ОРЛОВСКИЙ
Кирилл Прокофьевич (р. 18.I.1895) - сов. партизан, Герой Сов. Союза (1943). Герой Социалистич. Труда (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в дер. Мышковичи Смоленской обл. в крест. семье. До 1915 занимался сел. х-вом. В 1915-18 служил в армии, был командиром саперного взвода. В 1918-19 - командир краснопартиз. отряда в Бобруйском у. В 1919-20 учился на курсах комсостава, участвовал в боях против войск Юденича, белополяков. В 1920-25 служил в органах ВЧК. В 1930 окончил Коммунистич. ун-т нацменьшинств Запада им. Мархлевского. В 1930-37 работал в органах НКВД. Участник гражд. войны в Испании в 1937. С 1939 работал пом. директора с.-х. ин-та в Чкалове (Оренбург). 27 окт. 1942 был направлен с группой десантников в тыл врага, в р-н Беловежской пущи, участвовал в организации партиз. отрядов и сам возглавил один из них. В февр. 1943 во время операции по уничтожению зам. гаулейтера Белоруссии фаш. ген. комиссара Ф. Фенса проявил геройство; был тяжело ранен. После окончания войны стал пред. колхоза "Рассвет" Кировского р-на Могилевской обл. БССР, за отличное руководство к-рым ему было в 1958 присвоено звание Героя Социалистич. Труда. Делегат XX (1956), XXII (1961) и XXIII (1966) съездов КПСС. На XX съезде КПСС был избран канд. в чл. ЦК.
З. Н. Тихонова. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
ОРЛОВСКИЙ
orlowski) Александр Осипович (1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург), польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Учился в Варшаве в мастерской художника Я. П. Норблина (1793–1802). Пылкий характер и патриотические чувства привели Орловского в ряды польских повстанцев, возглавляемых Т. Костюшко. В польский период творчества исполнил ряд острохарактерных жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795–96), портретов, сцен Польского восстания 1794 г., в котором он участвовал («Битва под Рацлавицами», 1798 или ок. 1801 г.). В 1802 г. Орловский переехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Талантливый рисовальщик, он создал многочисленные произведения романтического характера в технике карандаша,акварели и пастели: батальные и жанровые сцены, изображения всадников и воинов в латах, пейзажи с ночным освещением и картинами кораблекрушений. Все они отмечены патетикой и динамичностью исполнения («Польский всадник», 1809; «Четыре воина, сидящие под утесом», 1829). А. С. Пушкин посвятил художнику строки известного стихотворения: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу!». За картину «Бивуак казаков» (1809) Орловский был удостоен звания академика Петербургской академии художеств. Большое место в творчестве художника занимал портрет. Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-коричневой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Орловский был одним из основоположников сатирического шаржа в России (портрет И. С. Брызгалова). Его жанровые акварельные зарисовки, запечатлевшие яркие народные типы – петербургских разносчиков, каменщиков, стекольщиков, – предвосхитили известные серии И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова.
Художник разностороннего дарования, Орловский был единственным «чистым» романтиком в русском искусстве, хотя воплощение идеалов романтизма в его творчестве, по сравнению с О. А. Кипренским, было несколько более поверхностным.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Орловский
(К. Ф. Головин) — псевдоним писателя Константина Федоровича Головина. Родился в 1843 г., образование получил в СПб. университете, служил в министерстве государственных имуществ. На литературное поприще выступил в 1879 г. рядом статей по экономическим, преимущественно аграрным, вопросам, которые печатались в журналах под настоящей фамилией автора, и повестью "Серьезные люди", появившейся в "Русском Вестнике" под псевдонимом О. В том же журнале появились и остальные романы и повести О., написанные им в течение 1880-х годов: "Вне колеи" (1882), "Блудный брат" (1884), "Дядюшка Михаил Петрович" (1886), "Молодежь" (1887—89); все они вышли и отдельными изданиями. Автор является в них верным направлению журнала, в котором он писал, но чувство правды заставляет его многое изображать в таком свете, что впечатление получается не вполне согласное с этим направлением. Позднейшие беллетристические его произведения: "Чья вина" (Русское Обозрение", 1891), "Погром" (т. же, 1894), "На весах" ("Русский Вестник", 1894—95), "Медовый месяц" (т. же, 1897), "Андрей Мологин" ("Вестник Европы", 1896), "Баловень счастья" (т. же, 1897) и др. Головин поместил также ряд критических статей в "Историческом Вестнике" и "Русском Обозрении", а отдельно издал: "Русский роман и русское общество" (1897). Из публицистических его работ отдельно изданы, между прочим: "Сельская община в литературе и действительности" (1887), "Социализм как положительное учение" (1892), "Мужик без прогресса или прогресс без мужика" (1896).
{Брокгауз}
Орловский
авт. кн. "Взгляд на мореходство и морские силы у всех народов в мире" (СПб., 1836).
{Венгеров}
Орловский
писал о детских годах Пушкина ("Семья и школа", 1900-х гг.).
{Венгеров}
Орловский
авт. соч. по вопрос. путей сообщения (1905), инженер.
{Венгеров}
Орловский
авт. брош. "Уход за красотою" (СПб., 1910), д-р мед.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008