Организация управления в Тайской империи
Организация управления в Тайской империи
Административный аппарат Танской империи был построен на принципе централизации управления и подчинения его низших звеньев высшим. Высшими правительственными органами являлись «три палаты» (санъ шэн) — административная палата, палата императорских эдиктов и палата правительственных указов.
Во главе первой налаты стоял ее управляющий, бывший вместе с тем первым министром империи. У него были два помощника — старший («левый») и младший («правый»). Эта верховная коллегия пополнялась двумя государственными секретарями, управлявшими двумя группами министерств, в каждой из которых имелось по три министерства: министерство чинов, ведавшее назначениями и наградами должностных лиц; министерство двора, ведавшее всем, что касалось наделов; министерство церемоний, культов и обрядов; министерства военных дел, юстиции и общественных работ. Все эти учреждения составляли центральный правительственный аппарат, в подчинении которого находился обширный аппарат на местах. Должностные лица этих учреждений составляли «гражданские чины» (вэньгуань) государства.
В административном отношении страна была разделена на области, округа, уезды, волости и деревни. Самым низшим звеном управления было «пятидворье» — объединение пяти соседних дворов. Староста пятидворья отвечал за обработку земли, собирал налоги, направлял крестьян на отбывание трудовой повинности, следил за тем, чтобы не было беглых, ловил преступников. То же в масштабе 100 дворов делал деревенский староста, а в масштабе 500 дворов — волостной старшина.
Кроме того, весь Китай был поделен на военные округа. Такие округа возникли еще во второй половине VI в. В середине VII в. их насчитывалось 634. Каждый округ выставлял от 800 до 1 200 солдат, набираемых на короткий срок. Во время войны производились специальные наборы. Командный состав этой армии составляли «военные чины» (угуань).
Было организовано и школьное дело. В столице имелось три высших училища. Училища были и в каждой области, округе и уезде. Все они предназначались для детей знати и чиновничества и готовили чиновников для государственной службы. Для управления окраинными территориями с многочисленным иноплеменным населением были созданы особые наместничества. На обязанности наместников лежало прежде всего удержание всех присоединенных народов в повиновении и взимание с них дани. Кроме того, наместники должны были следить за безопасностью дорог, особенно торговых путей международного значения, и взимать с торговцев пошлины. Внутреннее же управление покоренных племен и народов оставлялось в том виде, в каком оно находилось до завоевания.
Государственный строй Танской империи получил отражение в обширном законодательстве, охватывавшем все отрасли государственной и общественной жизни. В 20—30-х годах VIII в. эти законы были сведены в единый «Свод законов Танской империи», состоявший из шести кодексов. Эта работа была проделана под руководством Ли Линь-фу — первого министра императора Сюаньцзуна. Танскийсвод законов является крупнейшим памятником светского средневекового законодательства на Востоке.
Социальная организация феодальной Танской империи, как и в прежние времена, строилась на принципе сословного деления. Основными сословиями при этом считались два: богуань («служилые чины») — вся совокупность гражданских и военных чинов, т. е. основная масса класса феодалов, и лянманъ («добрый народ»)— крестьяне.
Помимо этих двух основных сословий, существовал «подлый народ» (цзяньминь), как именовались тогда рабы. Феодализм не ликвидировал рабство полностью. Рабы остались как обслуживающий персонал в государственных учреждениях и как домашние слуги у частных лиц. Частично они даже работали на земле. Кроме того, рабы продолжали работать в горных предприятиях — по добыче и обработке меди и железа.
Особой сословной группой в феодальной иерархии Таиской империи была титулованная знать, носившая наследственные титулы.