ОРЛОВА Хана

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ОРЛОВА Хана
1888, Староконстантинов, Волынской губ. - 1968, Тель-Авив) - скульптор. Родилась в религиозной еврейской семье, эмигрировавшей в 1904 в Палестину, в ПетахТикве, где ее отец обрабатывал землю, а сама О. работала портнихой, В 1910 приехала в Париж. Училась рисунку в Национальной школе декоративного искусства (поступила туда в 1911, заняв 1 -е место на конкурсе) и скульптуре - в Русской академии М.Васильевой. Поселилась в «La ruche» («Улье») на Монпарнасе, познакомилась с А.Модильяни (в 1920 выполнила его посмертную маску), П.Пикассо, Ж.Кокто, Г.Аполлинером. Впервые выставила свои работы (2 бюста, дерево) на Осеннем салоне (1913), затем в 1915 вместе с А.Матиссом, К.Ван Донгеном и Ж.Руо - в галерее Бернхейма-младшего. Среди ранних работ, исполненных в дереве и отлитых затем в бронзе, «Портрет Жанны Эбютери» («Дева»), 1915: «Амазонка», 1913: «Беременная», 1916; «Дама с веером» и «Танцующая пара», 1919. В 1916 вышла замуж за поэта Ари Юстмана, вскоре погибшего на фронте.
Новый этап творчества О. начался после 1 -и мировой войны и был отмечен монументальностью и лаконичностью форм («Портрет художникаеврея», 1919: «Курильщик с трубкой» портрет художника Д.Видтофа, 1924, бронза; «Мой сын»; портреты А.Яковлева, Иды Шагал, Л.Питоевой и др.). Некоторые из созданных О. образов деятелей еврейской культуры - художника Р.Рубина (1923), поэта Х.Бялика (1926) - схожи с ликами древнерусских икон. Юмором окрашены антропоморфические изображения животных: «Индюк», 1925: «Собака», 1936: «Павлин», 1939и др. Работы О. охотно приобретались французскими (Париж, Гренобль) и американскими (Чикаго, Филадельфия) музеями. В 1925 она получила французское гражданство, в том же году ее наградили орденом Почетного легиона. Критика относила ее к небольшой группе европейских художников, «которая дала новую жизнь скульптуре».
Пять бронзовых скульптур О. были представлены в русском отделе выставки «Современного французского искусства» в Москве (1928).
Б.Терновец писал в связи с этим о «ее выдающемся портретном даровании», о том, что она «создает грандиозный в своем единстве и упрощенный образ»; в ее искусстве борются экспрессивные и конструктивные начала, но «победительницей выходит тенденция к экспрессии». По мнению А.Луначарского, стилизация, характерная для «нашей знаменитой парижской соотечественницы», «может быть лучше всего названа монументальной карикатурой»; она выявляет внутреннюю сущность объекта «путем крайнего сжатия основных черт формы», вызывая курьезное, почти жуткое чувство». Другие критики писали о «скульптурном гротеске» и «экспрессионистическом реализме» О-В 1935 состоялась первая выставка О. в Тель-Авиве.
В 1940 из оккупированного Парижа О. бежала с сыном в Швейцарию; нацисты уничтожили в ее парижской мастерской около 100 лучших работ.
Произведения этого времени отличали трагизм («Возвращение», 1945: «Вдова», 1946). В 50-60-е было создано множество изображений балерин.
Ряд работ О. связан с рождением еврейского государства: бюст Д.Бен-Гуриона (1949), установленные в киббуцах скульптурная группа «Материнство» (1949) и скульптура «Орлы» (1958), памятник казненному англичанами Д.Груннеру (1953) в Рамат-Гане, памятник трем летчикам «Раненая птица» (1963), «Голубь мира» (1964) - для Дворца наций в Иерусалиме. В послевоенные годы персональные выставки О, прошли в Париже, Амстердаме, Осло, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе. Умерла О., приехав в Израиль для участия в юбилейной выставке. Мемориальная ретроспективная выставка состоялась в парижском Музее Родена в 1970-71.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

ОРЛОВА Хана
12.07.1888 (Царе-Констаитиновка, ныне Константииовка Донецкой обл.) 18.12.1968 (Тель-Авив). Скульптор. Из патриархальной еврейской семьи. Отец был увлечен идеями сионизма; в 1904 эмигрировал с семьей в Палестину и поселился в первой еврейской колонии ПетахТикве близ Яффы, где стал обрабатывать землю. Работала портнихой. В 1910, не получив поощрения близких в занятиях скульптурой, уехала во Францию и поселилась в Париже. В 1911 поступила в Национальную школу декоративного искусства, заняв 2-е место на вступительном конкурсе, и начала изучать скульптуру в Русской академии М. Васильевой. Вошла в круг художников Монпарнаса, познакомилась с А. Модильяни (в 1920 выполнила его посмертную маску), П. Пикассо, Ж. Кокто, Г. Аполлинером. В 1913 впервые выставила в Осеннем салоне два бюста из дерева. В 1916 вместе с А. Матиссом, Ж. Руо, К. Ван Донгеном участвовала в выставке в галерее Bemheim. В том же году вышла замуж за поэта Ари Юстмана. Фотографии ранних скульптур были использованы для иллюстраций его сборника «Поэтические раздумья». В 1918 муж был мобилизован в армию и умер во время эпидемии гриппа, оставив ее с годовалым ребенком. Создала скульптуры из дерева: «Амазонка» (1913), «Беременная» (1916), «Дама с веером» (1919), «Портрет художника-еврея» (1919), «Портрет Жанны Эбютерн» (1915); некоторые из ранних работ позже отлила в бронзе. С 1920-х работала также в мраморе, бронзе и цементе. Излюбленным жанром был скульптурный портрет с заостренной психологической характеристикой: художник А. Е. Яковлев, астроном Ж. Пикар, актриса Людмила Питоева, художник и танцовщик П. Крог, деятели еврейской культуры Эдмон Флег (1922), Ида Шагал (1923), Реувен Рубин (1923), Д. О. Видгоф («Курильщик с трубкой», 1924) и Хаим-Нахман Бялик (1926). Обращалась к женским образам и теме материнства: «Ева» (1923), «Женщина с гитарой», «Сидящая женщина», «Голова ребенка», «Мой сын» (1923), «Материнство» (1924). Исполняла небольшие фигуры животных и птиц: «Индюк» (1925), «Собака» (1936), «Альбатрос» (1939), «Павлин» (1939). Выполнила графические портреты знаменитостей художественного мира для книги: Pellerin J., Picard G. «Figures d’aujourd’hui» (Paris: E.-F. d ’Alignan, 1923). В 1925 была награждена орденом Почетного легиона, приняла французское гражданство. Выставлялась в парижских салонах: Осеннем (1919-1938; член салона с 1925), Независимых (1920-1925), Тюильри (1923-1938), L’Araignee (1923-27). Участвовала в выставках русских художников в Париже (группа «Мир искусства», галерея La Boetie и Осенний салон, 1921; d’Alignan, 1931; L’Epoque, 1932; La Renaissance, 1932), Лондоне (Whitechapel, 1921), Брюсселе (1928), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928); в международных выставках в Женеве (1920) и Цюрихе (1931), в выставке «Мастера независимого искусства» в Пти Пале в Париже (1937). Провела персональные выставки в Париже (J. Povolotzky, 1922; Briant-Robert, 1923; Au Portique, 1924; A. Drouant, 1926; Druet, 1926; Zak, 1934), Нью-Йорке (E. Weyhe, 1929; M. Sterner, 1938), Лондоне (Leicester, 1935), Чикаго (1930), Амстердаме (1932), Тель-Авиве и Иерусалиме (1935), Бостоне (Музей изящных искусств, 1938). В 1940-42 оставалась в оккупированном Париже. В декабре 1942, получив предупреждение о возможном аресте, уехала в Гренобль, затем в Лион, а оттуда вместе с сыном и художником Жоржем Карсом переправилась в Швейцарию. Создала там более 50 работ, которые в 1945 показала на персональной выставке в галерее Георга Мооса в Женеве. После освобождения Франции вернулась в Париж. Ее мастерская была разгромлена, около 100 скульптур уничтожено. В 1946 на персональной выставке в галерее на улице de France показала наряду со скульптурой серию рисунков «Возвращение» на тему концлагерей. В 1946-49 провела ряд ретроспективных выставок в Амстердаме, Осло, Нью-Йорке, Чикаго. С 1950 часто выезжала в Израиль и подолгу жила там. Исполнила для Израиля несколько монументов: скульптурную группу «Материнство» в кибуце Эйн-Гев (1949), памятник борцу за независимость Дову Грюннеру в Рамат-Гане (1953), монумент «Раненая птица» в память о погибших израильских пилотах в кибуце БейтОрен (1963), скульптуру «Голубь мира» в вестибюле Дворца Нации в Иерусалиме (1964). В 1961 ретроспективная выставка, посвященная 50-летию творческой деятельности, прошла в ряде городов Израиля. Продолжала участвовать в салонах и групповых выставках, проводила персональные выставки во многих странах. В 1968 скоропостижно скончалась в Израиле, куда прибыла для устройства в Музее Тель-Авива выставки, приуроченной к 80-летию со дня ее рождения. В 1969 мемориальная ретроспектива прошла в галерее des Anciens et Modcmes, в 1970/71 в Музее Родена в Париже. Выставки продолжают проходить в разных странах. Представлена в музеях Западной Европы, США, Израиля.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999