, Джон (Opie, John) 1761, Сент-Агнес, Корнуолл — 1807, Лондон. Английский живописец. Родился в семье плотника, рано обнаружил талант к рисованию. Учился в Труро, Корнуолле, где познакомился с известным сатириком и художественным критиком, писавшим под псевдонимом Питер Пиндар. В 1781 в качестве "корнуоллского чуда" он был привезен Пиндаром в Лондон, где продолжил обучение у О. Хамфри. Писал портреты, четко моделируя форму, и сельские сцены, в которых ощущается влияние Рембрандта. Его искусство избежало прямого влияния как неоклассицизма, так и романтических тенденций, набиравших силу в английской живописи кон. XVIII — нач. XIX в. Свойственная ему приверженность натуре, в изображении повседневной деревенской жизни в самых обыденных ее проявлениях дала повод говорить о своеобразном реализме Опи. Особенно удавались художнику образы сельских детей. В отличие от рейнолдсовских ангелоподобных созданий Опи изображает крепких ребятишек, с большой серьезностью и деревенской обстоятельностью занятых делом. Однако некоторые из этих композиций не избежали идеализации сельской жизни и налета сентиментальности в трактовке персонажей. В портретном творчестве Опи также прослеживаются демократические предпочтения автора. Ему больше удавались изображения сильных личностей — оппозиционных общественных деятелей, литераторов революционной или критической направленности, актеров, поэтов. Стиль мастера несколько тяжеловат, его рисунок энергичен, хотя не всегда точен в передаче пропорций и пространственных отношений. Он любит глубокие тени и красновато-коричневатую гамму в колорите. В 1786—1789 принял участие в так называемой Шекспировской галерее Бойделла, написав для нее шесть картин, главным образом на исторические темы. В 1802 посетил Францию. В 1805 был избран профессором живописи в Королевскую академию художеств. Прочитанные там четыре лекции о живописи были впоследствии опубликованы. Поздние работы мастера лишены остроты и цельности восприятия модели, в них, особенно в женских портретах, скорее подчеркивается внешняя привлекательность и миловидность. Основные произведения: Портрет Томаса Холкрофта (1780-е), Портрет Мери Вулстонкрофт (1780-е), Автопортрет (1780-е, все — Лондон, Нац. портретная галерея), Крестьянская семья (1783—1785, Лондон, галерея Тейт), Школьная учительница, 1784, Вунтедж, Беркшир, собрание Ллойд), Смерть Риццио (1787, не сохр.), Портрет актрисы Френсис Уинникомб (1796, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Лит.: Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Earland A. John Opie and his Circle. London, 1911.
Т. Воронина