Оренбургская меновнинская мечеть

Найдено 1 определение
Оренбургская меновнинская мечеть
В 1746 г. одновременно со строительством Менового двора к югу от Оренбурга, за Уралом, на степной стороне была сооружена первая небольшая мечеть, призванная служить духовным нуждам российских и приезжих мусульман в период проведения крупной приграничной ярмарки. Однако в 1749 г. весь комплекс был уничтожен весенним разливом реки. По указу императрицы Екатерины II от 8.07.1782 г. было предписано строить на границах Уфимского наместничества и Тобольской губ. мечети по высочайше утвержденному типовому плану для привлечения кочующих казахов и среднеазиатских торговцев. На эти цели начиная с 1783 г. в течение 4 лет из госказначейства выделялось 20 тыс. руб. Рапортом от 6.08.1785 г. уфимский и симбирский ген.-губернатор О.А. Игельстром доложил об окончании постройки и торжественном открытии мечети на оренб. Меновом дворе. Она располагалась к северу от торгового комплекса и представляла собой каменное 1-этажное здание, квадратное в основании, размерами 6 х 6 сажен, с куполом и двумя 3-ярусными минаретами, фланкирующими вход, общей высотой в 10 саж. В августе 1789 г. культовое здание было передано на баланс Оренб. экспедиции пограничных дел, что подчеркивает его значение именно как объекта инфраструктуры для реализации внешней политики. Высочайшим указом от 28.02.1789 г. был утвержден штат мус. духовных лиц при О.м.м., которые получали госжалованье: мударрис – 60 руб., имам – 50 руб., 2 муэдзинов – по 20 руб. и 2 каимов (заместителей имама) – по 16 руб., а всего – 182 руб. в год. В 1789–1819 гг. действовало Мус. училище на оренб. Меновом дворе, которое финансировалось за казенный счет для воспитания детей казахской знати в духе любви и преданности Российскому гос-ву. Мус. духовные лица О.м.м. продолжали находиться фактически на положении госслужащих до 1844 г., когда было принято новое положение «Об управлении оренб. киргизами (казахами. – Ред.)», не предусматривавшее расходов на его содержание. Однако с 1850 г. оно вновь стало получать жалованье по линии обл. правления оренб. киргизами в размере 110 руб. в год за обучение детей в правит. школе для «киргизских» (казахских) детей при Оренб. пограничной комиссии. После образования Тургайского обл. правления и закрытия данной школы в 1869 г. ген.-губернатор Н.А. Крыжановский счел нужным сохранить выплату жалованья имаму для поддержки торговли на оренб. Меновом дворе, воспользовавшись для этого своим служебным положением. Незаконно оно продолжало выплачиваться до 1.01.1903 г. На протяжении долгого времени О.м.м. не имела пост. прихода, обслуживая духовные потребности мус. торговцев, которые в огромных количествах стекались на летнюю ярмарку. С 1870-х гг. за Уралом, в непосредственной близости к западу от Менового двора и поодаль к северу, появляются бойни и салотопни, среди владельцев которых преобладали татары. В 1880-е гг. к востоку возник самовольный татарский пос. Карачи, где работали бани и постоялые дворы для приезжих торговцев. Рабочие боен и жители поселка, по сути, стали первыми пост. прихожанами О.м.м. Для проведения богослужений в нач. XX в. жители Карачей построили у себя временное помещение на лето – «балаган из досок», не имевший никакого официального статуса, где молитву читал один из присутствующих. Время от времени сюда наезжал меновнинский мулла или присылал вместо себя одного из учеников городских медресе. Старшими имамами О.м.м. до 1917 г. были: Ишмухаммед Заитов (1788–97), Абдулфатих Габдессалямов (1798–1811), Галиша Гадильшин (1811), Абдулсаттар Сулейманов (1811–41), Валитдин Абдулсаттаров (1841–52), Сулейман Даутов (1852–71), Мухаммедхафиз Мухаммедшафигов (1872–84), Габдрахман Мухаммедшарипович Абдрашитов (1884–1909), И.С. Адильгареев (с 1909 г.). Мечеть была закрыта в 1930 г., а впоследствии снесена вместе со всем комплексом Менового двора. Лит.: Денисов Д.Н. Исторические мечети Оренбурга.// Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). – Казань, 2006, с. 53–72. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009