Оренбургское магометанское духовное собрание

Найдено 1 определение
Оренбургское магометанское духовное собрание
Уфимское духовное магометанского закона собрание, с 1796 г. – Оренб. духовное магометанского закона собрание, в 1846– 1917 гг. – ОМДС) – гос.-религиозное учреждение в форме ограниченной религиозной автономии. ОМДС было единственным органом, объединявшим всех мусульман Внутренней России и Сибири. 22.09.1788 г. был принят именной указ Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». В этот же день по именному указу Сената ахун Каргалы М. Хусаинов (Мухаммеджан б. Хусаин аль-Бурундуки) стал муфтием всех мусульман России, «исключая Таврическую обл.». Открытие ОМДС состоялось 4.12.1789 г. в Уфе. В 1796–1802 гг. оно размещалось в Оренбурге. ОМДС было коллегиальным органом, деятельностью которого руководили муфтий и три заседателя-судьи (казыи, кадии). Указами правительствующего Сената было установлено, что дела в ОМДС решаются простым большинством голосов, а личные решения муфтиев не имеют силы и не должны приниматься к исполнению. Ограниченность религиозной автономии мусульман России проявлялась, в частности, в том, что они не имели права самостоятельно избирать своего религиозного главу. Российской особенностью являлся и ин-т указов на должности духовных лиц. ОМДС были поручены след. вопросы: «давать мусульманам подчиненного им округа фетвы о верности или ошибочности деяний в религиозных делах; принятие экзаменов у лиц, назначаемых на должности выполняющих обязанности по шариату, ахунов, мухтасибов, мударрисов, хатыбов, имамов и муэдзинов в вопросах науки, практики и морали; выдача разрешений на строительство и ремонт мечетей; раздел имущества мусульман (мирас), заключение браков (никах) и разводов (талак) по шариату». ОМДС было высшей инстанцией духовного суда с распорядительными (назначение духовного лица для разбирательства) и контролирующими (отмена решения духовного лица и вынесение окончательного постановления) функциями. В правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Издание фетв (актов мус. права) муфтием и кадиями протекало под наблюдением губ. администрации и МВД. ОМДС не имело четкой структуры и отделений на местах. Проекты создания органов среднего звена – губернских духовных собраний и мухтасибатов отвергались властями. ОМДС стремилось выйти из-под опеки Оренб., а затем и Уфимского губ. правлений, превратиться в автономную общерос. организацию. ОМДС не обладало и централизованной системой образования. Только в кон. XIX – нач. XX вв. при ОМДС начали проводиться совещания по проблемам образования. В ряде циркуляров ОМДС приветствовало преподавание светских предметов и русского яз., хотя в целом оно не выступало сторонником идей джадидизма. В 1912 г. в ведении ОМДС находилось более 4,5 млн верующих мусульман, проживавших в 32 губерниях; 5771 мус. приход и более 12,3 тыс. духовных лиц. В 1780–1850-е гг. ОМДС выступало инструментом интеграции казахов в структуры российской администрации; соотв., в тот период муфтиями назначались улемы – мус. богословы (см. Политика в области просвещения казахов: роль Оренбурга). После Крымской войны 1853–56 гг. ОМДС было запрещено вмешиваться в дела казахов; муфтиями стали назначаться светские лица. В марте 1917 г. был выдвинут ряд планов реформы ОМДС. На I Всерос. мус. съезде в мае 1917 г. Г. Баруди был впервые избран независимым главой ОМДС. С июля 1917 г. преемником ОМДС стало вновь образованное Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ). Муфтии ОМДС: Хусаинов М. (1788–1824), Габдрахимов Г. (1825–40), Сулейманов Г. (1840–62), Тевкелев С.-Г. (1865–85), Султанов М. (1885–1915), Баязитов М. (1915–17). Лит: Азаматов Дж. Оренбургское магометанское духовное собрание. – Уфа, 1999; [Уметбаев М.]. В память столетия Оренбургского духовного собрания. – Уфа, 1892; Хабутдинов А.Ю. Оренбургское магометанское духовное собрание // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. – Казань, 2004; Его же. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001. А.Х.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
186.61 кб

Оренбургское духовное магометанское собрание как орган управления мусульман в XIX начале XX веков

Абдрашитова А. Р.
Статья посвящена эволюции ислама в Поволжье и Урале. Дана характеристика этапов исторического развития, особенности государственно-исламских отношений.
Читать PDF
187.35 кб

Роль Оренбургского магометанского Духовного собрания в становлении национальной и конфессиональной т

Крайсман Н. В.
Определены задачи, поставленные перед Оренбургским Магометанским Духовным Собранием. Выявлено межконфессиональное взаимодействие царской власти и мусульманского духовенства.
Читать PDF
269.61 кб

Мусульманские духовные лица округа Оренбургского магометанского духовного собрания и воинская повинн

Загидуллин Ильдус Котдусович
В статье через рассмотрение особенностей исполнения мусульманскими приходскими духовными лицами рекрутской и всеобщей воинской повинности определяется их статус в поликонфессиональном Российском государстве.