ОРКиМД

Найдено 1 определение
ОРКиМД
1924–1932) — организация революционных композиторов и музыкальных деятелей, вписала свою страницу в историю идеологической борьбы 1920-х гг., в опыт приспособления к новой жизни в условиях партийной диктатуры. ОРКиМД возникла в результате раскола РАПМ. Ряд сотрудников, среди которых были композиторы Д.С. Васильев-Буглай, К.А. Корчмарев, музыковеды Л.Г. Шульгин и А.А. Сергеев, Г.А. Поляновский и другие, объявили о своем выходе из организации и создании собственного объединения. Бывших рапмовцев не устраивали слишком прямолинейные, негибкие методы работы, вульгаризация марксизма. Идеологические позиции самой ОРКиМД были более мягкие, она отличалась лояльностью к другим организациям, руководство имело рекомендательный, а не директивный характер. Работая над обязательным массово-пропагандистским репертуаром, композиторы имели возможность сочинять музыку других жанров. В то же время ОРКиМД стремилась поддерживать музыкантов, условия жизни которых были очень трудны. По ее инициативе был создан местком композиторов, который решал социальные и материальные проблемы. Композиторы ОРКиМД демонстрировали большую творческую продуктивность. Хотя их сочинения подвергались критике РАПМ, звучали и позитивные оценки. Печатным органом ОРКиМД был журнал «Музыка и революция». Авторитет и влияние организации постепенно возрастали, она имела филиалы в Ленинграде, Новороссийске, Днепропетровске, других городах России. Члены ОРКиМД занимались музыкально-просветительской деятельностью, работали в самодеятельности. Среди них были такие известные в самодеятельном движении личности, как С.В. Клячко — организатор и руководитель массового пения, В.В. Дасманов, который занимался любительскими оркестрами и организовал в Доме искусств им. Поленова музыкальную лабораторию, изучавшую самодельные народные инструменты. В 1928 г. нападки на ОРКиМД усилились, было принято решение о закрытии журнала «Музыка и революция», что явилось символическим знаком заката ОРКиМД. Организация заявила о самороспуске, а ее члены вынуждены были покаяться в грехах и написать заявление с просьбой принять их обратно в РАПМ. (М. К.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010