узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
ОРНАМЕНТ
ОРНАМЕНТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Орнамент
лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ОРНАМЕНТ
Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании или геометрических, или стилизованных элементов фауны и флоры. Орнамент служит для украшения предметов церковного обихода, церковных архитектурных сооружений.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ОРНАМЕНТ
(лат. Ornamentum — украшение) — узор, построенный на регулярном ритмическом чере-довании и расположении геометрических или изобразительных элементов. Орнамент используется для украшения зданий, сооружений, предметов, принадле-жащих к сфере декоративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графи-ке, плакате и др. Свойства орнамента зависят также от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. По характеру построения орнамента обычно выделяют три широко распространенные его разновидности: 1) орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры); 2) розетки (орнамент, вписанный в круг); 3) сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность сплошным узором).
По изобразительному началу принято разделять растительный орнамент, геометрический орнамент и тератологический орнамент (изображение зверей).
По изобразительному началу принято разделять растительный орнамент, геометрический орнамент и тератологический орнамент (изображение зверей).
ОРНАМЕНТ
от лат. ornamentum – украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов декоративно-прикладного искусства, книг, архитектурных сооружений и др. Различают геометрический (в виде чередующихся простейших фигур – ромбов, кругов, треугольников) и растительный (составленный из стилизованных цветов, листьев и т. д.) орнаменты. Разновидностью геометрического орнамента является широко применявшийся в крито-микенском и древнегреческом искусстве меандр – узор в виде изломанной под прямыми углами спирали. Элементами орнамента могут быть также стилизованные фигурки людей или животных.
Простейшие орнаменты появились уже в эпоху палеолита. В древности они выполняли магическую роль оберегов, отпугивавших злые силы и привлекавших изобилие. Впоследствии каждая эпоха и стиль, каждая национальная культура создавали свою систему орнаментов.
Простейшие орнаменты появились уже в эпоху палеолита. В древности они выполняли магическую роль оберегов, отпугивавших злые силы и привлекавших изобилие. Впоследствии каждая эпоха и стиль, каждая национальная культура создавали свою систему орнаментов.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Орнамент
декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. В архитектуре О. появляется обычно в декоративных планках, на симах, акротериях как заполнение фризов и кассет, в рельефах — как обрамление, венчающий элемент или заполнение пространства, в живописи–как обрамление поля изображения или как заполняющий О. В одежде, на предметах обихода, мебели, оружии и т. д. О., выполн. из того же или другого материала, имеет функции украшения, разделения частей, обрамления, заполнения поверхности, в различной мере являясь носителем значения и выражения замысла мастера. Осн. О. раннегреч. искусства — меандр, в эпоху ориентализирующего стиля сокровищница О. пополняется пальметтами, волютами, фризами из ленточных сплетений, логосами. Эти О. использовались до самых поздних эпох наряду с вошедшими в употребление с 6 в. до н. э. ионическим киматием (eierstab) и О. из сердцевидных листьев. С эпохи классики употребительным становится акант (первоначально на акротериях и капителях), в эпоху эллинизма появляются букраний и гирлянды. Римляне восприняли орнаментальное богатство греков и расширили его благодаря утонченности, комбинациям и укрупнению О. в монументальном искусстве.
Источник: Словарь античности. 1989