ОРЛИЦА
"ОРЛИЦА"
первый на Балтике гидрокрейсер, под который был переоборудован пароход «Императрица Александра » водоизмещением в 3800 т. В феврале 1915 зачислен в состав Балтийского флота. Имел на верхней палубе два ангара — в носовой и кормовой части, в которых размещалось 4 гидросамолета М-19 конструкции Д. П. Григоровича (скорость 105 км/час, время полета 5 часов). Один разобранный гидросамолет хранился в особом трюме. На пароходе были устроены бензинохранилище на 1000 пудов, маслохранилище на 500 пудов и бомбовый погреб. В кормовой части, в жилой палубе находились мастерские: слесарно-сборочная, моторно-деревообделочная и обтяжная, позволяющие производить средний ремонт самолетов. Для подъема и спуска самолетов с борта и на борт судна на каждой из мачт были установлены по две видоизмененные стрелы, приводимые в действие электромоторами. Вооружение «Орлицы» состояло из 8 противосамолетных орудий и 2 пулеметов. Бронирования на судне не было, а над машинным и котельным помещениями устанавливалась специальная сеть для задерживания и взрыва авиабомб над верхней палубой. Гидрокрейсер использовали для противовоздушной обороны и обеспечения высадки десантов в Рижском заливе, отражения нападения неприятельской авиации, поиска подводных лодок противника. В 1922 переоборудован в грузо-пассажирский пароход.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002