ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Введенская — мужской монастырь в 2 км от г. Козельск, основан в XIV в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821 г.) посещали Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой. Упразднен после Октябрьской революции 1917 г. В 1987 г. передан Русской православной церкви.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Введенская), мужской монастырь; в 2 км от города Козельска (Калужская область). Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Иоанно-Предтеченский скит монастыря (основан в 1821) -своеобразный религиозно-философский центр - посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Монастырь закрыт после Октябрьской революции 1917. В 1987 возвращен Русской православной церкви; восстанавливается. На территории О.п. Введенский собор (1750-71), церкви- Казанская (1805-11), Марии Египетской (1858); на территории скита -деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), постройки 2-й половины 19 в.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Оптина пустынь
один из самых известных мужских монастырей РПЦ, крупнейший центр русского старчества. О. п. расположена в 80 км от Калуги и в 2 км от Козельска. Основана на рубеже XIV–XV вв. После разорения литовцами и поляками была бедна и малоизвестна. Духовный подъем О. п. начался с 1829, когда там поселился старец Леонид (в миру Лев Данилович Наголкин; 1768–1841). Сильный и властный подвижник укрепил монастырскую жизнь, став первым в ряду великих оптинских старцев, которые своими духовными дарами сделали монастырь общенациональным центром православной духовности. В 1834 к о. Леониду присоединился старец Макарий (Михаил Николаевич Иванов; 1788–1860), который под покровительством митрополита Московского Филарета организовал издание святоотеческих творений. В О. п. имелись библиотека, типография, книжная лавка, книжный склад. К сложному делу перевода, редактирования и публикации трудов святых отцов Церкви была привлечена православная интеллигенция (в частности, философ И. В. Киреевский, известные историки С. П. Шевырев и М. П. Погодин, библиофил и писатель А. С. Норов, являвшийся с 1854 по 1858 министром народного просвещения). Зенита своей славы О. п. достигает при старце Амвросии (Александр Михайлович Гренков; 1812–1891), ученике Леонида и Макария. Обитель была крупным религиознодуховным центром в XIX – начале ХХ в. Ее посещали известные писатели и мыслители России – Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой. В 1923 монастырь был закрыт советскими властями. Только с 1987 в монастыре началось возрождение монашеской жизни. О. п. отнесена к числу ставропигиальных монастырей.

Источник: Краткий православный словарь.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ
(Свято-Введенская Оптина пустынь) – один из самых известных мужских монастырей Русской Православной Церкви, крупнейший центр русского старчества. Монастырь Оптина пустынь расположен в двух километрах от города Kозельска на берегу реки Жиздры. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта (в монашестве Макарий). Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. А духовный расцвет монастыря начался, когда при монастыре в 1821 г. был основан скит во имя св. Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний (Путиловы). С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления. Тысячи людей устремились в Оптину к старцам. «В Оптину за опытом», – говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель. Монастырь в XIX- XX вв. возрастил лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное. Старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Иосиф, Анатолий (Старший) и Анатолий (Младший), Варсонофий, Нектарий, Исаакий (Старший) и Исаакий (Младший), Никон были целителями, прозорливцами, утешителями, обличителями.
Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891). Время его старчества совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, дать человеку надежду и смысл жить снова.
Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; бывали здесь Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.K. Толстой, братья Kиреевские и Аксаковы, Вл. Соловьев и др. Старец Макарий (Иванов) положил начало книгоиздательской деятельности монастыря: были подготовлены и изданы творения святых отцов в переводе на русский язык. В 1847 г. вышла первая книга, а через 50 лет количество изданий монастыря достигло ста тридцати. Одновременно с издательством была фактически заново создана монастырская библиотека. K концу XIX в. в ней насчитывалось более 30 000 томов как духовных, так и светских книг. В 1918 г. Оптина пустынь была закрыта.
В 1919 г. братия монастыря создала сельскохозяйственную артель, которая просуществовала до 1923 г., когда все храмы, кроме Kазанского, были закрыты, а в скиту создан музей «Оптина пустынь». Монастырские здания были переданы под общежитие служащим местного совхоза, лесозавода и музея, библиотека монастыря – музею, а при его закрытии в 1928 г. редкие книги, экземпляры оптинских изданий, а также весь рукописный отдел были перевезены в Государственную библиотеку им. Ленина в Москве. После войны в монастыре находились помещения Kозельского сельскохозяйственного ПТУ, а также жилые квартиры.
В 1987 г. Оптина пустынь пережила свое второе рождение, обитель была возвращена Церкви, а с 1988 г. в ней стало совершаться богослужение. В 1988 г. прп. Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября), а в 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором были причислены к лику святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее соборное празднование 11(24) октября.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Козельская Введенская Оптина пустынь), православный монастырь на правом берегу р. Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах от Козельска.
Время основания пустыни точно неизвестно. Основателем же ее, по преданию, является раскаявшийся разбойник Опт.
Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Она является лучшим свидетельством духовного возрождения, возникшего в к. XVIII в. в России.
Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они, эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое - как в апостольские времена его творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского, молдавского старца, возродителя "Духовного делания" в монашестве, выходца из Полтавской губ. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхим. Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов - монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка, писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии "Цельности духа", которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.
При старце Амвросии - ученике о. Льва и о. Макария, Оптина достигает расцвета. Слава о старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы. Во время расцвета России и Оптиной пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление.
Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов), ученик старца Амвросия - Иосиф, старец Варсонофий - в миру полковник генерального штаба, по благодатной одаренности подобный своим учителям. Последние старцы: Феодосий-мудрец, Анатолий-утешитель (Потапов) и дивный Нектарий - продолжали ту же традицию.
Последний из них - старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утолял духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.
К старцам Оптиной пустыни тянулись выдающиеся писатели и мыслители России - Н.В. Гоголь, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, К.Д. Кавелин, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.А. Нилус, В.В. Розанов и мн. др.
При большевиках обитель была разорена. Возрождение ее началось в 1987. В июне 1988 причислен к лику святых прп. Амвросий Оптинский. Память преподобного празднуется 10/23 октября.
16 ноября 1988 в Оптиной совершилось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе (написана в XVIII в.). В тот же день начала мироточить недавно написанная икона прп. Амвросия.
26 июня 1996 был причислены к лику местночтимых святых Оптинские старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеросхимонах Никон (Беляев) как исповедник и архимандрит Исаакий (Бобриков), священномученик.
Празднование Собора Оптинских старцев 11/24 октября.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000