Оракул
Оракул
святилище, где римляне получали ответы на вопросы к божествам.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
ОРАКУЛ
• Oraculum,
см. Divinatio, Дивинация, 5-9 и Delphi, Дельфы.
см. Divinatio, Дивинация, 5-9 и Delphi, Дельфы.
ОРАКУЛ
говорю, прошу — в Древней Греции и Риме — предсказание божества. Место, где совершается предсказание, и сам прорицатель. В переносном значении — человек, все суждения которого признаются непреложной истиной.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Оракул
лат. oraculum, oro – говорю, прошу) – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Перен. – оракул – человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Оракул
античное понятие, обозначавшее место, где получали ответ божества на заданный вопрос. Они давались в разных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений. Существование оракулов было обусловлено религией Аполлона — важнейшего бога-прорицателя. С распространением христианства оракулы были запрещены.
ОРАКУЛ
у древ. греков, римлян и народов Др. Востока предсказание, якобы исходившее от божества и дававш. жрецами вопрошавшим верующим; О. наз. также место, где давалось предсказание. Наиболее известны О. Амона в Фивах (Египет), О. Зевса в Додоне (Эпир), О. Аполлона в Дельфах (Греция), О. Фавна и Фортуны в Пренесте (Италия) и др.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ОРАКУЛ
лат. oraculum, от oro - говорю, прошу) - у др. греков, римлян и народов Др. Востока предсказание, якобы исходившее от божества и дававшееся жрецами вопрошавшим верующим; О. наз. также место, где давалось предсказание. Наиболее известны О. Амона в Фивах (Египет), О. Зевса в Додоне (Эпир), О. Аполлона в Дельфах (Греция), О. Фавна и Фортуны в Пренесте (Италия) и др. Изд.: Parke H. W. and Wormell D. E. W., The Delphic oracle, v. 2, Oxf., 1956; Knudtzon J. A., Assyrische Gebete an den Sonnengott f?r Staat und K?nigliches Haus aus der Zeit Asarhaddons und Assurbannipals, Bd 1-2, Lpz., 1893.
Оракул
место (обычно в святилище), где получали божественные прорицания и ответы на заданные богам вопросы. Ответ получали в виде знамений, снов, при помощи жребия, в форме изречений и т.п. Наиболее известен был О. Аполлона в Дельфах, отвечавший на политические и культовые вопросы, назначавший кару за святотатство и пролитую кровь. К. Дельфийскому оракулу обращалась жрица-прорицательница (пифия). Она входила в транс и выкрикивала бессвязные слова, которые истолковывали как волю божества.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Некоторые из египетских богов исполняли функции оракулов, особенно в период Нового царства и Поздний период, когда могущество жрецов было максимальным. Особо показательным является пример оракула Амон-Ра в его фиванском храме, где статуя бога могла шевелиться, приводимая в движение невидимой рукой.
(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)
* * *
см. Мантика.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Некоторые из египетских богов исполняли функции оракулов, особенно в период Нового царства и Поздний период, когда могущество жрецов было максимальным. Особо показательным является пример оракула Амон-Ра в его фиванском храме, где статуя бога могла шевелиться, приводимая в движение невидимой рукой.
(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)
* * *
см. Мантика.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Оракул
Оракул (oracle), место, обычно в святилище, где древн. греки, римляне и нек-рые народы Востока обращались к своим божествам за советом или предсказанием. К самым знаменитым О. античного мира относятся: Дельфы, Дидимы на побережье М. Азии, Додона в Эпире и Олимпия. Из негреч. оракулов наиб, известен др.-егип. храм в оазисе Сива (Сахара), посвященный Оракул (oracle), место, обычно в святилище, где древн. греки, римляне и нек-рые народы Востока обращались к своим божествам за советом или предсказанием. К самым знаменитым О. античного мира относятся: Дельфы, Дидимы на побережье М. Азии, Додона в Эпире и Олимпия. Из негреч. оракулов наиб, известен др.-егип. храм в оазисе Сива (Сахара), посвященный богу Амону, к-рого греки отождествляли с Зевсом и к-рому часто обращялся Александр Македонский в 331 г. до н.э. Самым почитаемым предсказателем считался бог Аполлон, но в этой роли выступали и мн. др. • боги. Предсказания давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, в форме изречений, а также снов напр, у О. Асклепия. В Дельфах божественные послания оглашала погруженная в медитацию жрица. Предсказания обычно касались религ. вопросов и предстоящих полит, или воен. акций. Правители династии Шан в древн. Китае (ок. 1600 до н.э. и позднее) использовали для гаданий кости животных. Часто вопросы и ответы были начертаны на костях пиктографическими знаками.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Оракул
(лат. oraculum, греч. manteion), место, обыкновенно в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, а также само прорицание божества. О. давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений; существовали также О. мертвых. В эпоху до греко-перс. войн О. имели большое значение. Существование О. было во мн. обусловлено религией Аполлона — важнейшего бога-прорицателя. В Греции и М. Азии Аполлону принадлежало множество прорицалищ. Однако Дельфы на протяжении долгого времени были средоточием религиозной жизни греч. мира. Дельфийский О. давал информацию по культовым вопросам (в т. ч. при колонизации), устанавливал искупительную кару при очищении от пролитой крови, высказывал советы по законодательству. Вновь составляемые конституции получали его санкцию. При ответах на вопросы, касающиеся будущих политич. событий, Дельфы прибегали к темным или двусмысл. формулировкам (О. Крезу). Греч. Просвещение 5 в. до н. э. (эпоха софистики) критиковало сущность О. и тем самым способствовало их упадку. О. были закрыты или влачили жалкое существование, их деятельность ограничивалась сакральными или частными вопросами. Во 2 в. н. э. некоторые О. вновь оживились (Дельфы, Кларос); обширная деятельность вновь устроенного О. Александра из Абоногиха (Пафлагония) свидетельствует о вере в О., присущей тому времени. Распространяющееся христианство боролось против О., и после его победы они были запрещены окончательно. Наряду с определ. местами прорицания существовали также О., циркулировавшие в народе; в неспокойные с политич. точки зрения времена они служили средством манипулирования обществ, мнением или выражали ненависть угнет. населения против его господ (иудеев — против римлян, христиан–против язычников), поэтому они уничтожались властями. Собранием О. являются «Пророчества Сивиллы».
Источник: Словарь античности. 1989