Организация Объединенных Наций

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
(ООН) - международная организация, созданная в период Второй мировой войны 1939—1945 гг. ведущими участниками антигитлеровской коалиции в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Импульсом к созданию ООН послужила Декларация Объединенных Наций, подписанная в Вашингтоне (США) 26 государствами 1 января 1942 г. о создании коалиции во главе с СССР, Великобританией и США против блока фашистских стран. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе (1944) представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан (26 июня 1945) 50 государствами — участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 г. (вступил в силу 24 октября 1945). Эти государства и Польша считаются первоначальными членами ООН. В Уставе закреплены демократические принципы международного сотрудничества: суверенное равенство всех членов ООН, разрешение международных споров исключительно мирными средствами, отказ от угрозы силой или ее применения образом, несовместимым с целями организации. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке (США). Прием в члены ООН производится Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности. Членство в ООН открыто для всех миролюбивых государств, способных и желающих выполнять обязательства, содержащиеся в Уставе организации. В 2008 г. в состав ООН входило 192 государства (в том числе Российская Федерация).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Организация Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций (United Nations), междунар. орг-ция стран со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Создана в 1945 г. в кач-ве преемникаЛиги Наций с целью борьбы за мир во всем мире, безопасность и сотрудничество. В 1945 г. Союзные державы, участвующие во 2-й мировой войне, созвали в Сан-Франциско конференцию для выработки документа по созданию такой орг-ции. Этот документ, известный как Устав Организации Объединенных Наций, был подписан летом 1945 г. пятьюдесятью странами и вступил в силу 24 окт. 1945 г. В ООН вошли более 100 гос-в, за иск. Швейцарии, а также Сев. и Юж. Кореи. Для осуществления своих функций ООН имеет разл. органы и учреждения, включая "Генеральную Ассамблею, в к-рой каждое гос-во обладает одним голосом, Совет безопасности, состоящий из пяти постоянных членов и десяти членов, избираемых на двухлетний срок, и имеющий полномочия осуществлять и проводить в жизнь полит, курс ООН; Секретариат, во главе с Генеральным секретарем, осуществляющим руководство работой орг-ции; Экономический и Социальный совет, возглавляющий комиссии по конкретным вопросам и координирующий их работу;Международный суд, находящийся в Гааге, решающий правовые споры; Международный валютный фонд, координирующий валютно-финансовое сотрудничество и расширение валютных связей; а также ряд специализированных учреждений, действующих в социальной сфере, образовании, здравоохранении и др. областях. С изменением кол-ва членов ООН в 1950-х гг. в Генеральной Ассамблее при голосовании образовались новые блоки, включая государства - члены НАТО, араб, и афро-азиат. страны (крупнейшие по числ.). Властные полномочия Секретариата во главе с Генеральным секретарем, достигшие пика при Даге Хаммар-шельде, ослабли. После окончания "холодной войны", изменившего расстановку сил в мире, развернулась дискуссия о новой роли ООН и необходимости реформы структуры этой органзации.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
(ООН), крупнейшая международная организация, созданная после ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ в интересах предотвращения войны, развития сотрудничества между странами, обеспечения свободы и прав человека. Основана 24 октября 1945 г., когда Устав ООН был ратифицирован 51 государством, участвовавшим в его разработке на конференции в Сан-Франциско. В июле 1996 г. членами ООН были 185 государств. Высший орган ООН-Генеральная Ассамблея, созываемая ежегодно. Постоянно действующим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из 15 членов, 5 постоянных (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) и 10 непостоянных. Именно в Совет Безопасности имеют право обращаться страны, ставшие объектом агрессии. Совет Безопасности вправе принимать меры, которые включают в себя наложение санкций или проведение военных операций против агрессора. На июнь 1996 г. ООН принимала участие в 16 операциях по поддержанию мира, в которых участвовало 69 тыс. военнослужащих из 75 стран. Другими органами ООН являются Экономический и социальный совет (54 члена, избираемых на Генеральной Ассамблее), Совет по опеке (5 постоянных членов Совета Безопасности, деятельность его заморожена по причине получения независимости всеми опекаемыми территориями), Международный суд (15 судей, избираемых на 9 лет Генеральной Ассамблеей) и Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем ООН, избираемым на 5 лет. Генеральными секретарями ООН были: ЛИ (1946-1952), ХАММАРШЕЛЬД (1953-1961), УТАН (1961-1971), ВАЛЬДХАЙМ (1972-1981), ПЕРЕС ДЕ КУЭЛЬЯР (1982-1991), Бутрос-Гали (1992-1996), АННАН (с 1997). Под эгидой ООН работают также самостоятельные специализированные организации: Верховный комиссариат по делам беженцев, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ВСЕМИРНЫЙ БАНК, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Детский фонд ООН, Международная организация труда (МОТ), МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, Организация по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Надежды на широкое сотрудничество стран мира после второй мировой войны в рамках ООН были развеяны с началом ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ. ООН стала полем острого соперничества СВЕРХДЕРЖАВ и их союзников. Но и тогда она сыграла важную роль в урегулировании ряда конфликтов. С ростом числа членов ООН из стран ТРЕТЬЕГО МИРА, а они сейчас составляют в организации большинство, их роль возросла. Они все чаще ставят вопрос о реформе ООН с целью закрепления их новой роли в Совете Безопасности. Окончание холодной войны открыло перед ООН новые возможности в развитии мирового сотрудничества.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ООН) - междунар. орг-ция суверенных гос-в, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско в целях поддержания междунар. мира и безопасности, развития дружеств. отношений между народами, осуществления междунар. сотрудничества в разрешении междунар. проблем экономич., социального, культурного и гуманитарного характера. Устав ООН, принятый на этой конференции 26 июня, вступил в силу 24 окт. 1945 по сдаче 5 великими державами: СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией - ратификац. грамот на хранение пр-ву США. С этого дня ООН официально начала свое существование. Постоянное местопребывание ООН - Нью-Йорк.

По состоянию на 1 янв. 1967 членами ООН являлись 122 страны, в т. ч. 50 стран, представители к-рых участвовали в конференции в Сан-Франциско и подписали Устав, а именно: СССР, УССР, БССР, Австралия, Аргентина, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, ОАР (до 1958 - Египет), Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, США, Турция, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Экуадор, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканская Республика (до 1961 - Южно-Афр. Союз), а также Польша, не представленная на конференции, но подписавшая Устав в качестве члена - учредителя ООН, и 71 гос-во, принятое в члены ООН в 1946-66, а именно: Афганистан, Исландия, Швеция (19 нояб. 1946), Таиланд (16 дек. 1946), Йемен, Пакистан (30 сент. 1947), Бирма (19 апр. 1948), Израиль (11 мая 1949), Индонезия (28 сент. 1950), Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Иордания, Ирландия, Испания, Италия, Камбоджа, Лаос, Ливия, Непал, Португалия, Румыния, Финляндия, Цейлон (14 дек. 1955), Марокко, Судан, Тунис (12 нояб. 1956), Япония (18 дек. 1956), Гана (8 марта 1957), Малайзия (до 1963 - Малайя; 17 сент. 1957), Гвинея (12 дек. 1958), Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Камерун, Кипр, Конго (Браззавиль), Конго (Киншаса), Малагасийская Республика, Нигер, Сомали, Того, Центральноафриканская Республика, Чад (20 сент. 1960), Мали, Сенегал (28 сент. 1960), Нигерия (7 окт. 1960), Сьерра-Леоне (27 сент. 1961), Мавритания, МНР (27 окт. 1961), Танзания1 (14 дек. 1961), Бурунди, Руанда, Тринидад и Тобаго, Ямайка (18 сент. 1962), Алжир (8 окт. 1962), Уганда (25 окт. 1962), Кувейт (14 мая 1963), Кения (16 дек. 1963), Замбия, Малави, Мальта (1 дек. 1964), Гамбия, Мальдивские о-ва и Сингапур (21 сент. 1965), Гвиана (20 сент. 1966), Ботсвана, Лесото (17 окт. 1966), Барбадос (9 дек. 1966).

ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, принявших на себя обязательство разрешать свои междунар. споры мирными средствами, воздерживаться "... в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций" (Устав ООН, М., 1945, ст. 2, п. 4). Согласно Уставу, ООН не имеет "... права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение..." (там же, п. 7). Членами ООН могут быть все миролюбивые гос-ва, к-рые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и к-рые, "... по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять" (там же, ст. 4, п. 1).

Прием в члены ООН производится Ген. Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Для одобрения таких рекомендаций Советом Безопасности необходимо единогласие всех его постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай). —***—***—***—

Главные органы ООН

Главными органами ООН являются: Ген. Ассамблея, Совет Безопасности, Экономич. и социальный совет, Совет по опеке, Междунар. суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из всех членов ООН. Она может обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации гос-вам - членам ООН или органам ООН по рассматриваемым вопросам, за исключением вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности. Ген. Ассамблея ежегодно собирается на очередную сессию, открывающуюся в 3-й вторник сентября, а также на спец. и чрезвычайные сессии, если того требуют обстоятельства. С 1945 по 1966 (вкл.) состоялись 21 очередная, 4 специальные и 4 чрезвычайные сессии ООН: —***—***—***—

Таблица Сессии ООН, состоявшиеся с 1945 по 1966 гг. включительно [s]ООН_СЕСС.JPG[/s]

Каждое гос-во - член ООН имеет в Ген. Ассамблее 1 голос. "Решения... по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов..." (там же, ст. 18, п. 2). Решения по остальным вопросам принимаются простым большинством голосов.

Ген. Ассамблея имеет 7 главных к-тов, в к-рых представлены все члены ООН: К-т по политич. вопросам и вопросам безопасности (включая проблему разоружения); Спец. политич. к-т; К-т по экономич. и фи-нанс. вопросам; К-т по соц. и гуманитарным вопросам и вопросам культуры; К-т по вопросам опеки (включая несамоуправляющиеся территории); К-т по адм. и бюджетным вопросам; К-т по правовым вопросам. Гл. к-ты действуют в период сессии Ген. Ассамблеи. Ассамблея создает также вспомогательные органы (К-т по взносам, К-т по административным и бюджетным вопросам, Ревизионная комиссия, Комиссия междунар. права и др.).

Совет Безопасности - орган, на к-рый возложена гл. ответственность за поддержание междунар. мира и безопасности и к-рый при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, имеет право действовать от имени всех членов ООН, причем члены ООН обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. До 1 янв. 1966 Совет Безопасности состоял из 11 членов, в т. ч. 5 постоянных (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай) и 6 непостоянных, избираемых Ген. Ассамблеей на 2 года. Ввиду того, что со времени вступления Устава ООН в силу число членов ООН возросло более чем вдвое, 17 дек. 1963 на 18-й сессии Ген. Ассамблеи была принята резолюция об увеличении числа непостоянных членов Совета с 6 до 10 путем внесения в Устав ООН соответствующих поправок. Указанные поправки вступили в силу 31 авг. 1965 по ратификации их в соответствии с предусмотренным в Уставе порядком постоянными членами Совета Безопасности и большинством др. членов ООН. С увеличением числа членов Совета Безопасности была соответственно изменена ст. 27 Устава ООН о порядке принятия решений в Совете, а именно: для принятия решения необходимо, чтобы за него голосовали не менее 9 членов Совета Безопасности (ранее было не менее 7). Решения по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, если за них голосовали все постоянные члены Совета Безопасности, т. е. в Совете действует принцип единогласия всех его постоянных членов.

Состав непостоянных членов Совета Безопасности (по годам): 1946 - Австралия, Бразилия, Мексика, Египет, Польша, Нидерланды; 1947 - Австралия, Бразилия, Колумбия, Сирия, Польша, Бельгия; 1948 - Аргентина, Колумбия, Канада, Сирия, УССР, Бельгия; 1949 - Аргентина, Египет, Канада, Куба, УССР, Норвегия; 1950 - Куба, Экуадор, Египет, Индия, Югославия, Норвегия; 1951 - Бразилия, Экуадор, Индия, Югославия, Нидерланды, Турция; 1952 - Бразилия, Чили, Пакистан, Греция, Нидерланды, Турция; 1953 - Чили, Колумбия, Ливан, Пакистан, Дания, Греция; 1954 - Бразилия, Колумбия, Ливан, Дания, Турция, Новая Зеландия; 1955 - Бразилия, Перу, Иран, Бельгия, Турция, Новая Зеландия; 1956 - Куба, Перу, Иран, Югославия, Бельгия, Австралия; 1957 - Колумбия, Куба, Ирак, Филиппины, Швеция, Австралия; 1958 - Колумбия, Панама, Ирак, Япония, Швеция, Канада; 1959 - Аргентина, Панама, Япония, Тунис, Италия, Канада; 1960 - Аргентина, Экуадор, Тунис, Цейлон, Польша, Италия; 1961 - Чили, Экуадор, Либерия, Цейлон, ОАР, Турция; 1962 - Чили, Венесуэла, Гана, ОАР, Румыния, Ирландия; 1963 - Гана, Марокко, Филиппины, Норвегия, Бразилия, Венесуэла; 1964 - Бразилия, Боливия, Республика Берег Слоновой Кости, Марокко, Норвегия, Чехословакия; 1965 - Боливия, Уругвай, Республика Берег Слоновой Кости, Иордания, Нидерланды, Малайзия; 1966 - Нидерланды, Уругвай, Иордания, Уганда, Новая Зеландия, Аргентина, Болгария, Мали, Нигерия, Япония.

В помощь Совету Безопасности создан Военно-штабной к-т, состоящий из начальников штабов или представителей начальников штабов гос-в - постоянных членов Совета Безопасности (ст. 47 Устава).

Экономический и социальный совет до конца 1965 состоял из 18 гос-в - членов ООН, избираемых Ген. Ассамблеей на срок в 3 года. С 1 янв. 1966 число его членов увеличено до 27 путем внесения в Устав ООН соответствующей поправки (одновременно с увеличением числа непостоянных членов Совета Безопасности). Экономич. и социальный совет уполномочен изучать междунар. проблемы в областях экономич., социальных, культурных, образования, здравоохранения и т. п., составлять по ним доклады и делать рекомендации Ген. Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Экономич. и социальный совет создает функциональные комиссии: по правам человека, по статистике и т. д. При нем имеются 4 региональные экономич. комиссии: Экономич. комиссия для Европы, Экономич. комиссия для Азии и Д. Востока, Экономич. комиссия для Лат. Америки, Экономич. комиссия для Африки.

Совет по опеке создан в целях оказания помощи Генеральной Ассамблее в вопросах опеки. Число членов Совета по опеке в Уставе ООН не определено. Он состоит из представителей гос-в, управляющих подопечными территориями, постоянных членов Совета Безопасности, не управляющих подопечными территориями, и такого числа членов, избираемых Ген. Ассамблеей на 3 года, чтобы число его членов, не управляющих подопечными территориями, было равно числу членов, управляющих такими территориями.

Международный суд - гл. судебный орган ООН. Состоит из 15 судей, избираемых параллельно Советом Безопасности и Ген. Ассамблеей на срок 9 лет. Суд может разбирать споры лишь между теми гос-вами, к-рые признали для себя обязательной юрисдикцию суда (СССР такого заявления не делал).

Секретариат ООН выполняет адм. функции, обслуживая органы ООН. Возглавляется ген. секретарем, назначаемым Ген. Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на срок 5 лет.

Ген. секретари ООН (в 1946-66): 1. Трюгве Ли (Норвегия) - был назначен на пост ген. секретаря ООН на 5 лет с 1 февр. 1946 по 31 янв. 1951. На 5-й сессии Ген. Ассамблеи в 1950 США в нарушение Устава ООН без рекомендации Совета Безопасности навязали резолюцию о продлении полномочий Трюгве Ли еще на 3 года. Делегация СССР голосовала против этой резолюции и заявила, что СССР не будет признавать Трюгве Ли ген. секретарем ООН и не будет с ним считаться. В нояб. 1952, т. е. до истечения 3-летнего срока, Трюгве Ли заявил об уходе в отставку.

2. Даг Хаммаршельд (Швеция) - был назначен на пост ген. секретаря ООН на 5 лет с 7 апр. 1953 по 6 апр. 1958. По истечении этого срока Хаммаршельд был назначен на этот пост еще на 5 лет, т. е. до 9 апр. 1963. Однако 18 сент. 1961 Хаммаршельд погиб в Конго.

3. У Тан (Бирма) - назначен на пост ген. секретаря на 5 лет с 3 нояб. 1961 по 2 нояб. 1966; решением 21-й сессии Ген. Ассамблеи ООН его пребывание на этом посту продлено еще на 5 лет.

Международные организации, поставленные в связь с ООН, - Междунар. агентство по атомной энергии и междунар. специализированные учреждения: Междунар. орг-ция труда, Орг-ция Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры, Всемирная орг-ция здравоохранения, Всемирный почтовый союз, Междунар. союз электросвязи, Всемирная метеорологич. орг-ция, Межправительств. морская консультативная орг-ция, Орг-ция Объединенных Наций по вопросам продовольствия и с. х-ва, Междунар. орг-ция гражд. авиации, Междунар. банк реконструкции и развития, Междунар. валютный фонд. Из перечисленных 12 междунар. орг-ций СССР является членом первых 8. —***—***—***—

Деятельность ООН

За период своего существования ООН достигла известных положит. результатов. Во всех случаях, когда она руководствовалась принципами своего Устава, ее деятельность приносила пользу миру. Осн. вопросами, к-рые обсуждались ООН, были:

А. Общие политические вопросы и вопросы безопасности. 1. Разоружение и запрещение атомного и водородного оружия - важнейшая проблема, к-рая занимала внимание ООН. Эта проблема обсуждалась на всех сессиях Ген. Ассамблеи, в Комиссии ООН по атомной энергии (созд. в 1946 в составе всех чл. Совета Безопасности и Канады), в Комиссии по обычным вооружениям (созд. в 1947 в составе всех чл. Совета Безопасности), Комиссии ООН по разоружению (созд. в 1952 вместо 2 вышеназванных; в ее состав в 1966 входили все чл. ООН), в Комитете 10-ти (учрежд. в 1960 по договоренности между СССР, США, Великобританией и Францией в составе 5 социалистич. гос-в (СССР, Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия) и 5 капиталистич. гос-в (США, Англия, Франция, Италия и Канада)) и в Комитете 18-ти (учрежд. в 1961 на основании резолюции 16-й сессии Ген. Ассамблеи вместо Комитета 10-ти в составе названных выше 10 гос-в, а также 8 неприсоединившихся стран (Бирма, Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, ОАР, Швеция, Эфиопия)). 19 июня 1946 СССР внес в Комиссию ООН по атомной энергии проект конвенции о запрещении производства и применения оружия (основанного на использовании атомной энергии) в целях массового уничтожения людей. 14 июня 1946 США внесли план Баруха, суть к-рого сводилась к тому, чтобы увековечить монополию США на ядерное оружие. План Баруха предусматривал создание междунар. органа с широкими полномочиями и правом вмешиваться во внутр. дела любой страны. В то же время этот план не содержал никаких обязательств США отказаться от атомного оружия.

По инициативе СССР 14 дек. 1946 Ген. Ассамблея приняла резолюцию о "Принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений", в к-рой рекомендовалось Совету Безопасности разработать практич. мероприятия по общему регулированию и сокращению вооружений и вооруж. сил. В резолюции предусматривалось создание в рамках Совета Безопасности междунар. системы "с целью обеспечения того, чтобы общее запрещение, регулирование и сокращение вооружений коснулось основных видов оружия современной войны". Эта резолюция практически осталась неосуществленной вследствие того, что США заняли позицию, свидетельствующую об их нежелании заключить соглашение ни о разоружении, ни о запрещении ядерного оружия. В то время как СССР шаг за шагом шел навстречу зап. державам, США выдвигали все новые требования или возражения заведомо неприемлемого характера. Стремясь добиться хотя бы минимального прогресса в вопросе разоружения, СССР на 3-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й сессиях Ген. Ассамблеи вносил предложения о частичных мерах в области разоружения, в частности о пропорциональном сокращении вооруж. сил 5 великих держав, но и эти предложения неизменно отклонялись зап. державами. На 14-й сессии Ген. Ассамблеи СССР внес предложение о всеобщем и полном разоружении. Это предложение нашло поддержку во всем мире, и зап. державы вынуждены были согласиться на одобрение идеи всеобщего и полного разоружения в единогласно принятой резолюции Ген. Ассамблеи, но уже на след. сессии представители зап. держав пытались отказаться от этой идеи и подменить ее предложениями о частичных мерах. Однако в поддержку идеи всеобщего и полного разоружения, наряду с социалистич. гос-вами, выступили представители нейтралистских гос-в. На 15-й сессии делегации 12 нейтралистских стран внесли проект резолюции о директивах, к-рые должны были лечь в основу соглашения о всеобщем и полном разоружении. Этот проект во многом отражал позицию СССР. Зап. державы добились, однако, того, что рассмотрение указанного проекта было отложено.

Много внимания на сессиях Ген. Ассамблеи уделялось вопросу прекращения ядерных испытаний, поскольку ядерные взрывы ведут к отрицат. последствиям для живых организмов. СССР еще в авг. 1959 внес проект соглашения о прекращении ядерных испытаний. Однако зап. державы заявили, что пойдут на заключение соглащения о прекращении испытаний ядерного оружия лишь при условии, если СССР согласится на обязательную инспекцию междунар. инспекционными группами любых районов Сов. Союза (это означало бы предоставление зап. державам широких возможностей для шпионажа). С этим условием СССР в интересах своей безопасности не мог согласиться. Стремясь, однако, ускорить решение этой проблемы, СССР заявил о готовности подписать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, причем контроль за соблюдением этого соглашения должен осуществляться нац. средствами обнаружения ядерных взрывов. Что касается подземных ядерных взрывов, то СССР предложил установить мораторий на период, в течение к-рого будут вестись переговоры о прекращении всех испытаний ядерного оружия. На 17-й сессии Ген. Ассамблеи по предложению 37 гос-в была принята резолюция, в к-рой рекомендовалось прекратить с 1 янв. 1963 все ядерные испытания. Зап. державам удалось включить в нее дополнение, по существу открывающее дверь для подземных ядерных испытаний. СССР воздержался при голосовании этой резолюции. В дальнейших переговорах о прекращении испытаний ядерного оружия зап. державы, соглашаясь с тем, что для запрещения испытаний в атмосфере, космич. пространстве и под водой достаточно нац. средств обнаружения, все же продолжали требовать установления междунар. инспекции в отношении подземных испытаний. В этих условиях пр-во СССР заявило 3 июля 1963 о готовности заключить соглашение о прекращении испытаний в атмосфере, космич. пространстве и под водой, оставив пока в стороне вопрос о подземных испытаниях. Это предложение было принято зап. державами, и 5 авг. 1963 представители СССР, США и Великобритании подписали Московский договор 1963 о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космич. пространстве и под водой.

На 16-й сессии Ген. Ассамблеи по инициативе Эфиопии, к к-рой присоединились многие страны, прежде всего Африки и Азии, Ассамблея приняла Декларацию об объявлении ядерного оружия вне закона. В Декларации указывалось, что применение ядерного и термоядерного оружия является нарушением Устава ООН, выходит за рамки войны и может причинить огромные страдания человечеству, в связи с чем применение этого типа оружия направлено против человечества в целом, и любое гос-во, применившее такое оружие, совершит тем самым преступление против человечества и цивилизации. СССР и др. социалистич. страны голосовали за принятие этой Декларации; США и их союзники по агрессивным блокам голосовали против, показав тем самым, что в своих империалистич. целях они готовы использовать оружие массового уничтожения людей.

На 20-й сессии Ген. Ассамблеи СССР предложил заключить договор о нераспространении ядерного оружия. В сов. проекте договора предлагалось, чтобы гос-ва, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательство не передавать это оружие прямо или косвенно во владение или распоряжение гос-в или групп гос-в, не обладающих таким оружием. В проекте предусматривалось, что гос-ва, не обладающие таким оружием, со своей стороны обязуются не создавать, не производить и не подготавливать производство ядерного оружия как самостоятельно, так и совместно с др. гос-вами, а также не получать такое оружие во владение, распоряжение или использование от др. гос-в. США, соглашаясь с тем, что заключение такого договора необходимо, высказались, однако, против сов. проекта и внесли свой проект договора, к-рый по существу оставлял широкие лазейки к распространению ядерного оружия. Так, амер. проект фактически разрешал допуск к ядерному оружию зап.-герм. империалистов путем создания т. н. многосторонних ядерных сил НАТО. Ген. Ассамблея одобрила идею заключения договора о нераспространении ядерного оружия и рекомендовала Комитету 18 гос-в по разоружению подготовить проект такого договора. На 21-й сессии Ген. Ассамблеи ООН по предложению СССР была принята резолюция об отказе гос-в от действий, затрудняющих достижение договоренности о нераспространении ядерного оружия.

2. О недопустимости вмеша- тельства во внутр. дела гос-в. На 20-й сессии Ген. Ассамблеи делегация СССР предложила принять Декларацию о недопустимости вмешательства во внутр. дела гос-в, об ограждении их независимости и суверенитета. Сов. проект предусматривал подтверждение того, что каждое гос-во и каждый народ обладает неотъемлемым правом на свободу и независимость; призывал всех членов ООН неукоснительно выполнять положения Устава ООН; требовал немедленного прекращения и недопущения в будущем вооруж. или иного вмешательства во внутр. дела гос-в, а также действий, направленных против борьбы народов за независимость; призывал все гос-ва руководствоваться в междунар. отношениях принципом взаимного уважения и невмешательства во внутр. дела. Предложение СССР было поддержано социалистич. гос-вами и большинством стран Азии, Африки и Лат. Америки. В ходе обсуждения Ген. Ассамблеей был принят проект Декларации, предложенный 50 гос-вами Азии, Африки и Лат. Америки, учитывающий осн. положения сов. проекта. На 21-й сессии Ген. Ассамблеи ООН Советский Союз поставил вопрос о ходе выполнения указанной Декларации.

3. Декларация о предостав- лении независимости колони- альным странам и народам. На 15-й сессии Ген. Ассамблеи СССР предложил принять Декларацию о предоставлении всем колониальным странам, подопечным и др. несамоуправляющимся территориям полной независимости и свободы в строительстве собственных нац. гос-в; о полном упразднении колониального режима во всех его видах; о ликвидации всех опорных пунктов колониализма в виде владений и арендованных районов на чужих территориях; о неуклонном соблюдении в отношениях между гос-вами положений Устава ООН, равенства и уважения суверенных прав и терр. целостности всех без исключения гос-в. Был принят проект декларации 43 афро-азиат. стран, к-рый включал осн. положения сов. проекта. За него было подано 89 голосов. Воздержались делегации США, Великобритании, Франции, Австралии, Бельгии, Португалии, Испании, ЮАР и Доминиканской Республики. В декларации указывалось на необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его видах и предпринять шаги для передачи власти народам колониальных территорий.

4. Вопрос о вооруженных силах, предоставляемых в распоряжение ООН. Устав ООН не предусматривает создания вооруж. сил, к-рые постоянно находились бы в ведении ООН. В Уставе предусматривается лишь, что члены ООН "...обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением, или соглашениями, необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода" через их территории войск, находящихся в распоряжении Совета Безопасности (Устав ООН, ст. 43). Однако в 1950 во время войны в Корее США и их союзники по агрессивным блокам, в нарушение Устава ООН, добились принятия Ген. Ассамблеей резолюции о том, чтобы члены ООН держали в пределах своих вооруж. сил спец. части для предоставления их в распоряжение ООН по решению Ген. Ассамблеи (по Уставу ООН Ген. Ассамблея неправомочна принимать такие решения). Цель внесения США такого предложения на Ген. Ассамблее состояла в том, чтобы обойти Совет Безопасности, где действует принцип единогласия великих держав, и создать прецедент, к-рый мог бы дать возможность в будущем прикрывать флагом ООН вооруж. вмешательство в дела гос-в.

5. Международное сотруд- ничество в области мирного использования атомной энергии предусмотрено резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 4 дек. 1954. В соответствии с этой резолюцией Ген. Ассамблеи в Женеве состоялись 3 междунар. научно-технич. конференции по мирному использованию атомной энергии (8-20 авг. 1955, 1-13 сент. 1958 и 31 авг. - 9 сент. 1964).

6. Об осуждении пропаганды войны. Почти сразу же после окончания 2-й мировой войны реакц. круги в США развернули широкую пропаганду войны против Сов. Союза. На 3-й сессии Ген. Ассамблеи делегация СССР предложила осудить эту пропаганду, ведение к-рой является нарушением Устава ООН и осложняет международную обстановку. Предложение СССР было принято Ген. Ассамблеей, несмотря на возражения США. Ген. Ассамблея осудила все формы пропаганды, которые могут провоцировать или поощрять любую угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

7. Об определении агрессии. На 5-й сессии Ген. Ассамблеи СССР предложил принять резолюцию, содержащую руководящие указания междунар. органам об определении агрессии. В сов. предложении содержался перечень действий, совершение любого из к-рых к.-л. гос-вом означало бы, что данное гос-во является агрессором. Предложение СССР обсуждалось на ряде сессий Ген. Ассамблеи и в спец. комитетах. Однако вследствие позиции зап. держав, опасавшихся, что такое определение свяжет им руки, никакого решения принято не было.

8. Восстановление прав КНР в ООН. После образования КНР (1 окт. 1949) место Китая в ООН в результате политики США продолжают занимать представители свергнутого китайским народом режима - чанкайшисты. В течение 16 лет вопрос о восстановлении прав КНР в ООН по предложениям СССР и др. стран обсуждался на каждой очередной сессии Ген. Ассамблеи. США оказывали грубый нажим на пр-ва др. гос-в, чтобы не допустить восстановления прав КНР в ООН. На 21-й сессии за восстановление прав КНР голосовали делегации 46 стран, против - 57, 17 воздержались. Вопрос остался нерешенным.

9. Принципы мирного сосу- ществования. В 1957 на 12-й сессии Ген. Ассамблеи по инициативе СССР была принята резолюция, в к-рой содержался призыв к гос-вам строить отношения между собой на принципах мирного сосуществования.

10. Принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. С первых дней существования ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности стал подвергаться нападкам. Ряд стран зап. блока (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды и др.) настаивал на том, чтобы принцип единогласия постоянных членов Совета применялся лишь при решении вопросов об использовании в соответствии с гл. 7 Устава ООН принудительных мер в целях поддержания или восстановления междунар. мира. Все же др. вопросы, независимо от степени их важности, должны решаться без соблюдения этого принципа. За авторами этих предложений стояли США и Великобритания, к-рым принцип единогласия мешал полностью использовать ООН в своих целях. По настоянию зап. держав вопрос о принципе единогласия обсуждался на 1-3-й сессиях Ген. Ассамблеи. Поскольку принцип единогласия всех постоянных членов Совета Безопасности является гарантией того, что Совет Безопасности, обладающий весьма широкими полномочиями, не может быть использован в эгоистич. интересах какой-то одной группы гос-в и в ущерб др. членам ООН, СССР при обсуждении этого вопроса решительно выступал против всяких попыток нарушить или ограничить этот принцип. США и Великобритания выступали за "либерализацию" процедуры голосования в Совете, т. е. за нарушение принципа единогласия. 13 апр. 1949 на 3-й сессии Ген. Ассамблеи по предложению зап. держав была принята резолюция, имеющая целью ослабить принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Делегация СССР голосовала против этой резолюции.

Значительное место в деятельности ООН в 1946-66 занимало обсуждение вопросов, относящихся к отд. р-нам земного шара.

Б. Вопросы, относящиеся к Европе. 1. Греческий вопрос. В февр. 1946 СССР предложил обсудить в Совете Безопасности вопрос о необходимости вывода из Греции англ. войск, остававшихся там после окончания 2-й мировой войны. Наличие этих войск в Греции не вызывалось необходимостью и использовалось греч. реакц. элементами против демократич. сил в стране. Зап. державы не допустили, однако, принятия решения по этому вопросу.

Во время гражд. войны в Греции в дек. 1946 греч. пр-во обратилось в Совет Безопасности с жалобой на Албанию, Болгарию и Югославию, обвиняя их в помощи греч. партизанам. Совет Безопасности послал в Грецию спец. комиссию в составе представителей всех его членов для исследования положения на месте. Поскольку зап. державы не могли добиться принятия в Совете Безопасности решений, одобряющих их политику в греч. вопросе, они перенесли этот вопрос на Ген. Ассамблею, через к-рую США провели резолюцию об учреждении спец. Комитета по Балканам и резолюцию, в к-рой ответственность за гражд. войну на С. Греции возлагалась на Албанию, Болгарию и Югославию. Комитет по Балканам был упразднен в 1951.

2. Испанский вопрос. В февр. 1946 Ген. Ассамблея приняла резолюцию о том, что положения Устава о приеме в ООН новых членов не относятся к гос-вам, в к-рых у власти стоят пр-ва, созданные при помощи вооруж. сил гитлеровской коалиции. В этой резолюции имелась в виду Испания, франкистское пр-во к-рой пришло к власти при помощи вооруженных сил фаш. Германии и фаш. Италии. В апр. 1946 Польша предложила, чтобы Совет Безопасности призвал всех членов ООН порвать дипломатич. отношения с франкистским пр-вом Испании. Однако под давлением США Совет отклонил это предложение. В дек. 1946 Ген. Ассамблея по предложению Бельгии, Венесуэлы, Дании, Норвегии и Чехословакии приняла резолюцию, в к-рой указывалось, что "фаш. пр-во Франко в Испании, насильно навязанное исп. народу с помощью держав оси и оказавшее существенную помощь державам оси в войне, не представляет исп. народа", и рекомендовалось не допускать пр-во Франко в ООН и специализиров. учреждения, а гос-вам - членам ООН отозвать из Мадрида своих послов и посланников. Однако на 5-й сессии Ген. Ассамблеи США и ряд латиноамер. стран добились отмены указанных рекомендаций.

3. Германский вопрос. На 6-й сессии Ген. Ассамблеи США, Великобритания и Франция настояли на включении в повестку дня вопроса относительно выборов во всей Германии, хотя постановка этого вопроса противоречила ст. 107 Устава ООН, согласно к-рой вопросы послевоен. урегулирования не входят в компетенцию ООН. Представители Вост. Германии и Вост. Берлина, приглашенные изложить свое мнение, высказались против создания комиссии ООН с целью изучения возможности проведения "свободных выборов" в Германии и против направления этой комиссии в Германию, поскольку это явилось бы вмешательством во внутр. дела герм. народа. Зап. державы настояли, однако, на принятии резолюции о создании такой комиссии. Делегации СССР и др. социалистич. гос-в голосовали против. Несмотря на это, Ген. Ассамблеей 20 дек. 1951 была создана комиссия в составе Бразилии, Исландии, Нидерландов, Пакистана и Польши (Польша отказалась участвовать в этой комиссии). Комиссия 16-23 марта 1952 заседала на терр. Зап. Германии. Принятый ею "Общий доклад" не содержал к.-л. конструктивных предложений.

4. Венгерский вопрос. В окт.-нояб. 1956 силы венг. реакции при активной поддержке междунар. империализма развязали в Будапеште контрреволюц. мятеж. Венг. Революц. рабоче-крестьянское пр-во обратилось к пр-ву СССР с просьбой помочь в разгроме этого мятежа, и СССР, выполняя свой интернац. долг, оказал такую помощь. По настоянию США, Великобритании и Франции вопрос о событиях в Венгрии обсуждался в Совете Безопасности (1956) и на сессиях Ген. Ассамблеи (на 2-й чрезвычайной спец. сессии и на 11-17-й сессиях). Постановка этого вопроса имела целью взять под защиту ООН контрреволюц. путч в Венгрии и оказать поддержку разгромленным там фаш. элементам.

5. Протесты СССР по поводу агрессивных действий США в отношении территории Совет- ского Союза. В апр. 1958 стало известно, что воен. самолеты США совершают полеты с грузом ядерных бомб на борту через арктич. районы к границам СССР. Поскольку такие действия могли привести к возникновению ядерной войны, СССР внес в Совет Безопасности предложение призвать США воздерживаться от направления амер. самолетов с атомными и водородными бомбами к границам др. гос-в. Однако из-за противодействия амер. представителя Совет Безопасности не смог принять никакого решения. 1 мая 1960 воен. самолет США "Локхид У-2", вылетев из Пакистана, нарушил границу СССР в целях воен. разведки и был сбит сов. ракетой в районе Свердловска. СССР обратился (3 мая 1960) в Совет Безопасности, требуя осудить агрессивные действия США и предложить пр-ву США принять немедленные меры к прекращению таких действий в будущем. Однако из-за позиции зап. держав (США, Великобритания, Франция) Совет Безопасности во время обсуждения этого вопроса (23-26 мая 1960) не принял решения, осуждающего агрессивные действия США. 1 июля 1960 воен. авиация США совершила новый агрессивный акт. Амер. бомбардировщик "РБ-47" нарушил гос. границу СССР вблизи Кольского п-ова и, несмотря на предупреждение сов. истребителей, продолжал углубляться в пределы возд. пространства СССР в направлении Архангельска. В связи с этим амер. самолет был сбит над сов. терр. водами. СССР 4 июля 1960 обратился в Совет Безопасности и предложил осудить агрессивные действия авиации США. Однако США, воспользовавшись правом вето, и на этот раз не допустили осуждения этих действий (заседание Совета Безопасности 23-26 июля 1960).

Несмотря на то, что Совет Безопасности не смог принять решения об осуждении агрессивных действий США, рассмотрение этих вопросов позволило разоблачить перед всем миром провокац. действия амер. военщины, мобилизовать мировое общественное мнение и оказать таким образом сдерживающее влияние на правящие круги США.

В. Вопросы, относящиеся к Азии и Дальнему Востоку. 1. Индонезийский вопрос. Обсуждался в Совете Безопасности в 1946-49, в связи с тем что пр-во Нидерландов развернуло воен. действия против Индонезии. 1 авг. 1947 Совет Безопасности предложил Нидерландам немедленно прекратить эти действия. Несмотря на это решение и на подписание Лингаджатского (25 марта 1947) и Ренвильского (17 янв. 1948) соглашений, Нидерланды продолжали воен. действия против Индонезии. 28 янв. 1949 Совет Безопасности вновь призвал Нидерланды немедленно прекратить воен. действия в Индонезии, а пр-во Индонезии - прекратить партиз. войну. Нидерланды не посчитались и с этим призывом и продолжали войну. Только в марте 1949 нидерл. пр-во, убедившись, что оно не может силой подавить освободит. движение народов Индонезии, согласилось на созыв конференции "Круглого стола" 1949 в целях передачи Индонезии суверенитета.

2. Корейский вопрос. Начиная с 1947, этот вопрос в различных формах не сходил с повестки дня органов ООН. В нач. стадии США поставили этот вопрос на Ген. Ассамблее (где они тогда имели гарантированное большинство голосов) с целью прикрыть флагом ООН проводимые ими мероприятия по укреплению позиции своего ставленника Ли Сын Мана. Для этой цели по настоянию США на 2-й сессии Ген. Ассамблеи была принята резолюция о создании Врем. комиссии ООН по Корее в составе Австралии, Канады, Китая (чанкайшистский), Сальвадора, Франции, Индии, Филиппин, Сирии и УССР. Сторонники США составляли в этой комиссии большинство. УССР отказалась участвовать в комиссии. На 3-й сессии Ген. Ассамблеи Врем. комиссия по предложению США была преобразована в новую Комиссию ООН по Корее, в новом составе и с более широкими полномочиями. В 1950 после нападения на КНДР, в к-ром войска США принимали непосредств. участие, США проводили в ООН (заседания Совета Безопасности в июле 1950 - июле 1953) линию, направленную на оправдание агрессии против КНДР. Потерпев неудачу в попытках силой поставить под свой контроль всю Корею, США вынуждены были подписать 25 июля 1953 соглашение об установлении перемирия. С 1953 на каждой очередной сессии Ген. Ассамблея рассматривает доклады Комиссии ООН по Корее; таким образом флагом ООН прикрывается вмешательство США в дела Кореи.

На 21-й сессии Ген. Ассамблеи ООН СССР и др. социалистич. страны поставили на рассмотрение сессии вопрос о выводе всех амер. и др. иностранных войск, оккупирующих под флагом ООН Юж. Корею, и о роспуске Комиссии ООН по Корее.

3. Агрессивная политика США в отношении Китая. В авг. 1950 пр-во КНР информировало Совет Безопасности, что вторжение 7-го флота США в район о. Тайвань - неотъемлемую часть КНР - является агрессией. Вопрос обсуждался в Совете Безопасности 29 авг. - 1 сент. 1950. Однако США не допустили принятия предложения СССР о немедленном отводе амер. воору

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
288.18 кб

Организация объединённых Наций

«Новосибирская модель ООН» в Новосибирском государственном университете экономики и управления проводится с 2009 года кафедрой мировой экономики, международных отношений и права как важный методологический и практический элемент о
Читать PDF
555.89 кб

Принципы Организации Объединенных Наций и политика великих держав

Дханапала Джаянта
В выступлении раскрываются основные принципы и направления современной международной политики. Особое внимание уделяется роли Организации Объединенных Наций в глобальном развитии.
Читать PDF
113.81 кб

Современные дискуссии о реформировании организации Объединенных Наций

Беленкова Елена Юрьевна
В статье рассматриваются современные дискуссии о реформировании ООН в начале ХХI в.
Читать PDF
336.55 кб

Участие Германии в миротворческих миссиях организации Объединенных Наций

Айрапетян Марианна Сосиковна
Статья посвящена вопросу участия Германии в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций. ФРГ поддерживает ООН при выполнении задач во всем мире и содействует достижению целей организации.
Читать PDF
782.91 кб

США и создание организации Объединенных наций: взгляд с расстояния в 60 лет

Широкова С. Н.
Статья посвящена рассмотрению американских проектов создания организации международной безопасности в период второй мировой войны.
Читать PDF
5.37 мб

Проблемы признания Лиги арабских государств организацией Объединенных Наций

Исаев Леонид М.
В данном исследовании автор поднимает одну из самых актуальных проблем международного права признание Организацией Объединенных Наций международных региональных организаций, в частности Лиги арабских государств.
Читать PDF
16.02 мб

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ: векторы сотрудничества

Р. Жанбулатова, А. Малинбаева
Авторы в данной статье рассматривают основные направления сотрудничества Казахстана с ООН международной организацией, которая является действительно глобальной как по составу своих членов, так и по широте поставленных перед нею за
Читать PDF
106.11 кб

Оон: история и современность. К 65-летию создания организации Объединенных Наций

Громыко Анатолий Андреевич
24 октября 2010 г. мировое сообщество отмечает 65-летие Организации Объединенных Наций.
Читать PDF
142.25 кб

Реформирование Организации Объединенных наций в контексте международных отношений

Сепелева Наталия Владимировна
В статье автор акцентирует внимание на реформировании ООН, ее Совета Безопасности, а также проблемах, связанных с глобализацией и последствиями кризисов.
Читать PDF
72.00 кб

Граф Ж. -Ж. Де Селлон: от женевского общества мира к организации объединенных наций

Таньшина Наталия Петровна
Цель работы заключается в изучении жизни и деятельности известного швейцарского общественного деятеля и публициста графа Ж.-Ж.
Читать PDF
376.83 кб

Сотрудничество России и организации Объединенных Наций в решении глобальных проблем

Штурба Е. В.
В статье дается обзор и анализ деятельности ООН по решению различных насущных мировых вопросов от погашения локальных конфликтов, до деятельности по улучшению ситуации в области экологии и демографии.
Читать PDF
100.13 кб

Приоритеты администрации Дж. У. Буша в реформировании организации объединенных наций

Кущ В. С.
Читать PDF
459.09 кб

Участие «Великих держав» в миротворческой деятельности организации Объединенных Наций

Сазонова К.Л.
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме миротворчества в рамках деятельности ООН.
Читать PDF
139.66 кб

Анализ позиций «Великих держав» по вопросу реформирования организации Объединенных Наций

Сазонова К. Л.
В статье произведен анализ позиций так называемых «великих держав», являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладающих ядерным оружием, по проблеме реформирования Организации объединенных Наций.
Читать PDF
387.86 кб

Роль организации Объединенных Наций в консолидации глобального движения коренных народов

Юдин Валерий Иванович
Статья посвящена раскрытию институционального влияния Организации Объединенных Наций на организационные структуры, программные требования и тактику глобального движения коренных народов.

Похожие термины: