— писатель, генерал-лейтенант, член Военно-ученого комитета Главного штаба и временно учрежденной при этом штабе Военно-исторической комиссии; род. в 1830 г., образование получил в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров и в военной акд. Написал "Описание Венгерской войны 1849 г." (СПб., 1881); сотрудничал в "Русской Старине", "Военном Сборнике" и "Энциклопедии военных и морских наук" (Леера). С самого начала издания настоящего "Энциклопедического Словаря" О. состоит постоянным его сотрудником по военной истории и тактике.
{Брокгауз}
Ореус, Иван Иванович
(1830—1909) — генерального шт. генерал от инфантерии, воен. историк, образ-ние получил в школе гв. подпрап-ков и кавалер. юнкеров, службу начал в лейб-гвардии Преображенском полку; по окончании Имп. воен. академии служил по генеральному штабу и в 1863 г. был назначен начальником в.-историч. и топограф. архива гл. управления генерального штаба, во главе которого оставался до 1898 г., когда был назначен членом в.-учен. архива гл. штаба. Им опубликован, преимущественно в "Рус. Ст.", ряд цен. в.-историч. документов и издано в 1880 г. "Описание Венгер. войны 1849 г.".
{Воен. энц.}
Ореус, Иван Иванович
(литературный псевдоним — Иван Коневской) [1877—1901] — поэт, символист. Род. в дворянской военной семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. При жизни издал лишь сб. стихов — "Мечты и думы" [1900], оставив обширное рукописное наследство (переводы французских и английских поэтов, ряд статей по философии, искусству и литературе).
Значение О. в том, что он был одним из зачинателей символизма и одним из интереснейших представителей "поэзии мысли". На основе сочетания философских систем — от Гегеля, Спинозы, Вундта до Шопенгауэра и Вл. Соловьева, который оказал на него особенно большое внияние, — О. развивал учение о пантеистическом и мистическом "всеединстве". Стремление к "всеединству", осуществляемому посредством мистического постижения "мировой гармонии" природы, возникло на почве кризиса буржуазной культуры и признавалось средством преодоления этого кризиса.
В романтическом неприятии действительности, в индивидуалистическом аристократизме О. проявились настроения разлагающегося дворянства. Наряду с нотками пессимизма, обусловленными неприятием действительности, у О. выявляются своеобразный жизнеутверждающий пантеизм и волевое начало. Это отличает его от упадочной и пессимистической настроенности таких поэтов символизма, как напр. Ф. Сологуб или З. Гиппиус. Капиталистической культуре О. противопоставляет первобытную мощь и силу.
О. тесно связан с дворянской поэзией XIX века: Баратынским, Ал. Толстым, Фетом и Тютчевым в первую очередь. Стихотворения Ореуса чаще всего — "размышления" и "думы", углубленные философической проблематикой. Для Ореуса особенно характерны архаический словарь, "косноязычный", затрудненный синтаксис и ритм при высокой отделке стиха.
Библиография
: I. Книги И. Коневского (И. Ореуса): Мечты и думы Ивана Коневского, 1896—1899, СПб, 1900; Стихи и проза, Посмертное собр. сочин. (со сведениями из его жизни и статьей В. Брюсова о его творчестве), М., 1904. Статьи: Об отпевании новой русской поэзии, "Северные цветы на 1901", альманах, М., 1901; Мировоззрение П. Ф. Щербины, "Северные цветы на 1902", М., 1902.II. Брюсов В., Мудрое дитя, предисл. к указанному выше сб. "Стихи и проза" (перепеч. в сб. В. Брюсова "Далекие и близкие", М., 1912); Книга о русских поэтах последнего десятилетия, под ред. М. Гофмана, СПб, 1909 (статья о Коневском Н. Лернера).
Н. С.
{Лит. энц.}