приговор, суд, «божий суд» - род испытания огнем, водой и др., с помощью которых якобы устанавливалась судебная истина.
ОРДАЛИИ
ОРДАЛИИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Ордалии
от англосакс. ordol — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путем испытания огнем и водой. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным. Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п. О. имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Ордалии
от англосакс. ordol, латинский ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путем испытания огнем и водой.
При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.
Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо.
Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным.
Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.
При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.
Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо.
Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным.
Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
ОРДАЛИИ
(«Божий суд») – виды судебного доказательства вины по обычному праву путем испытания раскаленным железом, кипящей водой, огнем или в судебном поединке. Таким образом устанавливали виновность или невиновность, поскольку волей Господа достигнут результат испытания. Божественное вмешательство в судебный процесс было признано церковными соборами в IX–XI вв. Практика «Божьего суда» применялась в Германии до XV в. Судебный поединок сохранили в Англии в XI–XII вв. Сражались боевыми топорами. Каждая сторона судебного процесса имела право выставить заместителя. Церкви и монастыри на случай тяжбы держали на жаловании лиц, обязанных сражаться на суде от их имени. Побежденная в поединке сторона имела право вызвать на поединок всех членов суда, если была не согласна с судебным решением.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Ордалии
Ордалии (ordeal), то же, что «божий суд». В эпоху раннего Средневековья — испытание обвиняемого огнем, водой, а также применение др. пыток с целью установить его вину или невиновность в расчете на вмешательство свыше. При испытании огнем подозреваемый должен был нести голыми руками раскаленное железо или с завязанными глазами ступать босыми ногами по горячим углям. Если он выдерживал пытку без видимых повреждений или полученные раны заживали за три дня, его оправдывали. Др. способ — погружение руки в кипяток. Подозреваемых в колдовстве женщин бросали в воду и признавали виновными, если они не тонули. Испытание освященным хлебом предназначалось для служителей церкви: считалось, что виновный непременно подавится. Церковь отменила О. в 1215 г. Были распространены не только в Европе, но также в Вост. Африке и на Мадагаскаре.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ОРДАЛИИ
позднелат. ед. ч. ordalium, от англо-саксонского ord?l - приговор, суд) - в широком смысле то же, что "божий суд", в более узком смысле - формы "божьего суда", сводившиеся к выявлению правоты или виновности выступавших в суде тяжущихся сторон путем испытаний огнем и водой. Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, переходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. При испытании водой испытуемый должен был вынуть кольцо из кипящей воды или связанного веревками его опускали в холодную воду. Результаты испытания служили основанием для вывода о виновности или невиновности обвиняемого. В случае, если огонь (или кипяток) не приносил обвиняемому вреда либо причинял ожоги с особыми знаками, к-рые должны были расшифровываться "сведущими людьми", его признавали невиновным; при испытании холодной водой обвиняемый оправдывался в том случае, если он тонул (т. к. считалось, что вода, как "чистая стихия", принимает, а не отталкивает его). О. имели широкое применение у всех народов и встречались вплоть до позднего феодализма. На Руси об испытаниях огнем и водой упоминается в Русской правде и в более поздних источн. (вплоть до 17 в.).