метаисторическая основа постколониальных исследований (postcolonial studies), возникшая в контексте лингвистического поворота и анализирующая способы создания образов Востока в странах-метрополиях Запада. Согласно данной теории, ориентализм (от фр. Orient - Восток) - это европоцентристский стиль мышления, характеризующий историческое и географическое воображение колониальной эпохи, основанное на эпистемологическом и онтологическом различении «Востока» и «Запада». Это западный стиль доминирования и осуществления власти над Восто ком, сущность которого описывается в терминах отсталости, деспотизма и иррациональности, а его развитие - как результат осуществления цивилизаторской миссии Запада. На этой основе создается культурный, философский и языковой канон, при помощи которого конструируются конкретные формы памяти и исторического дискурса. Понятие ориентализма в данном его прочтении введено Анваром Абдель-Маликом (1963) и разработано Эдвардом Вади Саидом (1978). Ориентализм как форма власти-знания и предпосылочного знания характеризует не только художественные образы Востока и востоковедение (Oriental studies), как считалось ранее, но и универсальную (всеобщую) историю, в которой Азия ассоциируется с древностью, а магистральный путь развития - со странами Запада (от Древней Греции до США). Тем самым ориентализм служит также для создания образа Запада в противовес Востоку. Ориентализм - это и способ общения с Востоком, предполагающий, что Азия обращается к миру не на своих языках, а только благодаря рациональности и воображению европейцев, которые представлены ее победителями. Рефлексия по поводу предпосылок ориентализма в колониальную эпоху запрещена. Человек Востока лишен права голоса. Даже если он может знать или догадываться о подлинном положении вещей, он не может говорить на языке постколониальной критики: это называется «быть субалтерном». Г. Ч. Спивак писала, что субалтерное восприятие снизу деформирует не только образ Востока, но и образы Запада и Просвещения. Антрополог Г. Бейтсон отмечал, что подобные искажения коммуникации, восприятия и самосознания возникают в том случае, если сетевые социальные отношения редуцируются до центро-периферийных отношений господства и подчинения. Обратной стороной ориентализма является оксидентализм (от фр. Occident - Запад), искажающий образ Запада на Востоке.
Основная задача теории ориентализма - помочь деконструкции дискурсов, текстов, образов, сюжетов, мотивов, связанных с Востоком, чтобы выявить их воображаемую составляющую и отделить ее от познавательной составляющей. В этом О. т. соприкасается с более традиционной трактовкой ориентализма как способа художественного описания Ближнего Востока (Леванта) во Франции XVIII-XIX вв. Пежоративный оттенок этому термину был придан еще в 1893 г. французским критиком Ж.-А. Кастаньяри. Однако вплоть до эпохи деколонизации в середине XX в. это понятие использовалось для самоназвания обществ английских и французских художников и востоковедения как регионоведческой дисциплины. Предтечами современной О. т. являются А. Грамши, Ф. Фанон и М. Фуко, создавшие представления о гегемонии, дискурсе, власти-знании и деформациях колониального сознания. Виднейшими ее представителями являются Э. В. Саид, выпустивший в 1978 г. книгу «Ориентализм. Западные концепции Востока», а также индийские ученые Г. Ч. Спивак и Д. Чакрабарти, критиковавшие ориентализм индийской националистической историографии, претендовавшей на доминирующую роль в трактовке истории Индии (по сравнению с исламской и другими местными ее трактовками).
В конце XX - начале XXI в. вышла масса книг, посвященных проблематике конструирования или «изобретения» на ориенталистской основе образов не только Востока, но и других стран и регионов мира: Африки, Ирландии, России. В них прослежено, как потребность в позитивном самосознании стран Запада XIX в. (Англии, Франции) проявлялась в деформации образов других регионов мира. Важнейшие работы об ориенталистском отношении к России и странам Северной, Восточной и Центральной Европы написаны Л. Вульфом, И. Б. Нойманном, М. Зомбори. О российском ориентализме имеются работы М. В. Тлостановой, Е. А. Вишленковой, А. М. Эткинда. Многообразны формы критики теории ориентализма, начиная с конкретных указаний на недоучет Э. В. Саидом позитивной роли научного востоковедения и на необоснованность его претензий на монопольное право понимать историю ислама (Р. А. Абу-эль-Хадж) до принципиальной постановки вопросов о том, не является ли критика ориентализма уступкой реакции и отказом от идеала прогресса (ИбнВаррак, Дж. Каррье, П. Хихс) и может ли изучение Востока быть поставлено вне политического контекста. Последняя проблема актуальна и для сторонников, и для противников теории ориентализма (Дж. Коул, Р. Халиди, Р. Патаи, Д. Пайпс).
Лит.: Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Пер. с англ. А. В. Говору нова. СПб.: «Русский Mip», 2006; Саид Э. В. Культура и империализм / Пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб.: «Владимир Даль», 2013; Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Пер. с англ. И. Федюкина. М.: НЛО, 2003; Нойманн И. Б. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. В. Б. Литвинова и И. А. Пилыцикова. М.: Новое издательство, 2004; Виьиленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М.: НЛО, 2011; Эткинд А.М. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / Автор, пер. с англ. В. Макарова. М.: НЛО, 2013; Ibn Warraq. Defending the West: A Critique of Edward Said’s Orientalism. Amherst, NY: Prometheus Books, 2007. и. H. ИОНОВ
ОРИЕНТАЛИЗМА ТЕОРИЯ
ОРИЕНТАЛИЗМА ТЕОРИЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.