ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ
ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ
в древности система религ. верований и обрядов, возникшая во Фракии в 8 — 6 вв. до н.э. и получившая распростр. в Македонии, Греции, Юж. Италии и Сицилии, позднее в Риме. Основателем О. к. считался миф. певец Орфей. Гл. содержание О. к. составляли мистерии в честь Загрея, сына Зевса, растерзан. и съеденного титанами и родивш. вторично под им. Диониса. В них участвовали только посвященные, члены орфич. тайных об-в — орфики. Мистерии совершались весной в годовщину гибели Диониса-Загрея и изображали его муки, смерть и воскресение. Устраивались жертвоприношения, оргиастич. процессии, показ символич. свящ. предметов. Для орфиков были установлены особые жизненные правила. Из мифа о том, что люди родились от титанов, сожжен. Зевсом за растерзание Загрея, и имеют, т.о., двойств. природу: титаническую — низменную и божественную, вытекало требование очищений и аскетизма. Орфики носили белую одежду, имели особый обряд похорон. Для членов об-ва были составлены гимны (в честь Диониса и др., почитаемых орфиками богов: Зевса, Деметры, Персефоны, Гекаты, Эрота, Аполлона, Афины), молитвы, оракулы, заклинания, мифы (космогонич., теогонич., антропогонич.), собранные в свящ. книги. Проповедовали О. к. странствующие жрецы. О. к. возникли в связи с ростом угнетения масс и обострением борьбы между аристократией и демократией и поэтому содержали в себе пессимистич. и мистич. настроения и одновременно идеологич. протест: противопоставление нар. культов (Диониса и др.) аристократич. олимпийской религии. Однако миф. представления О. к. гораздо древнее: они существовали в крито-микенскую эпоху и были тесно связаны с культом умираю-щих и воскресающих богов Др. Востока (Осирис, Таммуз, Аттис, Адонис, Сабазий). Идеалистич. философия О. к. оказала влияние на филос. системы Пифагора, Платона, неоплатоников. Религ. идеи О. к. использовало хрис-тианство. В ср. века О. к. служили почвой для разл. ересей и сект.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ
в древности система религ. верований и обрядов, возникшая во Фракии в 8-6 вв. до н. э. и получившая распространение в Македонии, Греции, Юж. Италии и Сицилии, позднее в Риме. Основателем О. к. считался мифич. певец Орфей (Orpeus). Гл. содержание О. к. составляли мистерии в честь Загрея, сына Зевса, растерзанного и съеденного титанами и родившегося вторично под именем Диониса. В них участвовали только посвященные, члены орфич. тайных об-в - орфики. Мистерии совершались весной в годовщину гибели Диониса-Загрея и изображали его муки, смерть и воскресение. Устраивались жертвоприношения, оргиастич. процессия, показ символич. священных предметов. Для орфиков были установлены особые жизненные правила - bios Orpikos. Из мифа о том, что люди родились от титанов, сожженных Зевсом за растерзание Загрея, и имеют, т. о., двойственную природу: титаническую - низменную и божественную, вытекало требование очищений и аскетизма. Орфики носили белую одежду, имели особый обряд похорон. Для членов об-ва были составлены гимны (в честь Диониса и др., почитаемых орфиками богов: Зевса, Деметры, Персефоны, Гекаты, Эрота, Аполлона, Афины), молитвы, оракулы, заклинания, мифы (космогонич., теогонич., антропогонич.), собранные в свящ. книги (отрывки в изд.: "Orphicorum fragmenta", col. О. Kern, Berolini, 1922). Проповедовали О. к. странствующие жрецы. О. к. возникли в связи с ростом угнетения масс и обострением борьбы между аристократией и демократией и поэтому содержали в себе пессимистич. и мистич. настроения и одновременно идеологич. протест: противопоставление нар. культов (Диониса и др.) аристократич. олимпийской религии. Однако мифологич. представления О. к. гораздо древнее: они существовали еще в крито-микенскую эпоху и были тесно связаны с культом умирающих и воскресающих богов Др. Востока (Осирис, Таммуз, Аттис, Адонис, Сабазий). Идеалистич. философия О. к. оказала влияние на филос. системы Пифагора, Платона, неоплатоников. Религ. идеи О. к. использовало христианство. В ср. века О. к. служили почвой для разл. ересей и сект. Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историч. развитии, ч. 1, М., 1957 (гл. 4 и тексты к ней); Nilsson M. P., A history of Greek religion, Oxf., 1925. С. С. Соловьева. Москва.