ОРНАМЕНТ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОРНАМЕНТ
узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Орнамент
лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ОРНАМЕНТ
Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании или геометрических, или стилизованных элементов фауны и флоры. Орнамент служит для украшения предметов церковного обихода, церковных архитектурных сооружений.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ОРНАМЕНТ
(лат. Ornamentum — украшение) — узор, построенный на регулярном ритмическом чере-довании и расположении геометрических или изобразительных элементов. Орнамент используется для украшения зданий, сооружений, предметов, принадле-жащих к сфере декоративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графи-ке, плакате и др. Свойства орнамента зависят также от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. По характеру построения орнамента обычно выделяют три широко распространенные его разновидности: 1) орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры); 2) розетки (орнамент, вписанный в круг); 3) сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность сплошным узором).
По изобразительному началу принято разделять растительный орнамент, геометрический орнамент и тератологический орнамент (изображение зверей).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ОРНАМЕНТ
от лат. ornamentum – украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов декоративно-прикладного искусства, книг, архитектурных сооружений и др. Различают геометрический (в виде чередующихся простейших фигур – ромбов, кругов, треугольников) и растительный (составленный из стилизованных цветов, листьев и т. д.) орнаменты. Разновидностью геометрического орнамента является широко применявшийся в крито-микенском и древнегреческом искусстве меандр – узор в виде изломанной под прямыми углами спирали. Элементами орнамента могут быть также стилизованные фигурки людей или животных.
Простейшие орнаменты появились уже в эпоху палеолита. В древности они выполняли магическую роль оберегов, отпугивавших злые силы и привлекавших изобилие. Впоследствии каждая эпоха и стиль, каждая национальная культура создавали свою систему орнаментов.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Орнамент
декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. В архитектуре О. появляется обычно в декоративных планках, на симах, акротериях как заполнение фризов и кассет, в рельефах — как обрамление, венчающий элемент или заполнение пространства, в живописи–как обрамление поля изображения или как заполняющий О. В одежде, на предметах обихода, мебели, оружии и т. д. О., выполн. из того же или другого материала, имеет функции украшения, разделения частей, обрамления, заполнения поверхности, в различной мере являясь носителем значения и выражения замысла мастера. Осн. О. раннегреч. искусства — меандр, в эпоху ориентализирующего стиля сокровищница О. пополняется пальметтами, волютами, фризами из ленточных сплетений, логосами. Эти О. использовались до самых поздних эпох наряду с вошедшими в употребление с 6 в. до н. э. ионическим киматием (eierstab) и О. из сердцевидных листьев. С эпохи классики употребительным становится акант (первоначально на акротериях и капителях), в эпоху эллинизма появляются букраний и гирлянды. Римляне восприняли орнаментальное богатство греков и расширили его благодаря утонченности, комбинациям и укрупнению О. в монументальном искусстве.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Орнамент федоровских украшений Обь-Иртышского междуречья

Запрудский Сергей Сергеевич
Рассмотрены все орнаментированные федоровские украшения Обь-Иртышского междуречья. Выделено 10 элементов, 5 групп комбинаций узора и 4 способа нанесения орнамента на ювелирные изделия, а также 21 орнаментальная композиция.
Читать PDF
0.00 байт

Шнуровой орнамент – этнический маркер в культурах Предуралья эпохи железа!

Белавин Андрей Михайлович, Крыласова Наталья Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

Шнуровой орнамент – этнический индикатор в культурах железного века Среднего Приуралья?

Мельничук Андрей Федорович, Коренюк Сергей Николаевич, Перескоков Михаил Львович
В статье мы обратимся к шнуровому орнаменту – технической традиции в декорировании глиняной посуды, использовавшейся в Европе с эпохи неолита – палеометалла, которая вкупе с другими видами керамического декора является, по мнению
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент в культуре саков Центрального Казахстана

Бейсенов Арман Зияденович, Базарбаева Галия Аппазовна
В данной работе предпринята попытка комплексного рассмотрения предметов художественной культуры, происходящих из коллекций сакского времени Центрального Казахстана.
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент на изделиях из кости и рога неолитического комплекса поселения Мергень 6

Еньшин Дмитрий Николаевич, Скочина Светлана Николаевна
Статья посвящена анализу орнаментированных изделий из кости и рога неолитического комплекса поселения Мергень 6 (лесостепное Приишимье).
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент ительменов

Руденко А. И.
Исследование самобытного творчества ительменов способствует распространению знаний о возрождающейся культуре этого малочисленного народа северо-востока Азии.
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент как «Связующая нить» современного и традиционного искусства

Масалова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент как семиотическая структура для современного мира

Гилевич Евгений Вячеславович
В статье рассматривается понятие орнамента, при этом традиционный орнамент исследуется как семиотическая структура.
Читать PDF
0.00 байт

Ленточный орнамент в искусстве Зирихгерана - Кубачи XIII-XV вв

Маммаев Мисрихан Маммаевич
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент арабески и гротеск в русском классицизме второй половины XVIII века. К вопросу об объемно-п

Литвин Татьяна Анатольевна
Cтатья посвящена изучению дворцовых люстр времен правления Екатерины II и Павла I. Принципам устройства осветительных приборов русского классицизма уделяли внимание лишь единичные исследователи.
Читать PDF
0.00 байт

Русская народная вышивка: орнамент, образ, мотив

Спиридонова Анна Владимировна
Анализируется процесс изменения использования различных узоров и образов в вышивке в связи с изменением жизненных устоев и общего мировоззрения.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние специальных технологий на орнамент в изделиях из металла

Соколова М.С.
В статье рассматриваются особенности использования орнамента в металле в зависимости от технологии его обработки.
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент на миниатюрных мозаичных иконах эпохи Палеологов

Яковлева Мария Игоревна
Статья посвящена анализу орнаментальных мотивов на византийских миниатюрных мозаичных иконах конца XIII первой половины XIV в., их взаимосвязи с декором рукописей и произведениями эмальерного искусства средневизантийского периода.
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент на Государственном флаге Республики Беларусь: древнейшие истоки

Рассадин Сергей Евгеньевич
В статье обоснована историческая приоритетность национального орнамента, помещённого на Государственном флаге Республики Беларусь.
Читать PDF
0.00 байт

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ. ВЫП.1. ШИТЬЕ, ТКАНИ, КРУЖЕВА / ОБЪЯСНИТ. ТЕКСТ В. СТАСОВА. - М.: GOLDEN B

Волошина Л.А.

Похожие термины:

  • БУГОРЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ

    (франц. repousse), орнамент на листовых металлоизделиях, особенно золотых и бронзовых, представляет собой выступы, выбитые изнутри. С внешней стороны в течение всего процесса удерживают соответствующ
  • ГРЕБЕНКА, ГРЕБЕНЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ

    распространенный способ украшения керамики. Зубчатым инструментом (штампом) из кости и гальки, раковины по сырой поверхности еще не обожженного сосуда наносились ленты параллельных насечек, разн
  • ГРЕБЕНЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. combed ornament), распространенный способ украшения керамики. Выполнялся зубчатым инструментом по сырой глине. В результате получались ленты параллельных насечек, часто волнистые.
  • НАРЕЗНОЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. incised decoration), встречается на керамике. Мягкая поверхность глины до обжига прорезалась острым инструментом.
  • ПРОЦАРАПАННЫЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. scratched decoration), линии наносились твердым острием (возможно, кремневым) на лощеную поверхность после обжига сосуда. Тонкие неровные линии заполнялись охрой или пастой (часто встречаются в этих л
  • РОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. gadroon), декоративный мотив в металлических изделиях и керамике, состоит из рядов каплевидных выпуклин, расходящихся от основания сосуда. Такой орнамент может покрывать нижнюю часть сосуда ил
  • ШНУРОВОЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. cord ornament), широко распространен на керамике, наносится на поверхность сырой глины при помощи перевитого шнура. Иногда шнур обвязывался вокруг палочки, таким образом выполнялись узоры (Питерб
  • ШТАМПОВАННЫЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. impressed decoration), орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким-либо предметом. Частным случаем является штамп, когда рисунок предварительно вырезается на де
  • ВОЛНИСТЫЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. rippled decoration), способ лощения керамики, при котором вся поверхность сосуда выглядит волнистой, в некоторых случаях приближаясь к желобкам. В русской литературе термин обозначает волнистые лин
  • ВЫЕМЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ

    (англ. excised decoration), на мягкой поверхности сосуда до обжига вырезают полоски или узоры. Образовавшиеся полоски часто заполнялись белой пастой, выделявшейся на темной поверхности сосуда (см. Кербшнит
  • ОРНАМЕНТ ЧУВАШСКИЙ

    представлен на вышивке и дерев. резьбе в чуваш. селах Пенз. обл. Для чуваш. иск-ва характерны: узорное ткачество (двухцветное с красным ромбовидным орнаментом на белом поле и многоцветное на красном
  • ОРНАМЕНТ МОРДОВСКИЙ

    набор характерных для мордвы узоров. В декоративно-прикладном иск-ве он имеет наибольшую эстетич. и смысловую нагрузку. Самыми древними в О. м. являются мотивы из простейших геометрич. фигур: треуг
  • ОРНАМЕНТ РУССКИЙ

    набор узоров, характерных для рус. прикладного иск-ва. Встречается на изделиях из дерева и металла, глины и стекла, кости и рога, ткани и кожи. Проявлялся в резьбе, скульптуре, росписи, графике, худож.
  • ОРНАМЕНТ ТАТАРСКИЙ

    набор узоров, характерных для тат. прикладного иск-ва. В основном состоял из растит. и геометрич. мотивов (зооморфные изображения имеют незначит. место). Растит. мотив наиб. распространение получил
  • ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ФОРМА

    в искусстве палеолита включала в себя ритмические построения в малых формах, из повторяющихся абстрактно-геометрических элементов. Первобытный орнамент в отличие от более поздних во всех случая