официальный документ, содержащий приказ, распоряжение, предписание, например О. на вселение в жилое помещение, на обыск и т. д. Кроме того, регламентированное командующим или командиром по направлениям, интервалам и дистанциям взаимное расположение кораблей, судов и действующих с ними самолетов и вертолетов при выполнении задачи. Может быть походным или боевым. Архитектурный О. — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Включает несущие части — колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом, и несомые — архитрав, фриз и карниз, составляющие в совокупности антаблемент. Классическая система О. сложилась в Древней Греции, основные О. получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский.
ОРДЕР
ОРДЕР
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ОРДЕР
(лат. Ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, основанный на переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий опреде-ленный состав, форму и взаиморасположение элемен-тов. Различные ордера применялись с древнейших времен в архитектуре Древнего Египта и Ирана. Для развития европейской архитектуры важнейшими были классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и в Древнем Риме: дорический, ионический, коринф-ский, тосканский и композитный. Любой ордер по вертикали делится на три основные части: опору, несущую и несомую системы. Опорой может быть стереобат (трехступенчатое основание), подий или пьедестал под колонну. Если опора отсутствует, ордер называется неполным. Несущая система— это колонна, состоящая из базы, ствола и капители. Хотя традиционно колонна и считается самой важной частью ордера, ее может и не быть — она может дорисовываться вообра-жением зрителя при наличии уложенных сверху несо-мых балок. Несомая система состоит из антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз, без которого ордер существовать не может, т.к. лишается смысла вся ордерная идея.
В Древней Греции первым появился дорический ордер (VI в. до н.э.) — строгий, торжественно-монументальный, самый прочный и тяжелый из всех греческих ордеров. Он состоит из стереобата; колонны без базы с каннелюрами (вертикальными желобками, имеющими в плане форму дуги), которые плотно расположены и отделены друг от друга острыми ребрами, и энтазисом (утолщение колонны на высоте одной трети ее высоты), завершается колонна строгой капите-лью; антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза с чередующимися триглифами (прямоугольная плита, поставленная вертикально, размещается по углам колонн и сходится на углах здания) и метопами (квадрат-ная плита, заполняющая промежутки между триглифами, на ней помещался рельефный декор), а также карниза, венчающего антаблемент и заметно выдающе-гося вперед. Карниз состоит из поддерживающих обломов (профилей), выносной плиты и венчающего же-лоба с водосливом. Главную часть дорического ордера — колонну — обычно сравнивают с обнаженным мужчиной-воином, а сам ордер считался выражением его духовной и физической силы.
Ионический ордер появился в середине VI в до н.э., является менее массивным по сравнению с дорическим. От дорического отличается также своей колонной, кото-рая имеет базу сложного профиля, каннелюры, разде-ленные дорожками, капитель с волютами («бараньими рогами»). Антаблемент включает архитрав, разделенный на три полосы (фасции), слегка выступающие друг над другом; карниз украшен снизу дентикулами (украшения в виде зубчиков). Сформировалось два варианта ионического ордера
— малоазийский (отсутствие фриза) и ат-тический (с развитым фризом). Ионическая колонна обычно сравнивается с прекрасной женщиной, а ионический ордер считается выражением ее грации.
Коринфский ордер — самый легкий и стройный из греческих ордеров, возник в середине V в. до н.э. Он отличается от ионического колоколообразной капите-лью, покрытой стилизованными листьями аканта или пальмы, расположенными в три горизонтальных ряда. Архитрав разделен по вертикали на три фасции, фриз образует непрерывную декорированную полосу (ино-гда может разделяться триглифами). Коринфскую колонну обычно сравнивали с образом прекрасной девушки. А сам ордер считался выражением ее нежности и чистоты.
Древнеримские архитекторы создали два новых ор-дера — тосканский и композитный, а также соединили ордер с иной тектонической системой — с аркадой, в ордерную аркаду, в которой антаблемент укладывается поверх арочных пролетов, а поддерживающие его колонны или полуколонны выступают на фоне мощных, широких столбов.
Тосканский ордер возник в Риме (правила его построения изложены в сочинении Витрувия в I в. до н.э.), он самый прочный и тяжелый на вид из всех ор-деров. Является вариантом дорического ордера, отличается от него большей толщиной колонны, наличием предельно простой базы, гладким стволом колонны (без каннелюров), всегда гладким фризом. Форма тосканского ордера заимствована у этрусков (тусков), от-сюда
— и его название. Символизирует физическую мощь и силу, поэтому применялся главным образом в хозяйственных постройках.
Композитный ордер также возник в Риме, хотя у Витрувия не упоминается, а особые правила построения были разработаны итальянским архитектором XVI в. С. Серлио. По форме и пропорциям он близок к коринфскому ордеру. Вначале он считался легче коринфского, но позже был поставлен на второе место после него. От коринфского ордера композитный от-личается формой капители, в которой к коринфскому колоколу добавлены ионические волюты. В Риме также часто использовалась суперпозиция — расположение ордерных колоннад по вертикали, в одной фасадной плоскости. При этом шла градация ордеров по степени их тяжести и легкости: самый прочный, тосканский — внизу, второй ярус — дорический, затем — ионический, далее — коринфский или композитный (верхняя позиция вначале отдавалась композитному ордеру, а с XVII в. — коринфскому). В такой последовательности допускались пропуски, но не перестановки. Примером суперпозиции служит многоярусный фасад Колизея. Вновь интерес к ордеру возрождается в Европе в эпоху Возрождения, в XVI–XVIII вв. начинается теоретическое осмысление классического ордера. Он активно применяется в архитектуре барокко и, особенно, классицизма. Лишь с середины XIX в. значение ордера для архитектуры стало уменьшаться, практически исчезнув к середине XX в.
В Древней Греции первым появился дорический ордер (VI в. до н.э.) — строгий, торжественно-монументальный, самый прочный и тяжелый из всех греческих ордеров. Он состоит из стереобата; колонны без базы с каннелюрами (вертикальными желобками, имеющими в плане форму дуги), которые плотно расположены и отделены друг от друга острыми ребрами, и энтазисом (утолщение колонны на высоте одной трети ее высоты), завершается колонна строгой капите-лью; антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза с чередующимися триглифами (прямоугольная плита, поставленная вертикально, размещается по углам колонн и сходится на углах здания) и метопами (квадрат-ная плита, заполняющая промежутки между триглифами, на ней помещался рельефный декор), а также карниза, венчающего антаблемент и заметно выдающе-гося вперед. Карниз состоит из поддерживающих обломов (профилей), выносной плиты и венчающего же-лоба с водосливом. Главную часть дорического ордера — колонну — обычно сравнивают с обнаженным мужчиной-воином, а сам ордер считался выражением его духовной и физической силы.
Ионический ордер появился в середине VI в до н.э., является менее массивным по сравнению с дорическим. От дорического отличается также своей колонной, кото-рая имеет базу сложного профиля, каннелюры, разде-ленные дорожками, капитель с волютами («бараньими рогами»). Антаблемент включает архитрав, разделенный на три полосы (фасции), слегка выступающие друг над другом; карниз украшен снизу дентикулами (украшения в виде зубчиков). Сформировалось два варианта ионического ордера
— малоазийский (отсутствие фриза) и ат-тический (с развитым фризом). Ионическая колонна обычно сравнивается с прекрасной женщиной, а ионический ордер считается выражением ее грации.
Коринфский ордер — самый легкий и стройный из греческих ордеров, возник в середине V в. до н.э. Он отличается от ионического колоколообразной капите-лью, покрытой стилизованными листьями аканта или пальмы, расположенными в три горизонтальных ряда. Архитрав разделен по вертикали на три фасции, фриз образует непрерывную декорированную полосу (ино-гда может разделяться триглифами). Коринфскую колонну обычно сравнивали с образом прекрасной девушки. А сам ордер считался выражением ее нежности и чистоты.
Древнеримские архитекторы создали два новых ор-дера — тосканский и композитный, а также соединили ордер с иной тектонической системой — с аркадой, в ордерную аркаду, в которой антаблемент укладывается поверх арочных пролетов, а поддерживающие его колонны или полуколонны выступают на фоне мощных, широких столбов.
Тосканский ордер возник в Риме (правила его построения изложены в сочинении Витрувия в I в. до н.э.), он самый прочный и тяжелый на вид из всех ор-деров. Является вариантом дорического ордера, отличается от него большей толщиной колонны, наличием предельно простой базы, гладким стволом колонны (без каннелюров), всегда гладким фризом. Форма тосканского ордера заимствована у этрусков (тусков), от-сюда
— и его название. Символизирует физическую мощь и силу, поэтому применялся главным образом в хозяйственных постройках.
Композитный ордер также возник в Риме, хотя у Витрувия не упоминается, а особые правила построения были разработаны итальянским архитектором XVI в. С. Серлио. По форме и пропорциям он близок к коринфскому ордеру. Вначале он считался легче коринфского, но позже был поставлен на второе место после него. От коринфского ордера композитный от-личается формой капители, в которой к коринфскому колоколу добавлены ионические волюты. В Риме также часто использовалась суперпозиция — расположение ордерных колоннад по вертикали, в одной фасадной плоскости. При этом шла градация ордеров по степени их тяжести и легкости: самый прочный, тосканский — внизу, второй ярус — дорический, затем — ионический, далее — коринфский или композитный (верхняя позиция вначале отдавалась композитному ордеру, а с XVII в. — коринфскому). В такой последовательности допускались пропуски, но не перестановки. Примером суперпозиции служит многоярусный фасад Колизея. Вновь интерес к ордеру возрождается в Европе в эпоху Возрождения, в XVI–XVIII вв. начинается теоретическое осмысление классического ордера. Он активно применяется в архитектуре барокко и, особенно, классицизма. Лишь с середины XIX в. значение ордера для архитектуры стало уменьшаться, практически исчезнув к середине XX в.