ОРЕЛ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОРЕЛ
город, областной центр. Освобожден 5 августа 1943 войсками Брянского фронта в ходе Орловской операции 1943 (оставлен 3 октября 1941). Отличившиеся соединения получили наименование Орловских. Войскам, участвовавшим в освобождении О. и других городов, приказом ВГК от 5 августа 1943 объявлена благодарность и в Москве дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1980 за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Вел. Отеч. войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, О. награжден орденом Отечественной войны I степени.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ОРЕЛЬ
Русско-половецкие войны, XI—XIII вв.). Река, левый приток Днепра. Вероятное место сражения 30 июля 1184 г. между русской княжеской коалицией под командованием киевского князя Святослава Всеволодовича и половецким войском под командованием хана Кобяка. Летом 1184 г. Святослав организовал крупный поход против половцев. Когда русский авангард переяславского князя Владимира приблизился к Орели, половецкий хан Кобяк, приняв этот небольшой отряд за все войско, опрометчиво напал на него. Тем временем к месту боя подошли основные русские силы во главе со Святославом, и половецкое войско оказалось в ловушке. Оно потерпело сокрушительное поражение. В плен попали 7 тыс. чел., в том числе и видные половецкие военачальники во главе с Кобяком. После битвы он был привезен в Киев и казнен (см. Хорол).

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

Орел
(греч. aetos, лат. aquila). В инд. мифологии орел Гаруба победил всех демонов. Вавилоняне избрали О. гербовой фигурой, а персы — военным знаком. У греков О. являлся царем животных, отождествлялся с источником света, плодородия и бессмертия. Зевс избрал его своим военным знаком. Согласно рим. мифу, О. предсказал Тарквинию царский престол и стал с тех пор одним из первых символов Республики. Ок. 100 до н. э. Марий сделал О. с расправл. крыльями военным знаком, для несения которого в рим. легионах выделялись спец. воины-аквилиферы. У авгуров О. означал хорошее предзнаменование. На мн. монетах О. изображали как государств, символ. В христианской символике он обозначал божеств, вдохновение и изображался рядом с евангелистом Иоанном. Карл Великий включил О. в Ср.-век. геральдику, т. к. О. приписывали такие качества, как отвага, щедрость, стойкость и способность омолаживания.

Источник: Словарь античности. 1989

ОРЕЛ
центр Орловской обл. и Орловского р-на. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на берегах Оки и ее притока Орлик. Население 347,6 тыс. чел.
Основан в 1566 как крепость для защиты южных границ Русского государства; в XVII в. подвергался частым набегам крымских татар. В н. XVII в. один из очагов крестьянского восстания под предводительством Ивана Болотникова. В 1611 крепость была разрушена польским отрядом А. Лисовского; в 1635-36 восстановлена, существовала до 1702. С сер. XVII в. Орел - значительный центр хлебной торговли. При Петре I здесь были построены одна из первых в России парусиновых мануфактур и прядильни. С 1708 город в составе Киевской губ., с 1719 центр Орловской провинции, с 1727 в Белгородской губ., с 1778 центр Орловского наместничества (позднее - губернии). В годы Отечественной войны 1812 Орел - одна из главных тыловых баз русской армии. В сер. XVIII-XIX вв. дворянско-купеческий город с небольшими кустарными предприятиями по обработке с.-х. сырья, крупный центр хлеботорговли.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ОРЕЛ
орлица — символ небесной (солнеч.) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распростр. обожествл. животных — символов богов и их посланцев в миф. различ. народов мира. Свидет. обожествления О. в кач-ве особого предмета культа известны в Др., Цент. и Сев. Аравии. Сохранение в этом ареале др.-семит. (или даже общесемитских) представлений прослеж. при сопоставл. с угаритским мифоэпич. преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у О. объед. угаритский эпос с др.-месопотамским, где львиноголового свящ. О. Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающ. с ним боги. В Др. Месопотамии О. был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Др. Греции — Зевса. Согл. шумер. мифу о Лугальбанде, правителе Урука, О. Анзуд в благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои кач-ва, как быстрота передвиж., способность достичь любого места. В мифе о Гильгамеше описано дерево, в ветвях к-рого О. Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, О. переселился в горы. В хурритском мифе о Гурпаранцаху рассказ., как Аранцах (хуррит. назв. р. Тигр) превращается в О. и по «воздуху» летит на Аккад. В Др. Греции О. (иногда с Перуном в когтях) важнейший атрибут Юпитера, получающий (особенно в эпоху эллинизма, не без влияния вост. культов) дополнит. значение солярного символа. О. явл. символом евангелиста Иоанна и одним из «четырех апокалиптич. зверей», а в светской эмблематике — атри-бутом правосудия, зрения (в аллергории пяти чувств), гордыни.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Орел
который упоминается в Лев. 11: 13; Втор. 14:12 вместе с морским орлом среди нечистых животных, часто встречается в картинных оборотах речи Библии. Этот царь птиц, достигающий иногда при распущенных крыльях, более 2,3 м ширины и более 1,3 м от головы до хвоста, с высоким и быстрым полетом, гнездящийся на высоких горах, с острым зрением, высматривающим добычу, служит символом великого, могущественного или трудного и т.д. (2 Цар. 1:23; Иов. 9:26; 39:30 и дал.; Прит. 23:5; Иер. 49:16; Плач 4:19). Этим же символом обозначается быстрота нашествия врагов (Втор. 28:49) — «как орел налетит народ ; говорится о нашествии Навуходоносора (Иер. 4:13; Срав. 48: 40; 49:22; Ос. 8:1). Жизнеспособность орла имеет в виду Давид, когда о« воспевает благодать своего Бога: «Насыщает благами желание твое; обновляется подобно орлу юность твоя» (Пс. 102:5): срав. Ис. 40:31: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы». С другой стороны, заботы и труды орла, при обучении своих орлят полету, когда он, бросая их вниз, сам летит под падающих и принимает их на свою спину, являются прекрасным символом верного попечения Бога о Своем народе; так, например, в Исх. 19:4 говорится: «Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе , и в Втор. 32:11: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его и не было с Ним чужого бога». В некоторых местах слово орел, вероятно, обозначает других хищных птиц. Судя по тому, что орел не ест падали, должно в Мат. 24:28; Лук. 17: 37 предполагать какую-либо иную хищную птицу.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ОРЕЛ
Вт 32:11) — хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев 11:13, Вт 14:12). На особенности этой хищной птицы нередко делаются указания свящ. писателями. Быстрота полета оной, прожорливость, высокие, уединенные места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи указываются в следующих местах Библии: Чис 24:21, Иов 9:26, 39:27-30, Прит 23:5, 30:17-19, Иер 49:16, Авд 1:4, Мф 24:28, Лк 17:37. В двух последних цитатах, по мнению некоторых, Иудейский народ сравнивается с свежим трупом, лежащим на открытом поле и привлекающим римское войско, знамя которого, как известно, состояло из орла. Персидские знамена состояли также из орла. Нежность орла к своим детенышам замечательно верно обозначена в следующих местах свящ. книг: Исх 19:4, Вт 32:11. Быстрота полета орла указывается в Вт 28:42, 2Цар 1:23 и др., на его хищнические наклонности указывается в Ис 46:11, Ос 8:1, на его долгожизненность, при общем мнении, что он обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, указывается у пр. Ис 40:31 и в словах псалма 102: “обновляется подобно орлу юность твоя” (ст. 5). Орел издревле является символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как например Вавилонского, Египетского (Иез 17). С одной стороны, орел служит в Свящ. Писании символом гордости, надменности и самонадеянности “Грозное положение твое, говорит Господь устами Иеремии о Восоре, и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты как орел высоко свил гнездо твое и оттуда низрину тебя” (Иер 49:16). С другой стороны, орел представляется символом скорости падения, исчезновения и ничтожества: “Не заботься о том, чтобы нажить богатство, говорит премудрый царь Израильский, оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет, потому что оно сделает себе крылья и как орел улетит к небу” (Прит 23:4-5).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ОРЕЛ
   • Aqu?la,
       1. как естественноисторический термин (название происходит от aquilus, темный или черный: черная птица), ?????? (от ??????, парящий или быстро, как ветер, летающий), орел; в мифологии — спутник, оруженосец и молниеносец Зевса; он приносит Зевсу-младенцу нектар, похищает Ганимеда и сидит у трона или на скипетре Зевса, как символ всепобеждающей силы и царственного величия;
       2. созвездие, см. Sid?ra, Созвездия, 2;
       3. архитектурный термин, см. Templium, Храм, 6;
       4. боевое знамя римских легионов. Марий первый сделал изображение орла знаменем для целого легиона (Pin. 10, 4); различные части легиона cohortes и ordines имели свои особые значки (signa, см. Военные приказания). Легионное знамя делалось из серебра (Cic. Catil. 1, 9) и изображало орла с распростертыми крыльями; во время битвы это изображение на высоком древке нес особый знаменщик, принимавший знамя из рук примипила (primipilus), на попечении которого оно находилось в лагере. Древко внизу было заострено, и в лагере знамя втыкалось в землю близ претория (praetorium) под небольшим навесом. Если случалось, что перед битвой оно туго поддавалось при выдергивании (signum convellere) из земли, то это считалось дурным предзнаменованием. Во время битвы знаменщик при построении манипулами стоял в 3 боевом ряду у триариев, а позднее, при построении когортами, во времена Августа, на правом крыле легиона при первой центурии первой когорты (см. Acies, Боевой строй). Защита знамени была священнейшей обязанностью, священным считалось и место, где оно стояло в лагере; под знаменем ищет убежища Мунаций Планк, преследуемый солдатами. Tac. ann. 1, 39. Потеря знамени считалась позором и проступком, достойным наказания; возвращение — торжеством (т. ж. 1, 60). Со времен Августа на знамени означался номер легиона и прозвище (напр., Alauda, Rapax), если таковое легион имел. Золотые орлы вошли в обычай со времен Адриана.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
72.10 кб

Международная научная конференция, посвященная трехсотлетию Полтавской битвы (г. Орел, 22 23 мая 200

Болотов Николай Александрович
Читать PDF
84.39 кб

2001. 03. 025. Клейтон Л. Перу и Соединенные Штаты. Кондор и Орел. Clayton L. Peru and the United st

Валюженич А. В.
Читать PDF
629.46 кб

Тылес курок ики, или Орел прилетает на Новый год

Кулемзин В.М.
Увидеть, как ханты встречают Новый год, автору историку и этнографу удалось один раз, когда во время этнографической экспедиции он посетил отдаленное стойбище в верховьях р. Вах, притока Оби (Тюменская обл.
Читать PDF
256.35 кб

«Тот самый кубанский Орел…»

Науменко Владимир Емельянович
Статья представляет собой рецензию на книгу Л. Г. Орел «И это все о нем», состоящую из 17 очерков о жизни и работе известного кубанского исследователя региональной истории В. Н. Орла.
Читать PDF
728.73 кб

"двуглавый под короною Орел": конское убранство в ритуалах имперской России

Шапиро Б.Л.
В статье исследуется вещно-предметный ряд церемониала, отмеченный государственной символикой Российской империи.
Читать PDF
260.93 кб

ЕВГЕНИЙ ПЧЕЛОВ. ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФОЛОГИЯ ИМПЕРСКОГО НАСЛЕДИЯ

Душенко К.В.
Читать PDF
116.14 кб

Вспомогательный крейсер Сибирской флотилии «Орел»

Николай Николаевич Крицкий
Читать PDF
65.27 кб

Михайлова М. И. А. Новиков: грани творчества. Орел, 2007. 229 с

Орлова Е. И.
Читать PDF
175.10 кб

Рецензия на книгу: Афанасьева В. К. «Орел и Змея в изобразительности и литературе Двуречья». М.: Вод

Емельянов Владимир Владимирович
Читать PDF
805.04 кб

Российская революция: Орел, 1919 год и "революционный генерал" Н. В. Скоблин

Минаков С.Т.
В статье, в контексте революционных событий 1917 г., развернувшихся в провинции и переросших в Гражданскую войну, рассматриваются некоторые аспекты такого явления как «революционная армия» и ее командиры «революционные генералы».
Читать PDF
1.44 мб

Стилистическая типология синопских керамических клейм на примере сюжета «Орёл на дельфине» из раскоп

Карцова Елизавета Алексеевна
Рассмотрение памятников эпиграфики в рамках искусствоведческого анализа может существенно обогатить научное знание и устранить имеющиеся в этой области лакуны, вследствие чего появляется необходимость проведения полномасштабного и
Читать PDF
996.65 кб

Имперский орел под деревом с фаллосами: иконография фрески «Источник изобилия» в Масса Мариттима (вт

Харман Дильшат Догановна
Статья посвящена иконографическому анализу фрески XIII в., расположенной внутри здания источника в Масса Мариттима (Гроссето).
Читать PDF
840.04 кб

Действительно ли двуглавый орёл – средневековый монархический символ?

Ранчугова Наталья Геннадьевна
Читать PDF
0.00 байт

Миф и легенда в творчестве Н. С. Лескова (рассказ «Белый орел»)

Пигин А. В.
Предметом исследования является рассказ Н.С.Лескова «Белый орел» (1880), входящий в цикл «святочных» рассказов писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Изобразительные решения отечественного кино. Настроения (премия «Золотой Орел»-2015)

Елисеева Елена Алексеевна
В статье исследуются визуальные образы фильмов, созданных в 2013-2014 гг. и представленных на соискание премии «Золотой Орел» в 2015 г.

Похожие термины:

  • Орел 2-я мировая война

    гр. monos единственный + theos Бог) - учение о един" персонифицированном Боге.
  • Орел, А

    -а, м., аббрев.; жарг., пренебр. Представитель партии «Единая Россия». Если говорить о едросах, то грубо говоря, они очередной раз въехали в рай (во власть то есть) на горбу Президента (izbass.ru).
  • Бегущий Орел

    Черноногие (пиеган). О Бегущем Орле, женщине?воине черноногих, рассказал вождь Белая Трава, сопровождавший ее в нескольких набегах. В молодости Бегущий Орел была замужем за пиеганом, которого убил
  • ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ

    русский монархический журнал в эмиграции. Выходил в Берлине и Париже в 1920-22 и 1926-31. Издавался Высшим Монархическим Советом под рук. Н.Е. Маркова. Отстаивал национальные интересы русского народа, выс
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРЕЛ

    двуглавый орел. Его имела в своем гербе Западно-Римская империя до самого своего падения в 476 г. Затем он появился в гербе государств, считавших себя преемниками Рима, например Священной Римской им
  • Орел, Яков Ив

    военн. писат., авт. соч. о стрельбе (Ораниенбаум, 1912), капитан, ротный команд. Офицер. стрелк. школы. {Венгеров}
  • Орел, Я. О

    славист (СПб., 1862). {Венгеров}
  • Орел на знамени

    (лат. aquila), знак рим. легиона.
  • ОРЕЛ ЛЕГИОНОВ

    воин. знак всех легионов Рим. империи, начиная с рим. полководца Мария (156 — 86 гг. до н.э.), — серебр. орел с молниями и перунами в когтях, к-рого в бою несли впереди на высоком древке. О. л. часто изображ.
  • Орел, Владимир Михайлович

    Директор Института истории естествознания и техники АН СССР с 1994 г.; родился 10 ноября 1931 г.; окончил Харьковский автомобильно-дорожный институт в 1955 г., заочно аспирантуру Московского педагогическ
  • МОРСКОЙ ОРЕЛ

    Лев 11:13, Вт 14:12) — одна из хищных птиц, отнесенных к нечистым в законе Моисеевом. Эта птица (Faleo haliatus — Линнея) собственно может быть названа рыбоядною, и потому встречается только вблизи морей, озер,
  • Пятнистый Орел

    Сиу (итазипчо). Его отцом был Пятнистый Орел из общины Татанка Чесли. Прославился как храбрый, яростный воин, стал вождем общины итазипчо. Участвовал со своими воинами в битве на Литтл?Бигхорн, посл