Самый высокий женский голос – сопрано, средний – меццо-сопрано, самый низкий – контральто. У мужчин-певцов это соответственно тенор, баритон и бас. Иногда в оперные спектакли включают балетные сцены. Различают историко-легендарные, героико-эпические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др. оперы.
Опера зародилась в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. крупные композиторы. Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007